МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "РОСТОВАЯ КУКЛА"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Ростовая кукла является полифункциональным игровым пособием и может охватывать все образовательные области ФГОС ДО (социально-коммуникативное развитие;познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.)
Представляю вашему вниманию полифункциональную игрушку – ростовую Куклу –лягушку «Говорящий лягушонок»( см. приложение №1) ,которую я, как учитель-логопед, использую для решения различных коррекционно – развивающих задач.
Залогом успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: тесного эмоционального контакта между учителем-логопедом и ребёнком, интересной формы организации занятий, разнообразного сочетания специальных приёмов работы, позволяющих избежать утомления.
Привлечение к занятиям любой игрушки вызывает заинтересованность и радость у детей. Игровые упражнения с ростовой куклой помогают создать мотивацию к непосредственно образовательной деятельности, оно развивает умственные и творческие способности детей, является ярким элементом предметно – развивающей среды, благодаря таким пособиям можно закрепить ранее полученные знания в игровой форме.
Для этого и была мною создана эта полифункциональная кукла.
Цель использования полифункциональной Куклы-лягушки:
формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи ( помощь в оказании логопедического воздействия при различных речевых нарушениях)
Задачи:
1.Развитие и коррекция органов артикуляторного аппарата
2.Развитие общей и мелкой моторики
3. Закрепление поставленных звуков в речи ребенка
4.Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции
5. Развитие коммуникативных навыков.
Полифункциональная игрушка «Говорящий лягушонок» позволяет реализовывать образовательные задачи не только учителям-логопедам, но и другим педагогам: воспитателям, инструкторам по физической культуре, музыкальным работникам, психологам, а также она полностью соответствует всем требованиям безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно- речевого развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
полифункциональной развивающей игрушки
Ростовая кукла-лягушка «Говорящий лягушонок»
Автор:
Учитель-логопед:Ямпольская Т.А.
2020г.
Содержание
№ | наименование | стр. |
I | Заявка на участие в районном конкурсе/Паспорт полифункциональной развивающей игрушки | 3 |
II | Пояснительная записка | 6 |
III | Методические рекомендации по использованию полифункциональной развивающей игрушки | 8 |
IV | Заключительная часть | 11 |
V | Используемая литература | 12 |
VI | Приложение | 13 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из значимых педагогических условий для развития речи детей младшего дошкольного возраста является использование метода работы с ростовой куклой. Игра для ребенка является тем же, чем речь – для взрослого. Игрушка - это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Возможности метода работы с куклой позволяют решить разные важные коррекционные-образовательные задачи. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребенку,дает ребенку возможность проявит детскую инициативу,что непосредственно обеспечит индивидуализацию образовательного процесса. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей собственной речи и к тем мероприятиям, которые с ней проводят. «Говорящий лягушонок» позволяет обеспечивать развитие творческих способностей: любопытство, гибкость мышления, живость и яркость эмоциональных состояний. С помощью его педагог вместе с детьми разыгрывает сказку в ролях, что позволяет решить разные важные коррекционные задачи. Помогают ребёнку формировать речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционный аппарат. Для проведения артикуляционной гимнастики, движения органов речи и развития звукопроизношения широко используется артикуляционная кукла. У детей появляется мотивация вновь присутствовать на занятиях, участвовать в интересных заданиях с использованием куклы.
Ростовая кукла является полифункциональным игровым пособием и может охватывать все образовательные области ФГОС ДО (социально-коммуникативное развитие;познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.)
Представляю вашему вниманию полифункциональную игрушку – ростовую Куклу –лягушку «Говорящий лягушонок»( см. приложение №1) ,которую я, как учитель-логопед, использую для решения различных коррекционно – развивающих задач.
Залогом успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: тесного эмоционального контакта между учителем-логопедом и ребёнком, интересной формы организации занятий, разнообразного сочетания специальных приёмов работы, позволяющих избежать утомления.
Привлечение к занятиям любой игрушки вызывает заинтересованность и радость у детей. Игровые упражнения с ростовой куклой помогают создать мотивацию к непосредственно образовательной деятельности, оно развивает умственные и творческие способности детей, является ярким элементом предметно – развивающей среды, благодаря таким пособиям можно закрепить ранее полученные знания в игровой форме.
Для этого и была мною создана эта полифункциональная кукла.
Цель использования полифункциональной Куклы-лягушки:
формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи ( помощь в оказании логопедического воздействия при различных речевых нарушениях)
Задачи:
1.Развитие и коррекция органов артикуляторного аппарата
2.Развитие общей и мелкой моторики
3. Закрепление поставленных звуков в речи ребенка
4.Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции
5. Развитие коммуникативных навыков.
Полифункциональная игрушка «Говорящий лягушонок» позволяет реализовывать образовательные задачи не только учителям-логопедам, но и другим педагогам: воспитателям, инструкторам по физической культуре, музыкальным работникам, психологам, а также она полностью соответствует всем требованиям безопасности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРУШКИ «ГОВОРЯЩИЙ ЛЯГУШОНОК»
Использование полифункционального игрового оборудования соответствует требованиям ФГОС ДО, поэтому у меня и возникла идея для создания «Говорящего лягушонка».
Его использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей, с которыми я работаю.
