развитие речи и памяти с помощью прерсказа
статья по логопедии (подготовительная группа)
Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития навыков пересказа
Задачи:
1. показать, как обучение пересказа влияет на всесторонние развитие ребенка;
2. учить, правильно подбирать текст, для обучения детей пересказу;
3. познакомить родителей с методикой обучения детей пересказу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_i_pamyati.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
- В наше время компьютерной технологии, мы недостаточно времени уделяем общению со своими детьми. Многие родители считают, что если ребенок посещает занятия в детском саду, то этого достаточно для развития ребенка. Но все таки нашим детям необходима помощь родителей. В нашем детском саду на занятиях по развитию речи обучению детей пересказу мы уделяем один - два раза в месяц. Но этого, как показывает практика, не достаточно. Обучение пересказу способствует обогащению словаря, развитию восприятия, памяти и внимания, совершенствованию структуры речи и произношения, усвоению норм построения предложения и целого текста. Пересказ имеет огромное значение для формирования у детей познавательных и творческих способностей. Умение пересказывать прочитанный текст - необходимый в школе навык, ведь вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал. Поэтому пока есть время, нужно постараться развить этот навык у ребенка до поступления в школу. Кроме того, пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему и если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.
- Зачем нужно учить детей пересказу?
- В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т.е.:
- Обогащается и расширяется словарь;
- Формируются навыки словоупотребления;
- Усиливается языковое чутье;
- Внимание и интерес к образному слову.
Развиваются все психические процессы:
- Внимание (умение внимать);
- Память (запоминание текста);
- Мышление (логика изложения).
Возрастает роль произвольно- волевых процессов:
- Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст.
- Как вы считаете, можно ли для пересказа брать любое произведение? Почему?
Для пересказа лучше подбирать произведения небольшие, с сюжетом, диалогом героев
Для пересказов с детьми предлагаю перечень произведений, которые вы можете с детьми рассказывать дома.
Если вы с ребенком прочитали, какую-то интересную сказку рассказ, но произведение длинное можно пересказать небольшой эпизод диалог, который больше всего понравился.
В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказу:
- учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя;
- передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;
- излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
Поэтому, обучая, детей пересказу на занятиях по связной речи мы решаем, все эти задачи и призываем вас помочь, нам в этом.
3.Практическая часть
- Теперь послушайте два текста и определите, какое из этих произведений можно взять для пересказа? (Сказка «Лиса и рак», «рассказ. К. Д. Ушинского Петушок».)
- Почему выбрали первый текст, а не второй?
- Как вы считаете надо ребенка нацеливать на запоминание перед первым чтением? Почему?
- Конечно, нельзя, так как ребенок постоянно будет думать о том, что нужно запомнить и ничего не запомнит.
- Что нужно делать после чтения текста?
- Конечно, побеседовать о прочитанном.
- Какие будите задавать вопросы?
- Вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.
- Побеседовали надо сразу пересказывать текст с ребенком? Ваше мнение!
- Конечно, надо еще раз прочитать текст и настроить ребенка на пересказ.
- При чтении текста не спешить, интонационно выразительно передавайте характер героев, их поведение.
- Прочитали сказку, а теперь можете предложить ребенку пересказать.
- Если ребенок начал рассказывать и замолчал, не спешите ему подсказывать дайте подумать. Если ребенку трудно вспомнить, можно задать, наводящий вопрос. Старайтесь, чтобы ребенок рассказал самостоятельно.
Особенно сложны для пересказа описательные тексты. Широко известно, что увиденное и нарисованное описать легче. Для работы с текстами такого плана можно подключить образное мышление. Сейчас я буду читать вам текст, а вы при помощи цветных карандашей составите краткий план-зарисовку и попробуете пересказать текст.
Сколько появляется в природе всяких красок и оттенков, когда сойдет снег. Коричневая мокрая пашня, голубые лужицы вешней воды, светлая желтизна сухой травы, пятна перезимовавшей зелени на лугу.
Заметнее становится окраска веток у деревьев и кустарников. Вот стоят кусты ивы с желто-оранжевыми тонкими прутиками. Издали они кажутся большими желтоватыми шарами.
Прочитав рассказ ребенку, дайте ему чистый, четырехклеточный или шестиклеточный бланк-мнемотаблицу.
Взрослый, задавая вопросы по тексту, заполняет пустые ячейки мнемотаблицы, а ребенок рисует на собственном бланке. Получившаяся схема выступает в качестве плана речевого высказывания. В схеме используются унифицированные символы-рисунки, обозначающие различные признаки предмета, явления или процесса.
Безусловно, на подготовку пересказа такого текста понадобиться значительное время. Однако, в результате такой домашней работы ребенок сможет качественно пересказать текст.
Уважаемые родители, помните, что для развития любого умения, требуется время и систематическая работа. Оказать максимально эффективную помощь ребенку можно только при индивидуальной работе, поэтому ведущая роль в формировании умения пересказывать принадлежит родителям. Чем лучше научится ребенок пересказывать, тем легче ему будет учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»
В консультации родителям даются рекомендации о том, как помочь ребенку научиться перессказывать...
Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»
Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (Слайд 1)Цели: ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное з...
МНЕМОТЕХНИКА – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПАМЯТИ.
Статья как с помощью мнемотехники развить речь и память ребенка...
Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»
Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие» на тему:«Пересказ как одна из форм развития речи и памяти» Цель: побудить родителей к обучению дет...
Конспект НОД открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Помощь пограничнику, в поисках картины памяти».
Квест занятие по развитию речи в старшей группе....
Родительское собрание для родителей средней группы «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста». «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти».
Повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста...
Развитие внимания и памяти с помощью дидактических игр у детей 3 – 4 лет
В дошкольном возрасте происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательн...