Автоматизация звука Ш
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Методический материал для закрепления звука в речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_sh.docx | 66.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук “Ш”
Звук «ш» согласный, глухой, шипящий.
Артикуляция: губы вытянуты вперёд трубочкой, зубы слегка приоткрыты, кончик языка приподнят к верхним бугоркам, алвеолам, но не дотрагивается до них, воздушная струя сильная, тёплая.
Основные недостатки в произношении:
(Все недостатки в произношении шипящих и свистящих зв. наз. сигматизмом).
- Свистящий сигматизм: звук «З» заменяют звуком «С»
- Межзубный сигматизм: кончик языка прижат к передним верхним зубам
Работу по постановке звука мы ведём по трём этапам:
I Подготовительный этап
Цель – подготовить речевой аппарат к постановке звука. С помощью специальных упражнений отрабатываем дыхание ребёнка, упражняем язык и губы, делаем его гибким.
Упражнения:
- Найти бугорки, облизать их, постучать по ним.
- Ковшичек. Высунуть язык вперед, поднять кверху и убрать за зубы.
- Кончиком языка облизать верхнюю губу (лисица облизывается).
- Губы вытянуть вперёд трубочкой, поиграть на дудочке, погудеть как паровоз, исполнить звукоподражание.
- Поддувание лёгких предметов: лёгких бумажек, ватки, султанчиков.
- Пускание мыльных пузырей.
- Поддувание на марлю (с двух сторон дети дуют на марлю).
- Кто дальше будет поддувать кораблик на воде.
- Чей шарик дальше укатится (кто сильнее дует).
II Постановка звука.
Цель – объяснить детям артикуляцию, добиться точного произнесения звука по подражанию, закрепить звук.
Предлагаем ребёнку сказать звук по подражанию. Если ребёнок не может этого сделать, объясняем артикуляцию. Если это не помогает, то используем логопедический приём: логопед предлагает сказать ребёнку звук «С» , проверяет чистоту, если звук правильный, логопед механически поднимает язычок. Если ребёнок понимает, ему можно самому предложить, произнося звук, поднять язык кверху (можно использовать пальчик ребенка, который как «крючок» цепляется за нижние зубы под язычком). Эти упражнения повторяются много раз, пока не получится звук. Полученный звук нужно закрепить. Закрепляем звук, используя различные звукоподражания (шум ветра, шелест листьев, гуси шипят). Логопед предлагает детям повторять слова, в которых часто встречается звук «ш».
Шаг школа Уши петушок ёрш шалаш
шум школьник коршун чашка мышь наш
шуба шкаф бабушка кошка голыш малыш
шутка шляпа дедушка мышка грош душ
шапка шалаш игрушки малышка калаш камыш
шарф шёлк мишка зайчишка
После этого звук вводится в предложения.
1. Даём слово или несколько слов детям со звуком «ш», а они придумывают предложения по ним (Шуре купили шапку).
2. Дети заканчиваю предложение воспитателя словом со звуком «ш» (На крыльце сидела кошка).
3. Дети подбирают определения к данному слову, в которых должен быть звук «ш» (Книга большая, волшебная, страшная).
III Автоматизация звука.
Звук уже автоматизируется, т.е. произносится свободно, не задумываясь, механически.
С детьми проводятся:
1. Игры на вызывание звука «ш».
а) «Иди сюда». Начинает в первый раз играть логопед. Она уходит на противоположную сторону группы и говорит: «Миша, иди сюда, я нашла ромашку». Этот ребёнок подходит, зовёт другого ребёнка, прежде чем позвать ребёнка он должен назвать слово с «ш» (если дети играют с цветами, то цветок, если с игрушками, то игрушку) и т.д.
б) «Чудесный мешочек». Игра с игрушками, в названии которых есть звук «ш». Дети сами их находят в группе (матрёшка, лошадка, мишка, машинка и т.д.), находят звук в слове, а потом играют как обычно, но называя предметы они произносят и звук «ш».
в) «Что изменилось». Игра проводится как и обычно, только предметы здесь подбираем так, чтобы в названии был звук «ш».
2. Игры – драматизации.
1. Кот на крыше.
Выбирается кот, остальные дети мышки. Кот сидит на стуле и спит. Мышки тихо идут к коту кругом и поют: тиши мышки, тише мыши. Кот сидит на нашей крыше. Мышка, мышка берегись и коту не попадись. Кот просыпается урчит «мяу», внезапно вскакивает и гонится за мышками. Мышки убегают.
2. Мишенька.
Дети сидят кружком. Один из детей сидит в центре круга. Дети поют. Входи-ка Мишенька, попляши, попляши. Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши. А мы вокруг Мишеньки все вокруг пойдём, песенку весёлую звонко запоём. А мы всё в ладоши будем ударять, будет, будет Мишенька нам плясать, нам плясать. Мишка встаёт и пляшет, а дети хлопают в ладоши.
3. Коршун.
Один из играющих – коршун, он наклонившись к земле, роет ямочку. К коршуну подходит наседка с цыплятами, которые держат друг друга за талию или за платье. Между коршуном и наседкой происходит такой разговор:
Наседка: Коршун, коршун, что ты делаешь?
– Ямочку копаю.
– Что в ней ищешь?
– Камешек.
– Зачем тебе камешек?
