Прислушайтесь к своему ребенку. Нормы речевого развития
методическая разработка по логопедии
Речь в своем развитии проходит определенные этапы:эксперривно-мимический, предметно-действенный,речевой.Родители должны знать и понимать ,на каком этапе развития речи находится из ребенок, развивается ли его речь в соответствии с принятыми нормами речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Периодизация развития речи
Речь в своем развитии проходит определен-
ные этапы: экспрессивно-мимический, пред-
метно-действенный и речевой.
К концу первого месяца отчетливо проявля-
ются эксперссивно-мимические средства об-
щения. По характеру плача младенца можно
понять некоторые его желания. С двух месяцев
общение устанавливается с помощью взгляда
и первых мимических движений, затем ребе-
нок начинает улыбаться и взмахивать руками.
Крик становится все более интонированным,
выразительным.
В 3—4 месяца начинает формироваться из-
бирательное внимание к речи окружающих.
Ребенок начинает узнавать голос матери (или
близкого человека). Появляются первые ак-
тивные попытки повторить отдельные эле-
менты речи взрослых. Постепенно становятся
не только разнообразными интонации, но и
усложняются сами звуки, появляется гуление.
К концу 4-го месяца младенец воспроизводит
такое многообразие звуков, которое не встре-
чается ни в одном языке. В этот период разви-
тия у ребенка складывается коммуникативная
потребность: интерес к взрослому, эмоцио-
нальное отношение к нему. Ситуативно-лич-
ностная форма общения оказывает влияние на
дальнейшее развитие ребенка.
Основания для беспокойства: не реагиру-
ет на звуки, не поворачивает голову в сторо-
ну взрослого, недостаточная интонационная
выразительность, немодулированность крика,
нет подготовительного кряхтенья перед кри-
ком, однообразное гуление, отсутствие смеха,
не формируется избирательное внимание к
речи окружающих.
7—10 месяцев. Вторая половина младен-
чества — это изменение отношения ребенка к
окружающему миру. У него начинается период активного интереса. Ребенок теперь не толькообщается со взрослыми, но и начинает исследовать различные окружающие его предметы.
В процессе совместной деятельности взрослого
и ребенка начинают формироваться предмет-
но-действенные средства общения
В лепете
ребенка 6—7 месяцев уже проявляются первые
специфические интонационные черты окру-
жающего его языка. Появляются ритмичные
повторения слогов: эй-йа, ба-ба, дя-дя, а-тятъ
и т.д. Так закладывается и формируется имита-
ционное подражание звучащей речи: тон, ритм,
темп, мелодика, интонация. С развитием сло-
весной речи эти компоненты будут подчинять-
ся слову, фразе. Развиваются способности не
просто слышать звуки, но воспринимать зву-
чащую речь. На 7—8-м месяце ребенок пони-
мает многие слова, узнает названия некоторых
предметов, которые ему показывают.
Основания для беспокойства: отсутствие
или рудиментарность лепета (нет отраженно-
го лепета), невыполнение простых словесных
команд, отсутствие подражательных игровых
действий.
10—12 месяцев. К концу первого года жизни
ребенок в эмоционально значимой ситуации
начинает выражать свои желания, намерения
речевыми средствами, например: на, дай, там,
мама, папа, баба, бах, ав-ав, би-би и т.д. При-
чем одинаковыми по звучанию словами ребе-
нок обозначает различные понятия — «дай» —
возьми, отдай, приглашение поиграть и т.д.
Основания для беспокойства: не реагирует
на свое имя, отсутствие лепетных слов.
После года развитие речи идет стремитель-
но. Ребенок произносит все больше и больше
осмысленных звукосочетаний, слов, состоя-
щих из одного-двух слогов. Значение слов все
еще варьирует в зависимости от ситуации и
переживаемых ребенком эмоций. Язык мими-
ки и жестов начинает постепенно угасать. Го-
довалые дети понимают значение многих слов,
к полутора годам могут показать некоторые
части тела, выполняют простые инструкции,
понимают содержание несложных рассказов
по сюжетным картинкам. К 1,5 годам в са-
мостоятельной речи ребенка около 20 слов, в
2 года — 50 слов. Между полутора и двумя го-
дами появляются предложения, состоящие из
двух-трех слов. Характерно, что большинство
фраз произносится в утвердительной форме.
