Использование нейропсихологических методов в обследовании детей с ОНР.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Для учителя-логопеда знакомство с нейропсихологическим методом анализа недостаточности речевой и других форм психической деятельности детей с нарушением речи имеет важное практическое значение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_neyropsihologicheskih_metodov_v_obsledovanii_detey_s_onr.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нейропсихологических методов в обследовании детей с ОНР.
Для учителя-логопеда знакомство с нейропсихологическим методом анализа недостаточности речевой и других форм психической деятельности детей с нарушением речи имеет важное практическое значение. Этот метод позволяет:
1. Выявлять психофизиологические особенности, лежащие в основе тех или других нарушений;
2. Вычленять систему первичных сохранных звеньев психической деятельности детей;
3. Определять оптимальные (т.е. адекватные структуре дефекта) пути индивидуального подхода к детям в процессе коррекционного обучения.
Использование данного метода базируется на понимании «любой психической деятельности человека как сложной функциональной системы, реализация которой обеспечивается целым комплексом совместно работающих аппаратов мозга, вносящих свой вклад в обеспечение этой функционирующей системы» (А.Р. Лурия).
С помощью этого метода осуществляется структурный синдромный анализ нарушенных психических процессов, который и является основным способом нейропсихологического исследования.
В настоящее время нейропсихологические методы успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении . На мой взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми, имеющими системную речевую патологию, так называемое общее недоразвитие речи (ОНР). Картина нарушений в развитии у таких детей неоднородна и не исчерпывается речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной, направленной коррекции.
Главную роль в. Нейропсихологическом подходе к обследованию речи А.Р. Лурия отводит не выделению единичных симптомов, а описанию целого симптомокомплекса психических изменений, наступивших при локальных поражениях мозга, и вычленению в этом симптомокомплексе качественно однородных (общих) признаков, составляющих качество – фактор, имеющий определенное локальное значение:
1) «речеслуховой фактор» (акустический гнозис, понимание обращенной речи, слухоречевая память, слуховой контроль, слуховое внимание) –его недостаточность свидетельствует о поражении структур левой височной области (у правшей).
2) «динамический фактор» (кинестетическая организация различных психических операций: двигательных, речевых, мысленных) – его ослабленность связана с недостаточностью передней премоторной (лобной) области головного мозга, с лобно-височным поражением областей мозга, ведущих к расстройствам динамического праксиса.
3) «пространственный фактор» (ориентировка в пространстве, конструктивно-изобразительная деятельность, счет, понимание сложных логико-грамматических структур, зрительно-пространственная память) – его нарушение говорит о неблагоприятном состоянии теменных (нарушения кинестетической организации движений) и затылочных отделов головного мозга (нарушения пространственного праксиса).
Таким образом, нейропсихологический метод обследования речевой деятельности имеет большие диагностические возможности при обследовании нарушений речевой деятельности и других высших форм психики детей
Многие пробы, которыми пользуются в нейропсихологическом обследовании, совпадают с логопедическими приемами обследования звуковой, лексической, грамматической сторон речи; письма и чтения.
Чтобы установить определенные ориентиры для учителей-логопедов в возможностях нейропсихологического подхода к диагностике речевых и неречевых нарушений у детей, существуют модифицированные схемы адаптированного нейропсихологического исследования дошкольников и младших школьников и анализа результатов нейропсихологического исследования.
Исследовав литературу по данной теме я адаптировала и применила в работе технологию обследования «Нейропсихологической диагностики речевой патологии у детей» Фотековой для детей с ОНР 5-7 лет.
При разработке обследования хотелось облегчить труд логопеда поэтому после заполнения логопедом протокола результаты обследования программой считаются самостоятельно и выводятся в виде графика.
На нем видно, какие компоненты речевой системы страдают в большей степени, а какие относительно сохранны.
Сопоставление речевых профилей, полученных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития ребенка и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ним коррекционной работы.
Обследование рассчитано на 2 года обучения (на возраст 5-6 лет и 6-7лет). Проводится в начале учебного года (сентябрь) и конце (май).
В начале 1 года обучения собираются раннее речевое развитие ребенка Затем проводится обследование, которое рассчитано на начало учебного года, баллы по каждому заданию сразу же вносятся в электронную таблицу. Чтобы увидеть результативность логопедической работы обследование также проводится в конце учебного года, баллы вносятся в таблицу.
На втором году обучения раннее речевое развитие ребенка не собирается. На отличном от 1 года обучения речевом материале, проводится диагностика (начало и конец года)
Так же подобран диагностический материал по всем разделам обследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нейропсихологических методов в коррекционной работе
Пордборка нейропсихологических упражнений и игр в коррекционной работе с детьми...
Статья " Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда.
quot; Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда....
Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»
Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....
«Использование нейропсихологических методов в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно-логопедическую работу....
Использование нейропсихологических методов в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
Использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно-логопедическую работу....
Использование нейропсихологических методов и приемов в междисциплинарном взаимодействии педагогов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
В группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи приходят дети с разным уровнем развития психических процессов.Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает опреде...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы...