"Ждать нельзя идти на приём к логопеду"
статья по логопедии

Леонова Ольга Сергеевна

В статье рассмотрены нормативные показатели речевого развития детей от 0 до 3 лет.

Дана информация по задачам коррекционно-развивающей работы логопеда на разных возрастных этапах развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ждать нельзя идти на приём к логопеду!*

*Решение о постановке запятой в заголовке зависит от Вашего выбора.

Многих родителей волнуют вопросы становления и развития детской речи. Довольно часто, переживая за своего ребенка, родитель  просит совета у родственников, знакомых, и получает облегчающий душу ответ: «не переживай, твоё дитя еще заговорит, вот мой заговорил после 3-х. Хуже, когда такой ответ исходит от специалиста медицинского учреждения. Возникает противоречие: «Я чувствую и вижу, что ребенок отстает от своих сверстников по речевому и общему развитию, а окружающие не видят причин для беспокойства. Может я слишком тревожный и мнительный родитель?» Таким образом, перед родителем возникает мучительный выбор: идти к специалисту на консультацию или подождать?

Особенно тяжело определиться с выбором тем, кто воспитывает ребенка в возрасте от 0 до 3 лет. В младенческом (0-1 год) и раннем возрасте (1-3 года) есть вероятность «скачка» в развитии речи, которого все очень ждут.

Для обоснования необходимости своевременного подхода к специалистам, в частности, к логопеду, рассмотрим этапы развития речи в норме и признаки нарушенного речевого развития у детей от 0 до 3 лет (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Этапы

Экспрессивная речь

(говорение)

Импрессивная речь

(понимание)

Норма

Риск

Норма

Риск

1. Крик

(0-2 мес.)

С первых минут жизни крик ребёнка звонкий и громкий.

Крик слабый, дыхание неровное или его отсутствие.

В конце 2-ой недели малыш перестает плакать и реагирует на голос матери

С 4-ой недели на него успокаивающе действует колыбельная.

Несоответствие

«Комплекс оживления» (1 мес.)

Это особо эмоциональная- двигательная активность. «Комплекс оживления» представляет собой сосредоточение внимания на лице взрослого, улыбку, усиление двигательной активности (ребенок начинает оживленно двигать ручками и ножками), часто ребенок также начинает издавать звуки гуления.

Отсутствие комплекса оживления

К концу 1-ого месяца жизни поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазками, реагирует на интонацию.

Несоответствие

2. Гуление

(2-3 мес.)

Появляются протяжные гласные звуки «А», «О», «У», «Э», голосовые реакции.

Нарушения на этапе гуления:

1. Отсутствие гуления или его скудность и не выразительность.

2. Появление гуления в более поздние сроки – после 3-4 месяцев.

3. Звуки гуления носят однообразный монотонный характер.

4. Звуки гуления имеют назальный оттенок.

Гуление

(3-4 мес.)

Становится более продолжительным и приобретает различные интонации. Появляются губные звуки «П, Б, М» и заднеязычные звуки «К, Г, Х».

3. Лепет

Ранний лепет

(4-5 мес.)

Соединение гласных с согласными: гу, бу, мааа, бааа, та и др.

Нарушения на этапе лепета:

1. Отсутствие лепета.

2. Появление лепета в более поздние сроки – в 8-10 мес. – ранний лепет и в 10-12 мес. – поздний лепет.

3. Скудность лепета, его монотонность и бедность звукового состава.

4. Угасание лепета.

Поздний лепет

(6-7 мес.)

Цепочки слогов: ма-ма-ма, ба-ба-ба, да-да-да и др.

6 мес – понимает интонацию, проявляет интерес к речи взрослого.

Несоответствие

4. Первые лепетные слова

(9-10 мес.)

Появление первых облегченных слов «ма-ма, ба-ба, ав, на.

Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом.

8-10 мес. ребенок может осознанно общаться с помощью указательного жеста.

Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Первые слова

(10 мес. – 1г.)

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» - это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

Нарушение на этапе первых слов:

1. Отсутствие словарного запаса после 1 года: ребенок не производит никакой речевой продукции, а вместо слов использует жесты и вокализации.

2. Появление первых слов к 1,5-2 годам, накопление активного словаря происходит медленно, и чем старше ребенок, тем заметнее его отставание.

3. Активный словарь не соответствует возрасту: у ребенка после двух лет в словаре много лепетных слов.

4. В активном словаре ребенка может быть достаточно слов, но они носят искаженный характер:

  • ребенок говорит только ударные слоги;
  • ребенок не произносит окончания слова;
  • отмечаются пропуски и перестановки слогов.

Понимание слов носит обобщенно-смысловой характер, ситуативно.

К 1 году ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др.

14 мес – узнает знакомые предметы на картинках.

Несоответствие

Первые слова

1 г.-1.5 г. .

Первыми появляются двусложные слова с открытыми повторяющимися слогами: мама, баба, папа, дядя, ляля и т.д. В этом возрасте допускается фонетическое (звуковое) и структурное искажения слов, часто употребляются только корни слов. Наблюдаются перестановки слогов и пропуски трудных звуков. К 1,5 годам словарный запас ребенка должен составлять от 50 до 100 слов. Первыми появляются существительные и глаголы, затем междометия, прилагательные и наречия.