– Чтобы носик точить.
– Зачем тебе носик точить?
– Чтобы твоих детушек клевать.
При словах «детушек клевать» коршун бросается на цыплят, цыплята убегают в курятник, коршун за ними гонится, а курица их защищает, и все кроме коршуна, кричат: «Кыш, кыш, злой коршун».
Игра продолжается пока не поймают всех цыплят.
Загадки
- Белые горошки на зелёной ножке (ландыш).
- Висит груша нельзя скушать (лампа).
- Сидит на крыше всех выше, дымом дышит (труба).
- Крошечный мальчишка 5. Два брюшка, четыре ушка (подушка).
В сером армячишке 6. Пляшет крошка, а всего одна ножка (юла).
По дворам шныряет 8. Хвост с узорами,
Крошки собирает (воробей). Сапоги со шпорами,
7. Под соснами, под ёлками По ночам распевает,
Бежит мешок с иголками. Время считает.
Скороговорки
- Шла Саша по шоссе 3. Мышонку шепчет мышь:
И сосала сушку. «Ты всё шуршишь не спишь!»
2. Кукушка кукушонку Мышонок шепчет мыши:
Купила капюшон «Шуршать я буду тише».
Надел кукушонок капюшон 5. Мамаша Ромаше дала сыворотку
Как в капюшоне он смешон. Из-под простокваши.
4. Шли сорок мышей 6. Шумели и шушукались
Нашли сорок грошей Верхи шумящих сосен.
Две мыши по плоше? 8. Ше – же – ше
Нашли по два гроша. Ше – же – ше
- Ша – жа – ша Мы засели в камыше
Ша – жа – ша Ши – жи – ши
Мы хотим поймать ерша. Ши – жи – ши
Ты сиди и не дыши
Ши – жи – ши
Ши – жи – ши
Хороши были ерши.
Стихи.
Г. Сапгир????
1. «Белка на орешине»
Дерево в овражке,
Белка на верхушке.
Попрыгунья в шубке
Щёлкает орешки,
Сыплются скорлупки,
Прячутся орешки.
Вот вы где, плутишки,
Орешки – малышки,
Орешки – двойняшки,
Орешки – тройняшки,
Орешки – пустышки!
И. Токмакова
2. «Ели»
Ели на опушке-
До небес макушки-
Слушают, молчат,
Смотрят внучат.
Бойко
3. «Про Алёшу и галошу»
Весь день наша бабушка
Ищет галошу,
Но в луже пускает
Галошу Алёша.
Бойко
4. «Про большие уши»
Папу спрашивала дочь-
Шустрая девчонка:
– Как слон за уши дерёт
Своего слонёнка?
– Не дерут слоны слонят,
Любят деток. Ясно?
– Жаль: такие лопухи,
А висят напрасно.
Бойко
5. «Вишенка»
Раннею весною
В нынешнем году
Я сама сажала
Вишенку в саду.
И шумит листвою,
Рослая, как я! –
Лучше всех на свете
Вишенка моя!
Бойко
6. «Малышка»
Ростом невеличка
И быстра, как мышка…
О моей сестричке
Говорят: малышка!
Всё бы ей возиться
С нитками, крючками…
Шить, вязать учиться
Начала у мамы.
Вдруг нас удивила
Младшая сестричка
Как связала славно
Брату рукавички!
Тёпленькие, мягкие
Рукавички вышли.
Вот вам и сестричка!
Вот вам и малышка!
3. Чтение потешек, загадок, стихов, в подг. гр. скороговорок.
Потешки
1. Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу смахивает.
2. Солнышко-вёдрышко
Выгляни в окошко
Твои детки плачут
По камешкам скачут.
3. Кошка на окошке
Штанишки шьёт
Курочка в сапожках
Избушку метёт.
4. Тётя Трот и кошка
Сели у окошка
Сели поздно вечерком
Поболтать немножко
Трот спросила: «Кис-кис,
Ты ловить умеешь крыс?»
«Мур», – сказала кошка,
Помолчав немножко.
5. Ты скажи барашек наш
Сколько шерсти ты нам дашь?
Не стриги меня пока
Дам я шерсти три мешка.
Один мешок хозяину
Другой мешок хозяйке.
6. Мишка милый, мишка славный:
Неуклюжий и забавный.
Весь из плюша мишка си????
Ватой пышною набит.
7. Козлятушки, дитятушки!
Отомкнитеся, птопритеся.
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Рассказы.
1. Катя и Маша.
Пошла Катя поутру за грибами, взяла Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину. Сняла чулки и пошла по воде.
– Сиди крепче, Маша, да не жми меня за шею. Пусти ручки, а то мне душно.
И Катя снесла Машу.
Л. Толстой.
2. В лесу.
Дети пошли в рощу. Вера и Люба собирали ягоды.
Ася и Таня зашли в чащу. Они нашли там ландыши.
Сказка Евг. Термяка.
«Для чего руки нужны»
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всём разговаривали. Спросил как-то дедушка внука: – А для чего, Петенька, людям руки нужны? – Чтобы в мячик играть, – ответил Петя. – А ещё для чего? – спросил дед.
– Чтобы ложку держать.
– А ещё?
– Чтобы кошку гладить. – А ещё? – Чтобы камешки в речку бросать…
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по т рудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....