-закрепляю общеречевые навыки;
- формирую артикуляторный праксис;
- формирую или закрепляю различные виды моторики;
-закрепляю навыки звукового анализа и синтеза слов;
-расширяю и активизирую словарь детей по многим лексическим темам;
-развиваю связную речь ( главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения
- развиваю навыки театрализованной игры;
- подталкиваю детей к самореализации своих творческих и игровых замыслов (одевая на себя куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы).
В работе с психологически зажатыми детьми кукла помогает снять эмоциональное напряжение, преодолеть негативизм.
Игрушка могут быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствовать развитию творчества, воображения, и т.п. Тем самым подтверждается её полифункциональность.
Возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера) и инициировать совместные действия.
Главным принципом достижения эффективности при использовании метода работы с куклой является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей.
Использование полифункциональной развивающей игрушки «Говорящий лягушонок» проходит в III этапа, каждый из которых несёт в себе свои цели, решает определённые важные задачи:
I этап (знакомство с куклой):
Работа строиться следующим образом:
-знакомство с куклой (приветствие, осмотр, эмоциональный настрой)
-описание лягушки (от лица игрушки)
-показ действий (возможности игрушки)
-оживление куклы (педагог в роли игрушки)
-беседа-куклы –лягушки с детьми или даже интервью
-установление доверительных отношений с ростовой куклой-лягушкой
II этап (работа педагога совместно с детьми):
К этому этапу я перехожу в зависимости от психологического настроя детей.Это очень важно учитывать так,как дети имеют разное эмоционально состояние. «Говорящий лягушонок» теперь выполняет разные задания вместе с детьми. Он показывает и помогает детям в выполнении разных заданий.
-показ действий (образец педагога)
-совместное выполнение упражнений вместе с детьми
-выполнение детьми упражнений по показу «Говорящим лягушонком»
Поскольку спектр задач, которые помогает реализовать «Говорящий лягушонок»огромен,я бы хотела описать лишь часть игр ,которые мне помогает выполнить кукла-лягушка.
См. приложение № 2 «Развитие артикуляторного аппарата» (вместе с «Говорящим лягушонком»,который оборудован специальным подвижным языком, я выполняю комплексы артикуляторной гимнастики для разных групп звуков)
См. приложение № 3 «Игры для развития мелкой моторики»
См. приложение № 4 «Игры для развития общей моторики»
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.
III этап (самостоятельное использование детьми Куклы-лягушки)
- самостоятельные действия детей с «Говорящим лягушонком»
- показ действий детьми другим сверстникам
-показ действий детьми педагогу
Уникальность ростовой куклы-игрушки в том, что она дает возможность не только педагогу играть совместно с детьми, но и дети при желании могут выполнять упражнения самостоятельно ,проявляя инициативу.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Практическая ценность и социальная значимость проекта:
Данную полифункциональную игрушку можно реализовать с детьми любого возраста в любом детском саду. Она позволяет варьировать образовательное содержание программы, достигая положительных результатов в формировании речевого развития дошкольников, способствует развитию детского речевого творчества.
Добиться оптимальных результатов в использовании «Говорящего лягушонка» можно при поддержки детской инициативы, самостоятельности, создания ситуации успеха для каждого ребенка в зависимости от его возможностей, потребностей и желаний; приемов индивидуализации образования. Именно эти приемы и определяют эффективность использования «Говорящего лягушонка», который обеспечивает педагогическую поддержку детской инициативы, интереса и самостоятельность.
За период взаимодействия с этим полифункциональным пособием я заметила,что достижения эффективности при использовании метода работы с куклой является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей.
Мне дало это возможность целенаправленно и систематически использовать метод работы с ростовой куклой на подгрупповых и индивидуальных занятиях, занятиях,что позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, укрепить связь ребёнок – педагог.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Поваляева М.А. «Сказки о веселом язычке»,изд. «Феникс»,г. Ростов- на –Дону,2002 г.
2.Краузе Е.Н. «Логопедия»,изд. «Корона Принт»,г. Санкт-Петербург, 2005 г.
3. Борисенко М.Г.,Лукина Н.А. «Наши пальчики играют»,изд. «Паритет»,г. Санкт-Петербург,2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Кукла Катя в гостях"
конспект занятия для детей раннего возраста.Цель: Уточнить представления детей о мебели...
Методическая разработка. «Кукла Катя в гостях у ребят»
.Программное содержание: Побуждать детей сравнивать знакомые предметы по величине (высокий - низкий), употреблять эти слова в речи. Закрепить сравнивать предметы по длине и обозначать результаты ...
Учебно - методическое пособие "Куклы - самоделки"
Пособие включает в себя игровые упражнения для формирования первоначальных навыков фонематического анализа у дошкольников, а также развитие внимания, памяти, мышления...
"Педагогическая находка" (методическое пособие "Кукла Пуговка")
Методическое пособие "Кукла Пуговка" предназначено для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, тактильные ощущения т.д.); развития мелкой моторики рук, активизации когнитивных процес...
Методическая разработка "Кукла Звуковичка"
Данный материал предназначен для работы с детьми по развитию речи в подготовительной к школе группе...
Методическая разработка "Кукла Маша обедает"
Методическая разработка "Кукла Маша обедает".Разработали:Воспитатели группы "Малышок" Лещева А.Е. и Докучаева А.В.Атрибуты:Ложки, вилки, тарелки, кружки на липучке.Описание: Д...