Дыхание, его значение для речи. Правила дыхания при выразительном чтении.
презентация по логопедии

Дыхание, его значение для речи. Правила дыхания при выразительном чтении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt598 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» Управление дополнительного образования Дыхание, его значение для речи. Правила дыхания при выразительном чтении. Выполнила: Городилова Е.А. Проверила: Вебер А.А.

Слайд 2

Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека. Мы не задумываемся о его важности, а между тем, правильное речевое дыхание является основой четкой дикции, от него зависит сила голоса и темп речи.

Слайд 3

Для речевого (или фонационного) дыхания характерны быстрый энергичный вдох, небольшая пауза и продолжительный ровный выдох. Это и есть основное его отличие от физиологического. Ведь как обычно мы дышим? Короткие и равные по продолжительности вдох и выдох, затем пауза. Делаем это, не задумываясь. Речевым же дыханием мы управляем. Вдох должен быть бесшумным, а выдох — плавным, без толчков. Умение контролировать выдох — это рациональное использование запаса воздуха в процессе говорения, выдержанные паузы, ровный темп и благозвучность нашей речи.

Слайд 4

Последовательность работы по постановке дыхания: Упражнения на выработку умения управлять выдохом (тренировка равномерного выдоха). Упражнения для тренировки мышц, участвующих в дыхании. Упражнения на удлинение выдоха: а) выдох на звуке (ф, ш, с, р), счет про себя; б) выдох на повторении слога (ма, мо, му; да, до, ду); в) выдох на повторении слова, близкого к использованному в предыдущих упражнениях слогу (мама, дуда и т.п.) г) выдох на счете вслух;

Слайд 5

д) упражнения на произнесение в два приема (с добором воздуха на паузе) двучленных пословиц и поговорок; е) упражнения на чтение одной, двух, трех и четырех стихотворных строк на одном выдохе; ж) упражнения на чтение нескольких стихотворных строк разной величины на одном выдохе; з) упражнения на чтение небольшого (3-4 строки) абзаца прозаического текста на одном выдохе; и) упражнения на чтение одной, двух, трех и т.д. стихотворных строк с большим количеством слогов (типа гекзаметра) на одном выдохе. Упражнения 1 и 2 вырабатывают умение управлять работой мышц, участвующих в дыхании, а их дальнейшее укрепление и собственно тренировка достигаются в ходе выполнения системы упражнений 3.

Слайд 6

Упражнение 1 Исходное положение: встать, плечи развернуть, голова прямо. Одна рука на диафрагме, другая на ребрах (для контроля).Глубокий вдох на счет «раз», задержка дыхания, плавный выдох на счет « 1-2-3-4-5» вслух.

Слайд 7

Упражнение 2 Исходное положение: то же. Глубокий вдох на счет « 1-5» про себя. Задержка дыхания на счет «1-3» про себя. Плавный выдох на счет «1-5» вслух.

Слайд 8

Упражнение 3 Исходное положение: то же. Глубокий вдох на счет «1-2» про себя. Задержка дыхания на счет «раз» про себя. Плавный выдох на счет «1-10» вслух. Затем добирать воздух и продолжать счет до 15. Опять добирать и считать до 20,25,30.

Слайд 9

Упражнение 4. Исходное положение: то же. Глубокий вдох на счет «1-3» про себя. Задержка воздуха на счет «раз» про себя. Медленный плавный выдох на звуках Ф, С, Ш (звуки произносятся каждый отдельно, затем все по порядку.)

Слайд 10

Список литературы: https://kakgovorit.ru/rechevoe-dyhanie https://urok.1sept.ru/articles/514760 https://videouroki.net/razrabotki/formirovaniie-pravil-nogho-tipa-dykhaniia-pri-chtienii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Значение правильного дыхания для звукопроизношения и речи в целом"

«Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха). Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для зв...

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе. Выразительное чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием дидактической игры.

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе.Выразительное чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием дидактической игры. Образовательная ...

Значение и развитие речевого дыхания

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. ...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Выразительное чтение сказки П. Бажова "Серебряное копытце".

Данная технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи может быть реализована в детском саду в старшей группе для ознакомления детей с творчеством П. Бажова. Целью занятия является...