Практикум для родителей
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Практикум для родителей «Веселая логоритмика в жизни малыша»
Участники: родители
Цель: повышение уровня компетентности родителей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей.
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий;
2. Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
Материал: памятки для родителей, шарики «Су-Джок», аудиозаписи из сборника: «Музыка с мамой» Е. Железновой и С. Железновой.
План проведения:
Теоретическая часть
1. Сообщение: «Логоритмика в жизни ребёнка»
Практическая часть
2. Упражнение-знакомство
3. Упражнение на развитие координации речи с движением «У жирафа пятна пятна»
4. Пальчиковая гимнастика «Пять весёлых поросят»
5. Логопедические распевки на звуки [з] [с]
6. Упражнения с шариком и кольцами Су-Джок
7. Артикуляционная гимнастика
8. Релаксационная минутка «Птички»
Рефлексия
«Логоритмика в жизни ребёнка»
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я представляю для вас мастер- класс на тему «Логоритмика в жизни малыша». Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или просто по улице своего города! Если психически устал – займись энергичным спортом! А если выбился из сил, то в этом помогут танцы! Ну а если движение сопровождается речью и музыкой – эффект будет во много раз сильнее. Что же такое логоритмика и чем она полезна для детей дошкольного возраста?
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.
Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Тренируются и укрепляются мышцы, развивается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка. Польза для речи и общего развития также велика! Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
Основа занятий очень разнообразная: путешествие, приключение, поход, сказочная прогулка и многое другое.
Структура логоритмического занятия:
Организационный этап: Положительный эмоциональный настрой. Художественное слово, загадка, игры на знакомства и общение, вводные упражнения (ходьба, бег, движения под музыку.
Основная часть:
• танец, танец-хоровод;
• знакомство со стихотворением, сопровождаемое движениями
• песня, сопровождаемая жестами или движениями;
• артикуляционная гимнастика;
• мимические упражнения;
• массаж или самомассаж;
• пальчиковая игра;
• дыхательные упражнения;
• гимнастика для глаз;
• подвижная или коммуникативная игра;
• чистоговорки;
• речевые или музыкальные игры;
• игры на развитие чувства ритма или внимания.
Заключительная часть: Упражнения на релаксацию, массаж, самомассаж.
Сегодня мы с вами познакомимся с логоритмическими играми и упражнениями, которые Вы сможете самостоятельно использовать в свободное время со своими детьми для профилактики нарушений речи. Эти игры сблизят вас в общении, у детей при этом повышается учебная мотивация, интерес к занятиям, появляется ощущение самостоятельного управления деятельностью и положительные эмоции.
Практическая часть
1. Упражнение-знакомство
Начнем практическую часть со знакомства. Участникам мастер-класса передают мяч по кругу, называют свое имя и прилагательное, начинающееся на букву своего имени (Марина Морская, Ольга Очаровательная и т. д.).
2. Упражнение на развитие координации речи с движением «У жирафа пятна пятна»
При организации начала занятия с детьми мы используем вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, мышления, памяти, развитие речи. Благодаря этим упражнениям, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат. И сейчас одно из таких упражнений я вам покажу.
3. Пальчиковая гимнастика «Пять весёлых поросят»
Ни одно логоритмическое занятие не проходит без пальчиковой гимнастики. Польза ее для речевого развития детей известна давно. Предлагаю поиграть в игру «пять веселых поросят»
4. Логопедические распевки на звуки [з], [с].
Логопедические распевки – это короткие стишки – чистоговорки для пропевания, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речи, развития речевого дыхания, с логовой структуры слова и т. д. Логопедические распевки подбирают на различные темы. Оригинальные тексты и опора на яркий и красочный наглядный материал вызывают у детей интерес, улучшают настроение, создавая атмосферу для преодоления комплексов и речевых нарушений.
ЗЫ-ЗЕ-ЗУ-ЗА
Зы-зы-зы - стало скучно без козы.
Зе-зе-зе - я травы нарвал козе
Зу-зу-зу - я привел домой козу
За-за-за - у меня живет коза
СА-СУ-СЫ-СО
Са-са-са - это хитрая лиса.
Су-су-су - и живёт она в лесу.
Сы-сы-сы - много дела у лисы.
Со-со-со - она крутит колесо.
5. Упражнения с шариком и кольцами Су-Джок
Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
Массаж Су-Джок шарами.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом.
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
6. Артикуляционная гимнастика
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика - совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов участвующих в речевом процессе.
• Упражнение «Окошко»;
• упражнение «Месим тесто»;
• упражнение «Улыбка»;
• упражнение «Часики»;
• упражнение «Вкусное варенье».
7. Релаксационная минутка «Птички»
Выполнение релаксационных упражнений способствует успокоению, ребёнок становиться уравновешенным, а также позволяет ребенку отдохнуть после мышечной и умственной деятельности. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
Представьте, что вы маленькие птички. Вы летаете по душистому летнему лесу, вдыхаете его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
Рефлексия
Уважаемые родители! Сегодня вы могли наблюдать и участвовать в некоторых направлениях работы, которые используются на логоритмических занятиях. В свою очередь хочу сказать, что занятия по логоритмике полезны всем детям, особенно детям, имеющим проблемы в развитии. Занятия развивают мотивационную основу речи, создают положительный эмоциональный настрой, формируют у детей чувство ритма, темпа, способности к имитации. Такие занятия создают основу дальнейшего речевого и общего развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....
Практикум для родителей младшей группы «Экологическое воспитание в семье». Тема практикума: «Роль игры в ознакомлении детей с природой»
Целесообразность проведения мероприятия: Ещё великие русские педагоги прошлого Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Николаевна Водовозова, Лев Николаевич...
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....
Практикум для родителей. «Играем вместе» практикум
Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие основных движений. Это жизненно важные движения, без которых нельзя обойтись ни в одном виде деятельности (бытовой, игровой, тру...
Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...