"Комплексы кинезиологических упражнений"
методическая разработка по логопедии
В данном материале представлены кинезиологические упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy_kineziologich._upr.-omelchuk_m.n.docx | 167.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Кинезиологические упражнения в логопедической работе по развитию и коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста
Значительную долю воспитанников нашего дошкольного учреждения составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно дети с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. Для данного контингента детей характерны: системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. Поэтому, особое внимание в педагогической работе уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, а также коррекции отклонений в физическом, речевом и психическом развитии воспитанников.
Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, мы стали применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ОВЗ.
Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.
Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях применяем те, которые предусмотрены и усовершенствованы нами для основных направлений развития речи детей: коррекции нарушений звукопроизношения; фонематического слуха; лексико-грамматического строя речи.
Кинезиологические приёмы, которые мы использовали в логопедической практике:
- артикуляционные упражнения;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);
- сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);
- упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.
Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в логопедической практике:
- Сначала воспитатели с воспитанниками разучивают кинезиологические упражнения, отрабатывая технику.
- Затем, преследуя задачи развития речи, учитель-логопед:
- добавляет к этим упражнениям речевое сопровождение;
- подключает движение языка к движениям рук;
- сочетает дыхательные и двигательные упражнения;
- дополняет растяжки, двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением).
- Усовершенствованные упражнения прорабатываем постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе).
Важно отметить, что последовательное соединение кинезиологических упражнений с приёмами и методами логопедического воздействия, переходит в один игровой приём.
Кинезиологические упражнения используем в непосредственно образовательной деятельности, на фронтальных, индивидуально-подгрупповых занятиях по развитию и коррекции речи. Мы составили комплексы кинезиологических упражнений, используемых в логопедической работе:
- по коррекции нарушений звукопроизношения (Приложение 1);
- по коррекции нарушений фонематического слуха (Приложение 2);
- по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи (Приложение 3).
Сравнительные результаты диагностики устной речи дошкольников показали, что использование кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, а также позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию и коррекции проблем в развитии речи ребёнка, повысить речевую активность, облегчить процесс чтения и письма. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка:
- звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях);
- фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове);
- лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).
Однако, обязательное условие эффективности применения кинезиологических упражнений – это взаимодействие педагогов и родителей. Важнейшее значение имеет понимание родителями и педагогами всей важности и тонкости выполнения кинезиологических упражнений. С этой целью, учителя-логопеды проводят консультации и собрания, изготавливают и распространяют буклеты «Гимнастика для мозга», «Кинезиологические упражнения», презентации «Использование кинезиологических упражнений» с описанием упражнений, которые дают возможность овладеть практическими приемами проведения рече-интеллектуальных игр и упражнений в домашних условиях.
Приложение 1
Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе
по коррекции нарушений звукопроизношения
Постановка звуков, дыхания, голоса – первый этап формирования произносительных навыков у детей с нарушениями речи. На данном этапе активно применяем кинезиологические упражнения по развитию дыхания, артикуляционной моторики и др.; опираемся на сохранные анализаторы (зрительный, осязательный, двигательный, слуховой), в результате чего ребёнок усваивает то или иное произносительное умение.
Например, упражнение “Ныряльщик”. Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. Для постановки звуков, необходимо научить ребенка дифференцированному дыханию, правильной выработке воздушной струи, что позволяет это упражнение и другие:
2.1 “Свеча”
2.2 “Дышим носом”
2.3 “Ныряльщик”
5.7 “Горизонтальная восьмерка” (1, 2-я неделя занятий)
За этапом произносительных умений следует этап автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения кинезиологических упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.
Например, упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово…). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шу», …), далее слова, словосочетания, стихи и потешки.
Аналогично используем кинезиологические упражнения:
3.1 “Перекрестное марширование”
3.4 “Робот”
3.5 “Маршировка”
5.1 “Колечко”
5.2 “Кулак – ребро — ладонь”
5.5 “Ухо – нос”
Применение, данных кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у ребёнка, позволят:
- подготовить органы артикуляции к постановке звуков;
- формировать правильное речевое дыхание;
- автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Приложение 2
Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе
по коррекции нарушений фонематического слуха
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами данного этапа являются:
- формирование навыков дифференциации звуков;
- формирование звукослогового анализа и синтеза слова.
