Совместная деятельность: «История письменности»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Составители:
Воспитатель логопедической группы
Кордюк Н.А.
высшей квалификационной категории
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Махнина Е.Г.
Совместная деятельность: «История письменности».
Вид: комплексная совместная специально организованная деятельность воспитателя и учителя-логопеда.
Форма проведения: подгрупповая.
Участники: дети подготовительной (логопедической)к школе группы компенсирующей направленности, имеющих ОНР четвертого уровня, обусловленное псевдобульбарной дизартрией.
Цель: развитие связной диалоговой речи через получение собственного опыты в обобщенном виде с помощью вспомогательных средств.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Способствовать развитию внимания, его переключению.
- Способствовать развитию адекватных коммуникативных навыков.
- Развитие логического мышления.
- Закрепление навыка в составлении предложений с опорой на слайды.
- Закрепление навыка в образовании сущ. в Т.п. ед.ч. (перьями, ручками и т.д.).
Коррекционно-образовательные:
- Расширение номинативного словаря по теме «Письменность и её история».
- Осведомить детей доступными научными знаниями о истории письменности.
- Учить образовывать существительные в Т.п. м.ч. (перьями, ручками и т.д.).
- Формировать социальные навыки.
- Формировать способности детей видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Коррекционно-воспитательные:
- Учить терпеливо и доброжелательно выслушивать друг друга.
- Учить вслушиваться в речь своих сверстников и корректно вносить дополнения.
- Воспитывать толерантное отношение к характеру других детей.
- Повысить интерес к истории (Письменность).
Ожидаемые результаты:
- Дети получат познавательные сведения об истории письменности.
- Расшириться лексико-грамматический строй речи по данной теме.
Оборудование: ноутбук, проектор; сода, ватные палочки, листы бумаги, вода, сангина, уголь, ручка, карандаш, фломастер, мел, мешочки, игровой модуль «Дерево занаий».
Словарная работа: уголь, сангина, сода, клинопись, пергамент, папирус.
Предшествующая работа:
- воспитателя с детьми
1. Познакомить с современными канцелярскими принадлежностями.
2.Рассказать детям об истории возникновения некоторых видов письма.
3. Провести беседу по теме «Любим читать».
- учителя – логопеда:
- Закрепление навыка в подборе предикативных, адъективных слов к существительным.
- Составление предложений по наводящим вопросам.
Ход
Пояснение к ходу деятельности.
Учитель-логопед, воспитатель, совместно с детьми принимают участие во всех действиях.
Приветствие.
Ведущие. Доброе утро, ребята! Предлагаю поздороваться.
Введение в деятельность. Дети входят в группу. Педагоги обращают внимание детей на 1 слайд «Письма ВОВ». Учитель-логопед говорит о необходимости зашифрованных писем в действиях партизан, солдат, разведчиков.
Исследовательская работа. «Невидимые чернила». Воспитатель предлагает детям пройти к столам и изготовить «невидимые чернила». Проведение исследования. В конце данной работы педагоги предлагают положить «рисунки» для высыхания, к которым нужно будет обратиться позже.
Логопед обращает внимание детей на 1 слайд и предлагает «уйти в прошлое время» и рассказать хронологию пути развития письменности.
- С чего все началось? Презентация 1. Слайд 1 и далее последующие слайды. На чем писали?
- Чем писали люди? и далее последующие слайды.
Игра. Проводит воспитатель.
Детям предлагается подойти к дереву и снять любой понравившейся мешочек. В них заранее вложены канцелярские принадлежности: 1- карандаш, 2-ручка, 3 – мел, 4- фломастер, 5- уголь, 6 – сангина. Дети поочередно вытаскивают и называют на ощупь.
Воспитатель обобщает: «Все это относится к канцелярским принадлежностям. Для чего они нужны?».
Ответы детей: «Для письма, для рисования».
Воспитатель и логопед предлагает детям взять данные предметы и подойти с ними к своим рисункам.
Логопед и воспитатель совместно с детьми «проявляют» зашифрованные письма с помощью утюга и восковой свечи. Читают написанные слова вслух.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "История русской письменности немыслима без берестяных грамот"
Презентация для ДОУ (берестяные грамоты, письменность, восковые дощечки...)...
История письменности на Руси
В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации, а прошлое - без упорядоченной истории, религию - без священных текстов... Появление письме...
Презентация на тему "История письменности"
Истоки письменности, от древней цивилизации до первопечатника Ивана Федорова и современной печати....
Исследовательский проект "История письменности"
Знакомство ребят со славянским алфавитом, с историей прихода письменности на Русскую землю, путешествие в глубину веков вызвали горячий отклик в сердцах ребят, помогло упорядочить постижение ребенком ...
История письменности.
laquo;История письменности и книги . Передача информации через письменность» Автор: Рудько Надежда Петровна,...
«История письменности, книги и почты. Передача информации через письменность»
Актуальность: Письменность играет большую роль в жизни людей. С помощью письма люди передают информацию о накопленных знаниях из поколения в поколение. Многие события и достижения и информация из...