Игры на развитие слоговой структуры слова
материал по логопедии (старшая группа)
Особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи. Игры помогут детям в игровой форме преодолеть нарушение слоговой структуры слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры на развитие слоговой структуры речи | 470.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие слоговой структуры слова
в коррекционной работе логопеда.
Нарушение слоговой структуры слов часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с моторной алалией.
Речевое развитие характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Ребенок нарушает порядок слов в слове, допускает пропуски либо добавляет, заменяет слоги или звуки.
Нарушение слоговой структуры слов, обычно, варьируются от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в самостоятельной речи до грубых нарушений, при повторении 2-х, 3-х сложных слов без стечения согласных с опорой на наглядность.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с нарушением речи на протяжении многих лет, и проявляется снова, как только ребенок сталкивается с новым словом сложной слоговой структуры.
Недостаточная степень коррекции слоговой структуры слов в дошкольном возрасте приводит к возникновению у школьников к дисграфии и дислексии (нарушения письма, чтения), на почве недоразвития языкового анализа и синтеза слов, фонематической дислексии. Возникает психологический дискомфорт, переживания, трудности в общении с окружающими.
Преодоление нарушения звукослоговой структуры слова достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
В коррекционной работе можно выделить два этапа.
1. Подготовительный этап — работа проводится на невербальном и вербальном материале.
Цели: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, сформировать оптико-пространственную ориентацию.
2. Собственно коррекционный этап — работа ведется на вербальном материале.
Цель: непосредственная коррекция дефекта слоговой структуры слова у конкретного ребенка.
На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
Упражнение «Выбери схему»
Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.
На коррекционном этапе работа проводится на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
Упражнения на уровне звуков:
1. Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).
Упражнения на уровне слогов:
– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.
Упражнения на уровне слова:
Игра с мячом
Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.
Игра «Перепрыгни ручей»
Цель: учить делить слова на слоги и прыгать на двух ногах.
Материал: длинная голубая полоска бумаги – ручей.
Ребенку называется слово или показывается картинка. Он должен посчитать количество слогов в слове и перепрыгнуть через «ручей» столько раз, сколько слогов в слове.
Игра «Зоопарк»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
«В наш зоопарк привезли зверей. Мы должны расселить их по клеткам. В первую поселим животных, в названиях которых один слог. Во вторую-с названиями из двух слогов и т. д.»
Картинки: лев, ёж, лось, слон, лиса, заяц, белка, зебра, жираф, верблюд, бегемот, обезьяна и д. р.
Игра «Дом, замок, избушка».
Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Рассмотреть картинки. Поделить названия картинок на слоги и соединить линией слова с одним слогом - с домом, слова с двумя слогами – с замком, слова с тремя слогами – с избушкой.
Игра «Соедини слова с нужной цифрой»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Поделить названия картинок на слоги и соединить линией с соответствующей цифрой.
1 4 2 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов.
В материале приводится описание дидактических игр, которые позволят ребёнку легче усвоить слоговую структуру слова и закрепить речевой материал....
Игры на развитие слоговой структуры слова в коррекционной работе логопеда.
Нарушение слоговой структуры слов часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с моторной алалией.Речевое развитие характеризуется трудностями в ...
Консультация для воспитателей: "Игры на развитие слоговой структуры слова"
Подборка игровых упражнений для всех этапов работы над слоговой структурой слова дошкольников с ОНР...
Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов
речевые игры для детей...
Консультация для родителей "Игры для развития слоговой структуры слова"
Консультация содержит практический материал для развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....
Дидактические игры для развития слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР
Материал содержит игры , расработанные учителями - логопедами РМО г. ВОЛЬСКА...
Игры для развития слоговой структуры слова
*Игра «Цепочка слов»*Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.Ход игры: дети выкладываю...