В работе по формированию фонематического восприятия (навыков дифференциации звуков) выполняем кинезиологические упражнения, дополняя их учебными действиями.
Например, упражнение «Бравый солдат и тряпичная кукла» мы дополнили задачей: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков, изменили название упражнения: «Солдат Захар стоит по стойке смирно, а кукла Зина мягкая, как резина». Логопед обращает внимание детей на первые звуки имён (Захар – «З» твёрдый согласный, Зина – «ЗЬ» мягкий звук), затем называет согласные твёрдые и мягкие, а дети, услышав твёрдый звук, должны выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат, называет мягкий согласный звук – расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Выбирая правильное действие, дети бывают то солдатом, то куклой, различая при этом твёрдые и мягкие согласные звуки.
Данное упражнение можно применять, решая задачи:
- дифференциация гласных и согласных звуков;
- дифференциация звонких и глухих согласных звуков;
- дифференциация твёрдых и мягких слогов;
- дифференциация звуков (с-ш, з-ж, л-р, п-б, т-д и т.д).
В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова мы учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков.
Например, упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.
Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы тем самым вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
Приложение 3
Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе
по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи
Кинезиологические приёмы можно с успехом применять и на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи. Задачи данного этапа:
- обогащение, уточнение, дифференциация словаря;
- формирование грамматического строя речи: навыков словоизменения и словообразования;
- развитие связной речи.
Например, когнитивное упражнение «Рыба, птица, зверь» отлично подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы. Исходное положение детей – сидя на полу. Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.
Игра может проводиться по разным лексическим темам: «Овощи-фрукты-ягоды», «Грибы-ягоды-деревья», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и т.п.
Применяя на занятиях упражнение «Зеркало» (работа в парах), преследуем сразу несколько задач.
Логопед проводит предварительную работу по теме «Дикие животные»: обогащая словарь словами-признаками, согласовывая прилагательные с существительными в роде, совершенствуя умение составлять описательный рассказ. Например, описывая животного медведь, дети встают лицом друг к другу. Один из детей выполняет движения руками или ногами, изображая медведя, другой должен их зеркально отобразить.
Добавляя речевое сопровождение в применении кинезиологических упражнений, подбираем стихи-рифмовки на определённую лексическую тему.
Например, упражнение «Змейка» при изучении темы «Птицы». Дети выполняют упражнение, ритмично проговаривая стихотворение-рифмовку:
«Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю,
Ни ловушками,
Ни в сети,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону,
Ни сороки,
Ни вороны,
Ни скворца,
Ни воробья,
Не обидел в жизни я!»
При изучении темы «Овощи»:
«Овощи растут на грядке.
Посчитай их по порядку:
Капуста, перец, огурец,
Я сегодня молодец.
На грядке овощи растут,
Что же мы увидим тут?
Картофель, помидор, морковь,
Мы себя похвалим вновь».
По аналогии подбираем стихи на лексические темы, подключаем речевое сопровождение и используем кинезиологические упражнения
5.1 “Колечко”
5.2 “Кулак – ребро — ладонь”
5.3 “Лезгинка”
5.5 “Ухо – нос”
5.6 «Змейка”
Применение в логопедической работе кинезиологических упражнений и приёмов мы пробуждаем интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс кинезиологических упражнений
Данный комплекс предназначен для развития у детей дошкольного межполушарного взаимодействия. Эти упражнения способствуют развитию интеллектуальных способностей, может использоваться как ра...
Комплекс кинезиологических упражнений
1. «Колечко». 2. «Кулак—ребро—ладонь»....
Комплексы кинезиологических упражнений.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Термин "кинезиология" происходит от греческого слова kinesis - "движение", logos - "слово". КИНЕЗИОЛОГИЯ – универсальный метод развития ...
Комплекс кинезиологических упражнений
Комплекс кинезиологических упражнений...
Комплекс кинезиологические упражнений
Кинезиологические упражнения, используемые на занятиях с детьми дошкольного возраста...
Комплекс кинезиологических упражнений для детей 6 - 7 лет
Комплекс кинезиологических упражнений для детей подготовительной группы.(Сентябрь – октябрь – ноябрь)№НазваниеупражненийЦель упражненияСодержание и выполнение упражненийПримечания1«У...
Комплекс кинезиологических упражнений.
Включает в себя комплекс специальных кинезиологических упражнений: пальчиковые, глазодвигательные, дыхательные, на релаксацию....