Прислушайтесь к своему ребенку. Нормы речевого развития.
На третьем году жизни дети рассматривают
в книжках картинки, слушают истории (5—10
минут). У них увеличивается не только запас
общеупотребительных слов, но и появляется
стремление к словотворчеству — изобретаются
новые слова. К трем годам возникает потреб-
ность в самостоятельности, стремление дейс-
твовать независимо от взрослых, развивается
самооценка. Это находит отражение в речевом
поведении, в выборе лексических и эмоцио-
нально-выразительных средств. Ребенок начи-
нает говорить о себе в первом лице. К этому
времени активный словарь ребенка включа-
ет до 1500 слов. Вместо простой двухсложной
фразы он начинает использовать развернутые
предложения. С овладением фразовой речью
совершенствуется усвоение грамматической
системы языка. К трем годам ребенок исполь-
зует в речи все части речи и строит полные
грамматически оформленные предложения.
Появляются характерные признаки речевого
обобщения.
Основания для беспокойства: стойкое и дли-
тельное по времени отсутствие речевого под-
ражания новым для ребенка словам. При этом
ребенок большей частью вместо целого слова
воспроизводит его часть или искажает, исполь-
зуя аморфные слова. Например, вместо «девоч-
ка» — дека, «купи» — пику, «хлеб» — пэха. Из
накопленных слов ребенок не строит предло-
жения. В его речи еще нет глаголов. Грамма-
тическое оформление предложений грубо ис-
кажено, например, вместо «Я не хочу» — Аня
хочет нет. Во время речи кончик языка высо-
вывается между зубами. Звуки произносятся с
«хлюпаньем», имеют носовой оттенок.
В 4 года фразы, произнесенные ребенком,
включают уже предложения, состоящие из 5—
6 слов. В этом же возрасте он начинает сопровож-
дать свою игру речью. Словарный запас достигает
к 4 годам 2000 слов. К 5 годам ребенок полно-
стью усваивает обиходный словарь. Его лекси-
ка обогащается синонимами, антонимами и т.д.
В 4,5—5 лет заканчивается формирование
фонетической системы родного языка, что в
значительной мере готовит к овладению пись-
менной речью. К концу 5-го года высказыва-
ния ребенка начинают напоминать по форме
короткий рассказ. К 6 годам происходит ов-
ладение значением производных слов и в сло-
вообразовательной деятельности, снижается
интенсивность словотворчества, формируются
операции самоконтроля и критического отно-
шения к своей речи.
Основания для беспокойства: ограничен
бытовой словарь, не может или затрудняется
сгруппировать и назвать предметы, действия,
качества по обобщающему признаку одним
словом, типа овощи, фрукты, деревья и т.д.; за-
трудняется заменить слово синонимом, типа
собака — пес, пачкать — грязнить, смотреть —
глядеть; подобрать к слову антоним, типа са-
хар — соль, холодный — горячий, улыбаться —
хмуриться) не активен в речевом общении и
т.д.; ребенок неправильно произносит звуки,
искажает слоговую структуру слов; не может
связно рассказать о происходящих событиях.
При формировании правильного произноше-
ния у детей родители должны учитывать зако-
номерность появления звуков родного языка.
При усвоении согласных звуков русского язы-
ка характерна следующая последовательность:
губные — П, Б, М; губно-зубные — Ф, В;
язычно-зубные — Т, Д, Н, С, 3. Звуки Ш, Ж,
Ч, Щ, Л, Р, как правило, дети начинают произ-
носить позже. При этом далеко не всегда лег-
че вначале преодолеть дефекты произношения
звуков, которые считаются простыми по арти-
куляции. Усвоение правильного произношения
одного звука из группы искажаемых облегчает
работу над другими звуками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормы речевого развития ребенка с года до семи лет
В перзентации представлены нормы развития речи ребенка с года ло семи лет....

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Многие мамы мучаются вопросом - все ли в порядке? Нормально ли развивается речь ребенка?Цель представленной таблицы – очертить границы нормы развития речи ребенка, так вы будете знать, чег...
Норма речевого развития ребенка от 1 года до 7 лет.
Краткое сообщение о речевом развии дошкольников....

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.
Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...
Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.
В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...