Автоматизация звука [Ч]
методическая разработка по логопедии

Речевой материал по автоматизации звука [Ч] может быть использован учителями-логопедами, воспитателями и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_ch.odt25.63 КБ

Предварительный просмотр:

1. Чётко проговаривать слоги, слова и чистоговорки со звуком [Ч]:

Ач – оч – уч              ыч – эч – ач                 уч – оч – эч

Яч – ёч – юч              ич – еч – ач                 юч – ёч – еч

Врач, грач, плач, богач, калач, трубач, мяч, горяч, дочь, ночь, луч, могуч, везуч, обруч, ключ, колюч, горюч, дичь, кирпич, меч, печь, речь, беречь, Иванович, Петрович, Николаевич, Сергеевич.

Очки, жучки, паучки, крючки, каблучки, мучной, ручной, бычки, дички, новички, ячмень, качка, прачка, удачно, задачник, бочка, кочка, дочка, ночка, почка, прочный, квочка, молочный, замочки, Ванечка, Танечка, Жучка, ручка, внучка, брючки, колючки, кличка, птичка, водичка, коричневый, привычка, кавычки, печка, речка, гречка, овечка, колечко, уздечка, бачки, значки, кабачки, башмачки, начни, облачко, бабочка.

Ач, ач, ач – новый мяч.

Эч, эч, эч – острый меч.        

Оч, оч, оч – лунная ночь.

Уч, уч, уч – солнца луч.        

Оч, оч, оч – мамина дочь.

Уч, уч, уч – у Буратино ключ.

Ич, ич, ич – боевой клич.    

Ач, ач, ач – калач горяч.  

Уч, уч, уч – силач могуч.                                                          

                                                                                                                                                         Ча – чо – чу             че – чи – чо              чу – чи – ча

Чи – чо – че             чо – ча – чу              ча – чу – чи

Чай, чан, чайник, чайка, чашка, кочан, причал, кричал, качал, бахча, начал, мочалка, каланча, дача, удача, добыча, задача, передача.

Бычок, пучок, значок, крючок, плечо, кулачок, каблучок, бочонок, зайчонок, волчонок, галчонок, учёба, чёрный, бечёвка, мочёный, печёный, печёнка, ночёвка, прочёл, пчёлка, копчёный.

Чуб, чудо, хочу, кричу, драчун, каучук, кольчуга, дочурка, молчу, кричу, чудак, чулок, чугун, чулан, мальчуган, жемчуг.                                                                                                                                                                                    

Чин, чижик, учил, врачи, грачи, мячи, калачи, горячи, рычи, личинка, овчинка, волчица, горчица, зайчик, мальчик, пальчик, мячики, калачики, могучий, горючий, гремучий, колючий, дремучий, выучил, вылечил, лётчик, кончик, пончик, волчий, заячий, огурчик, голубчик.

Чей, ручей, горячей, зачем, качели, леченье, печенье, вечерний.

Чи, чи, чи – не кричи.

Чу, чу, чу – играть хочу!

Ча, ча, ча – нет ключа.

Чи, чи, чи – калачи в печи.  

Ча, ча, ча – в чайнике чай.

Чо, чо, чо – учёному почёт.                                                          

2. Повторять предложения:

На веточке – певчая птичка. На даче у дачников – кабачки.  В саду тачка без ручки.  В огороде бочка.  Девочка уронила мяч.  Мяч плывёт по речке.  Верочка ловит бабочку. Снесла курочка яичко. В пачке печенье.  У мальчугана черепаха. У причала кричали чайки. Мальчики качались на качелях. Данечка Ниночке чинит ботиночки.  Меч у Ванечки, мяч у Анечки.  У папочки – очки и тапочки.  У дочки удочка, у внучки - дудочка.  Витечка читает, Митечка мечтает.  Лесная земляничка ростом - невеличка.  На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу!

3. Отгадать и выучить наизусть загадки, нарисовать картинки-отгадки: 1).Белая бочка, нет в ней ни сучочка.

2).Чёрен, проворен, кричит: «Крак!», червячкам враг.

3).Упадёт – подскачет, ударишь – не плачет.

4).Из железа тучка, а у тучки – ручка.

Эта тучка по порядку

обойдёт за грядкой грядку.

5).Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в реке.                                                                        

         

4. Повторять или учить наизусть стихи:

Весной в Керчи

кричат грачи.(В.Борисов)

Ученик учил уроки,

у него в чернилах щёки.

Черепаха, не скучая,

час сидит за чашкой чая.

В шкафчике у Танечки                  

Чашечки и чайнички.(И.Синицына)

Калачи из печи

чересчур горячи.

Чересчур горячи

калачи из печи.(П.Синявский)

         

В балаганчике чудесном возле речки                                                                                                                                                                                                                                

На верёвочках смешные человечки!

Каблучками человечки бьют чечётку –

Очень часто, очень чисто, очень чётко!(И.Синицына)                                                        

- Чей ты, чей, лесной ручей?

- Ничей!

- Но откуда ты, ручей?

- Из ключей.

- Ну, а чьи же те ключи?

- Ничьи!

- Чья берёзка у ручья?

- Ничья!

У  Чиполлоне – Чиполлино,

Чиполлетто, Чиполлотто,

Чиполлочча и Чиполлучча.                                            

Уточки и тапочки. А.Шевченко                        

Чтобы камушки на тропке

Не кололи лапочки,

Уточки на лапочки

Надевали тапочки!

И по тропке во поле

К речке в тапках топали!                            

Считалочка-крякрялочка. П.Синявский    

По зелёной улочке

Маршируют уточки.

Топают вразвалочку,

Крякают считалочку.

- Раз, два! Кря-кря-кря! –

Повторяют уточки, -

Нам  ни реки, ни моря

Не страшны  ни чуточки.                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....