Обучение с увлечением
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В статье рассматривается использование техгологии синквейн в рамках работы над коррекцией лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_domrachevoy_e.n.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Единственный способ определить границы возможного- выйти за эти границы, в невозможное».
А Кларк
Обучение с увлечением
Развитие речевых способностей у детей - это одна из главных задач учителя-логопеда группы компенсирующего обучения. Процесс развития речи осуществляется с опорой на активное познание ребятами окружающего мира в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности. Он требует глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Из практики я отметила, что одной из наиболее эффективных и интересных педагогических технологий, которая позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что открываются новые творческие интеллектуальные возможности ребенка, способствует обогащению и актуализации словаря, особенно лексики и грамматики, является диагностическим инструментом, носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление), является игровым приемом и используется для закрепления изученной темы. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
Что же такое синквейн? Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии. Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.
К основным правилам составления синквейна относятся следующие (этапы написания):
1 строка – Кто? Что? Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
2 строка - Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.
3 строка – Что делает? Три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза или предложение, показывающая отношение к теме.
5 строка – ассоциации, возникающие, когда слышишь это слово, отражающие сущность темы.
Ребятам кроме схемы- елочки предлагается стихотворение:
Синквейн создать сумеет каждый.
И ты, дружок, начни однажды.
Назвав предмет, скажи какой,
И что он делает с собой.
Потом составим предложенье.
А завершим, на удивленье,
Ассоциаций парой слов.
Ты молодец! Синквейн готов!
Во втором полугодии коррекционно-развивающих занятий ребята старшей группы компенсирующего обучения успешно составляют синквейны на занятиях, которые завершают в конце недели лексическую тему, уверенно называют «живые - неживые предметы», задают к словам вопросы, подбирают по нескольку слов - признаков и слов - действий, а алгоритм составления синквейна ласково называют «елочкой». Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, помогает закрепить понятие «предлог» (маленькое слово), и его оформление в схеме предложения. Составить синквейн получается у всех, ведь это игра, в которой сочинять весело, полезно и легко! Главное начать писать и все обязательно получится. При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения
Эта ежедневная, кропотливая, необходимая работа невозможна без активной поддержки родителей речевых детей. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей- одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы компенсирующего обучения «Радуга».
Итоговой работой использования педагогической технологии синквейн в рамках изучения лексических тем «Почта» и «Цветы» была творческая работа вместе с мамой составить и оформить синквейн дома. Получились у наших творческих ребят и их родителей синквейны в виде радужных пирамид, рисунков, таблиц. Особенно выделялись синквейны из слов, буквы которых вылеплены из пластилина.
Совместные работы очень разные, но в то же время и похожие: составлены по алгоритму, очень точно передают информацию о выбранном объекте или предмете в рамках лексической темы. В них ребята очень точно изложили свои мысли, чувства и представления в нескольких словах, что на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Эти нерифмованные стихотворения стали «изюминкой» совместной деятельности ребят и их родителей. Это увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник и взрослый может почувствовать себя гением-творцом. Только вместе с мамой можно добиться стойких результатов в развитии речи ребят!
Думаю, ребята, и их родители не только в следующем учебном году с удовольствием продолжат составлять синквейны.
В заключении хочется отметить, что написание нерифмованных стихов позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение с увлечением
Данная презентация может быть использована на родительском собрании, при ознакомлении с играми для развития речи...
«Использование ИКТ в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при реализации дополнительной муниципальной программы «Пермячок.ру. Обучение с увлечением»
В данной статье описано использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности при реализации дополнительной муниципальной программы "Пермячок.ru. Обучение с увлечением...
Нод «Достопримечательности микрорайона «Домостроительный».Модуль «Properm: «Прогулки по городу» программы дополнительного образования «Пермячок.ru. Обучение с увлечением». Автор: Широкова М.В. воспитатель высшей квалификационной категории
Нод «Достопримечательности микрорайона «Домостроительный». Задачи:- Формировать представления детей о микрорайоне ПДК.- Расширять знания детей о городе Пермь, районах города.- Дать знания о досто...
мониторинговые карты к модулям программы "Пермячок.ru. Обучение с увлечением"
Мониторинговые карты к программе Пермячок.ru/ Обучение с увлечением. Программа состоит из трех модулей: «Веселый светофорик», «Азбука этикета», «Properm: Прогулки по городу» содержание кот...
Консультация для педагогов "Обучение с увлечением"
В публикации представлены дидактические игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Обучение с увлечением"
Игровые методы обучения...
Консультация для родителей на тему: «Обучение с увлечением»
В данной консультации даются рекомендации по выбору игр способствующих развитию творческих спсособностей ребенка. Во все перечисленные игры можно играть дома....