Использование нейропсихологических методов в обследовании детей с ОНР.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Для учителя-логопеда знакомство с нейропсихологическим методом анализа недостаточности речевой и других форм психической деятельности детей с нарушением речи имеет важное практическое значение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нейропсихологических методов в обследовании детей с ОНР.

Для учителя-логопеда знакомство с нейропсихологическим методом анализа недостаточности речевой и других форм психической деятельности детей с нарушением речи имеет важное практическое значение. Этот метод позволяет:

1. Выявлять психофизиологические особенности, лежащие в основе тех или других нарушений;

2. Вычленять систему первичных сохранных звеньев психической деятельности детей;

3. Определять оптимальные (т.е. адекватные структуре дефекта) пути индивидуального подхода к детям в процессе коррекционного обучения.

             

Использование данного метода базируется на понимании «любой психической деятельности человека как сложной функциональной системы, реализация которой обеспечивается целым комплексом совместно работающих аппаратов мозга, вносящих свой вклад в обеспечение этой функционирующей системы» (А.Р. Лурия).

С помощью этого метода осуществляется структурный синдромный анализ нарушенных психических процессов, который и является основным способом нейропсихологического исследования.

                   

В настоящее время нейропсихологические методы успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении . На мой  взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми, имеющими системную речевую патологию, так называемое общее недоразвитие речи (ОНР). Картина нарушений в развитии у таких детей неоднородна и не исчерпывается речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной, направленной коррекции.

                           

Главную роль в. Нейропсихологическом  подходе к обследованию речи А.Р. Лурия отводит не выделению единичных симптомов, а описанию целого симптомокомплекса психических изменений, наступивших при локальных поражениях мозга, и вычленению в этом симптомокомплексе качественно однородных (общих) признаков, составляющих качество – фактор, имеющий определенное локальное значение:

1) «речеслуховой фактор» (акустический гнозис, понимание обращенной речи, слухоречевая память, слуховой контроль, слуховое внимание) –его недостаточность свидетельствует о поражении структур левой височной области (у правшей).

2) «динамический фактор» (кинестетическая организация различных психических операций: двигательных, речевых, мысленных) – его ослабленность связана с недостаточностью передней премоторной (лобной) области головного мозга, с лобно-височным поражением областей мозга, ведущих к расстройствам динамического праксиса.

3) «пространственный фактор» (ориентировка в пространстве, конструктивно-изобразительная деятельность, счет, понимание сложных логико-грамматических структур, зрительно-пространственная память) – его нарушение говорит о неблагоприятном состоянии теменных (нарушения кинестетической организации движений) и затылочных отделов головного мозга (нарушения пространственного праксиса).

                       

Таким образом, нейропсихологический метод обследования речевой деятельности имеет большие диагностические возможности при обследовании нарушений речевой деятельности и других высших форм психики детей

Многие пробы, которыми пользуются в нейропсихологическом обследовании, совпадают с логопедическими приемами обследования звуковой, лексической, грамматической сторон речи; письма и чтения.

Чтобы установить определенные ориентиры для учителей-логопедов в возможностях нейропсихологического подхода к диагностике речевых и неречевых нарушений у детей, существуют модифицированные схемы адаптированного нейропсихологического исследования дошкольников и младших школьников и анализа результатов нейропсихологического исследования.

                       

Исследовав литературу по данной теме я адаптировала и применила в работе технологию обследования «Нейропсихологической диагностики речевой патологии у детей» Фотековой для  детей с ОНР 5-7 лет.

При разработке обследования хотелось облегчить труд  логопеда поэтому после заполнения логопедом протокола результаты обследования программой считаются самостоятельно и выводятся в виде графика.

На нем видно, какие компоненты речевой системы страдают в большей степени, а какие относительно сохранны.

Сопоставление речевых профилей, полученных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития ребенка и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ним коррекционной работы.

Обследование рассчитано на 2 года обучения (на возраст 5-6 лет и 6-7лет). Проводится в начале учебного года (сентябрь) и конце (май).

В начале 1 года обучения собираются  раннее речевое развитие ребенка Затем проводится обследование, которое рассчитано на начало учебного года, баллы по каждому заданию сразу же вносятся в электронную таблицу. Чтобы увидеть результативность логопедической работы обследование также проводится в конце учебного года, баллы вносятся в таблицу.

На втором году обучения раннее речевое развитие ребенка не собирается. На отличном от 1 года обучения речевом материале, проводится диагностика  (начало  и конец года)

Так же подобран диагностический материал по всем разделам обследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нейропсихологических методов в коррекционной работе

Пордборка нейропсихологических упражнений и игр в коррекционной работе с детьми...

Статья " Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда.

quot; Использование нейропсихологических  методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда....

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....

«Использование нейропсихологических методов в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно-логопедическую работу....

Использование нейропсихологических методов в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно-логопедическую работу....

Использование нейропсихологических методов и приемов в междисциплинарном взаимодействии педагогов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

В группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи приходят дети с разным уровнем развития психических процессов.Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает опреде...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы...