"Ждать нельзя идти на приём к логопеду"
статья по логопедии
В статье рассмотрены нормативные показатели речевого развития детей от 0 до 3 лет.
Дана информация по задачам коррекционно-развивающей работы логопеда на разных возрастных этапах развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья_Ждать_нельзя_идти_на_приём_к_логопеду | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ждать нельзя идти на приём к логопеду!*
*Решение о постановке запятой в заголовке зависит от Вашего выбора.
Многих родителей волнуют вопросы становления и развития детской речи. Довольно часто, переживая за своего ребенка, родитель просит совета у родственников, знакомых, и получает облегчающий душу ответ: «не переживай, твоё дитя еще заговорит, вот мой заговорил после 3-х. Хуже, когда такой ответ исходит от специалиста медицинского учреждения. Возникает противоречие: «Я чувствую и вижу, что ребенок отстает от своих сверстников по речевому и общему развитию, а окружающие не видят причин для беспокойства. Может я слишком тревожный и мнительный родитель?» Таким образом, перед родителем возникает мучительный выбор: идти к специалисту на консультацию или подождать?
Особенно тяжело определиться с выбором тем, кто воспитывает ребенка в возрасте от 0 до 3 лет. В младенческом (0-1 год) и раннем возрасте (1-3 года) есть вероятность «скачка» в развитии речи, которого все очень ждут.
Для обоснования необходимости своевременного подхода к специалистам, в частности, к логопеду, рассмотрим этапы развития речи в норме и признаки нарушенного речевого развития у детей от 0 до 3 лет (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Этапы | Экспрессивная речь (говорение) | Импрессивная речь (понимание) | ||
Норма | Риск | Норма | Риск | |
1. Крик (0-2 мес.) | С первых минут жизни крик ребёнка звонкий и громкий. | Крик слабый, дыхание неровное или его отсутствие. | В конце 2-ой недели малыш перестает плакать и реагирует на голос матери С 4-ой недели на него успокаивающе действует колыбельная. | Несоответствие |
«Комплекс оживления» (1 мес.) | Это особо эмоциональная- двигательная активность. «Комплекс оживления» представляет собой сосредоточение внимания на лице взрослого, улыбку, усиление двигательной активности (ребенок начинает оживленно двигать ручками и ножками), часто ребенок также начинает издавать звуки гуления. | Отсутствие комплекса оживления | К концу 1-ого месяца жизни поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазками, реагирует на интонацию. | Несоответствие |
2. Гуление (2-3 мес.) | Появляются протяжные гласные звуки «А», «О», «У», «Э», голосовые реакции. | Нарушения на этапе гуления: 1. Отсутствие гуления или его скудность и не выразительность. 2. Появление гуления в более поздние сроки – после 3-4 месяцев. 3. Звуки гуления носят однообразный монотонный характер. 4. Звуки гуления имеют назальный оттенок. | ||
Гуление (3-4 мес.) | Становится более продолжительным и приобретает различные интонации. Появляются губные звуки «П, Б, М» и заднеязычные звуки «К, Г, Х». | |||
3. Лепет Ранний лепет (4-5 мес.) | Соединение гласных с согласными: гу, бу, мааа, бааа, та и др. | Нарушения на этапе лепета: 1. Отсутствие лепета. 2. Появление лепета в более поздние сроки – в 8-10 мес. – ранний лепет и в 10-12 мес. – поздний лепет. 3. Скудность лепета, его монотонность и бедность звукового состава. 4. Угасание лепета. | ||
Поздний лепет (6-7 мес.) | Цепочки слогов: ма-ма-ма, ба-ба-ба, да-да-да и др. | 6 мес – понимает интонацию, проявляет интерес к речи взрослого. | Несоответствие | |
4. Первые лепетные слова (9-10 мес.) | Появление первых облегченных слов «ма-ма, ба-ба, ав, на. | Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. 8-10 мес. ребенок может осознанно общаться с помощью указательного жеста. | Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом! | |
Первые слова (10 мес. – 1г.) | Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» - это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням». | Нарушение на этапе первых слов: 1. Отсутствие словарного запаса после 1 года: ребенок не производит никакой речевой продукции, а вместо слов использует жесты и вокализации. 2. Появление первых слов к 1,5-2 годам, накопление активного словаря происходит медленно, и чем старше ребенок, тем заметнее его отставание. 3. Активный словарь не соответствует возрасту: у ребенка после двух лет в словаре много лепетных слов. 4. В активном словаре ребенка может быть достаточно слов, но они носят искаженный характер:
| Понимание слов носит обобщенно-смысловой характер, ситуативно. К 1 году ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др. 14 мес – узнает знакомые предметы на картинках. | Несоответствие |
Первые слова 1 г.-1.5 г. . | Первыми появляются двусложные слова с открытыми повторяющимися слогами: мама, баба, папа, дядя, ляля и т.д. В этом возрасте допускается фонетическое (звуковое) и структурное искажения слов, часто употребляются только корни слов. Наблюдаются перестановки слогов и пропуски трудных звуков. К 1,5 годам словарный запас ребенка должен составлять от 50 до 100 слов. Первыми появляются существительные и глаголы, затем междометия, прилагательные и наречия. | К полутора годам понимаемые слова становятся более стойкими и обобщенными. Ребенок знает и понимает своё имя, имена близких людей, некоторые названия мебели, посуды. Одежды, животных и транспорта, выделяет отдельные части своего тела, понимает слова, обозначающие бытовые действия. | Несоответствие | |
5. Фразовая речь 1,5-2г. | Первые двух-трех-словные фразы появляются в возрасте 1,5-2 лет, а овладению речью как системой фонетических, грамматических и лексических норм начинается с 3-х летнего возраста и продолжается до 7 лет. | Нарушения фразовой речи: 1. Отсутствие фразовой речи – после 2 лет. 2. Появление фразовой речи в более поздние сроки – после 2,5-3 лет. 3. Фраза, произносимая ребенком, не соответствует его возрасту: ребенок в 2,5-3 года использует фразу из 2-3 слов. | 18 мес. – может показать предметы на сюжетной картинке. | Несоответствие |
Фразовая речь 2-3г. | К концу 2 года появляются предложения из 3-4 слов. Дети начинают менять слова в роде, числе и падеже, т.е. согласовывать слова в предложении. Речь становится доминирующим средством общения. От 2 до 3 лет значительно расширяется коммуникативная функция речи, ребенок общается не только со взрослыми, но и с детьми. Совершенствуются все стороны речи. бурно растет активный словарь: к 2,5 г – 500слов, в 3г – 1000слов. В речи появляются новые глаголы, дети уже могут их изменять по временам. В речи широко используются личные и притяжательный местоимения, предлоги, увеличивается количество прилагательных и наречий, что позволяет оформлять свои мысли и выражать их в распространенном предложении. | 2г. – понимает и выполняет простые двух-ступенчатые инструкции: пойди в ванну и возьми мыло. Важно! Ребёнок выполняет их на слух, без зрительных и жестовых подсказок со стороны взрослого. 2,5г. - понимает и выполняет простые трех-ступенчатые инструкции: пойди в ванну, возьми мыло и полотенце; понимает падежные вопросы (чем ты кушаешь?), простые причинно-следственные связи: берем зонт, потому что идет дождь. 3г. – понимание несложных текстов, сказок. | Несоответствие | |
Фразовая речь 3г. | К концу 3 года ребенок строит сложные, распространенные предложения, хотя могу сохраняться трудности в их правильном грамматическом и фонетическом (звуковом) оформлении. Ребенок может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что он видел или слышал, запоминать стихи, песни, сказки. Далее речь становится средством познания окружающего, идет дальнейшее обогащение ее смыслового содержания, формируется слушание и понимание литературных произведений. Возникает описательная речи и речь-монолог, ребенок начинает задавать много вопросов, что говорит и о развитии мышления, появляется словотворчество. |
В случае несоответствия уровня речевого развития ребенка и нормативных показателей, т.е. задержки речевого развития ребенка, необходимо обратиться за консультацией и дальнейшим обследованием у ряда специалистов: педиатр, который возможно направить к неврологу, отоларингологу, ортопеду и др. специалистам, а также к логопеду, дефектологу и психологу.
С детьми в возрасте от 0 до 1,5 лет, в основном, проводится медицинская коррекция, а логопед, психолог и дефектолог консультируют родителя по вопросам развития речи. Специалисты составляют программу по развитию речи и психических функций у ребенка, а также обучают родителей, как проводить развивающие занятия, т.к. лучшим педагогами для ребенка в этом возрасте являются его самые близкие значимые взрослые: мама и папа. Родителей обучают проводить коррекционные и развивающие мероприятия в течение всего дня с учетом индивидуального режима ребенка, используя режимные моменты для коррекции и развития.
Коррекционно-педагогические занятия с логопедом или дефектологом по «запуску речи» обычно начинаются с детьми в возрасте 2-ух лет. Основной задачей педагога является повышение уровня речевого и психического развития. Родители обучаются приемам коррекции, которые потом ежедневно используют самостоятельно на домашних занятиях.
В 2,5-3 года – логопеды начинают работу по развитию речи. Ими проводится работа по развитию словаря и фразовой речи, усвоению основных грамматических категорий.
Коррекция звукопроизношения начинается с 4-лет. Однако не стоит упускать время. Придите на консультацию к логопеду и получите рекомендации по развитию фонематического восприятия, речевого дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, что станет благотворной основой для постановки звуков с 4-лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспепкт занятия для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Безопасность». Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: «Он сигналы подает, ждать или идти вперед»!
Конспепкт занятия для детей старшего дошкольного возрастаОбразовательная область «Безопасность».Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: «Он сигналы п...
Тест: Когда идти за помощью к логопеду?
Тест: Когда идти за помощью к логопеду?...
Когда идти за помощью к логопеду?
Тест для родителей: Когда идти за помощью к логопеду?...
На приём к логопеду. Стоит ли ждать пятилетнего возраста.
На любом этапе развития дошкольника может потребоваться помощь логопеда или другого специалиста, поэтому не нужно терять времени, приходите на консультации к специалистам. Участвуйте в работе по разви...
Консультация "Кому и когда идти...или бежать к логопеду?"
Консультация "Кому и когда идти...или бежать к логопеду?"...
Памятка для родителей "Когда идти за помощью к логопеду"
Памятка для родителей "Когда идти за помощью к логопеду"...
Когда идти за помощью к логопеду. Тест
тест для родителей...