К полутора годам понимаемые слова становятся более стойкими и обобщенными. Ребенок знает и понимает своё имя, имена близких людей, некоторые названия мебели, посуды. Одежды, животных и транспорта, выделяет отдельные части своего тела, понимает слова, обозначающие бытовые действия.

Несоответствие

5. Фразовая речь

1,5-2г.

Первые двух-трех-словные фразы появляются в возрасте 1,5-2 лет, а овладению речью как системой фонетических, грамматических и лексических норм начинается с 3-х летнего возраста и продолжается до 7 лет.

Нарушения фразовой речи:

1.  Отсутствие фразовой речи – после 2 лет.

2. Появление фразовой речи в более поздние сроки – после 2,5-3 лет.

3. Фраза, произносимая ребенком, не соответствует его возрасту: ребенок в 2,5-3 года использует фразу из 2-3 слов.

18 мес. – может показать предметы на сюжетной картинке.

Несоответствие

Фразовая речь

2-3г.

К концу 2 года появляются предложения из 3-4 слов. Дети начинают менять слова в роде, числе и падеже, т.е. согласовывать слова в предложении.

Речь становится доминирующим средством общения.

От 2 до 3 лет значительно расширяется коммуникативная функция речи, ребенок общается не только со взрослыми, но и с детьми.

Совершенствуются все стороны речи. бурно растет активный словарь: к 2,5 г – 500слов, в 3г – 1000слов. В речи появляются новые глаголы, дети уже могут их изменять по временам. В речи широко используются личные и притяжательный местоимения, предлоги, увеличивается количество прилагательных и наречий, что позволяет оформлять свои мысли и выражать их в распространенном предложении.

2г. – понимает и выполняет простые двух-ступенчатые инструкции: пойди в ванну и возьми мыло. Важно! Ребёнок выполняет их на слух, без зрительных и жестовых подсказок со стороны взрослого.

2,5г. - понимает и выполняет простые трех-ступенчатые инструкции: пойди в ванну, возьми мыло и полотенце; понимает падежные вопросы (чем ты кушаешь?), простые причинно-следственные связи: берем зонт, потому что идет дождь.

3г. – понимание несложных текстов, сказок.

Несоответствие

Фразовая речь

3г.

К концу 3 года ребенок строит сложные, распространенные предложения, хотя могу сохраняться трудности в их правильном грамматическом и фонетическом (звуковом) оформлении. Ребенок может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что он видел или слышал, запоминать стихи, песни, сказки.

Далее речь становится средством познания окружающего, идет дальнейшее обогащение ее смыслового содержания, формируется слушание и понимание литературных произведений. Возникает описательная речи и речь-монолог, ребенок начинает задавать много вопросов, что говорит и о развитии мышления, появляется словотворчество.

В случае несоответствия уровня речевого развития ребенка и нормативных показателей, т.е. задержки речевого развития ребенка, необходимо обратиться за консультацией и дальнейшим обследованием у ряда специалистов: педиатр, который возможно направить к неврологу, отоларингологу, ортопеду и др. специалистам, а также к логопеду, дефектологу и психологу.

С детьми в возрасте от 0 до 1,5 лет, в основном, проводится медицинская коррекция, а логопед, психолог и дефектолог консультируют родителя по вопросам развития речи. Специалисты составляют программу по развитию речи и психических функций у ребенка, а также обучают родителей, как проводить развивающие занятия, т.к. лучшим педагогами для ребенка в этом возрасте являются его самые близкие значимые взрослые: мама и папа. Родителей обучают проводить коррекционные и развивающие мероприятия в течение всего дня с учетом индивидуального режима ребенка, используя режимные моменты для коррекции и развития.

Коррекционно-педагогические занятия с логопедом или дефектологом по «запуску речи» обычно начинаются с детьми в возрасте 2-ух лет. Основной задачей педагога является повышение уровня речевого и психического развития. Родители обучаются приемам коррекции, которые потом ежедневно используют самостоятельно на домашних занятиях.

В 2,5-3 года – логопеды начинают работу по развитию речи. Ими проводится работа по развитию словаря и фразовой речи, усвоению основных грамматических категорий.

Коррекция звукопроизношения начинается с 4-лет. Однако не стоит упускать время. Придите на консультацию к логопеду и получите рекомендации по развитию фонематического восприятия, речевого дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, что станет благотворной основой для постановки звуков с 4-лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспепкт занятия для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Безопасность». Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: «Он сигналы подает, ждать или идти вперед»!

Конспепкт занятия для детей старшего дошкольного возрастаОбразовательная область «Безопасность».Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12.  Тема: «Он сигналы п...

Тест: Когда идти за помощью к логопеду?

Тест: Когда идти за помощью к логопеду?...

Когда идти за помощью к логопеду?

Тест для родителей: Когда идти за помощью к логопеду?...

На приём к логопеду. Стоит ли ждать пятилетнего возраста.

На любом этапе развития дошкольника может потребоваться помощь логопеда или другого специалиста, поэтому не нужно терять времени, приходите на консультации к специалистам. Участвуйте в работе по разви...

Консультация "Кому и когда идти...или бежать к логопеду?"

Консультация "Кому и когда идти...или бежать к логопеду?"...

Памятка для родителей "Когда идти за помощью к логопеду"

Памятка для родителей "Когда идти за помощью к логопеду"...