Развитие связной речи в режимных моментах в детском саду
консультация по логопедии

Крылова Юлия Владимировна

Развитие связной речи в режимных моментах в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи в режимных моментах в детском саду

Консультация для воспитателей

Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах.

Что такое режим? Это научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха

         Режимные моменты

  • Утренний прием детей;
  • Проведение утренней гимнастики;
  • Организация культурно- гигиенических навыков;
  • Подготовка к приёму пищи;
  • Приём пищи (завтрак, обед, полдник);
  • Подготовка к НОД;
  • Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки;
  • Подготовка ко сну, сон
  • Игровая, трудовая деятельности, индивидуальная работа с детьми.

 Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.

Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер. Сегодня я предлагаю вам поговорить о работе по развитию речи не в организованных занятиях, а в повседневной жизни, т. е. в ходе режимных моментов.

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

Игра в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Игра развивает язык, а язык организует игру. Во все режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические и грамматические упражнения.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в игры включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на слово.

Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем.

Так например, внести в группу игрушечного котёнка. Ребята, к нам пришёл гость. Кто это? Обратить внимание детей на гладкие ушки, лапки и мягкую пушистую шерсть. Давайте поближе познакомимся с ним. Котёнок как тебя зовут? А теперь, ребята, назовите свои имена нашему другу. (Каждый ребёнок называет своё имя.) А как зовут маму котёнка, папу? (ответы детей). А что любит кушать котик? (ответы детей). А как можно назвать ласково нашего друга? (ответы детей) 

Обратить внимание в утренний приём на настроение детей. Если, например, ребенок пришёл в детский сад нахмуренный, ни с кем не поздоровался. Предложить быть  помощником в игре «Какой, какая, какое» 

Помощник Серёжа достаёт из конверта картинку, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красное.

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, веселая, грустная.

Мяч — резиновый, круглый, большой, синий.

Очень детям нравятся игры с «тайнами».

«Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети изо всех сил стараются придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если воспитатель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

Очень детям нравятся игры с картинками например, «Укрась ёлку игрушками на звук К». Дети выбирают картинки в названии которых есть данный звук.

А так же можно предложить детям следующую игру «Кем я буду и каким?» - эта игра посвящена будущему ребят, о котором они начинают мечтать уже в старшем дошкольном возрасте: Самолётом правит… -лётчик, стены выкрасил…-маляр, доску выстрогал…-столяр, трактор водит… -тракторист, электричку… -машинист, за прилавком… - продавец, кто всё знает молодец.

Так, во время одевания или раздевания детей, воспитатель разговаривает с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т. д.

Для этого хороша дидактическая игра «Одень куклу на прогулку». Сейчас зима. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую, зимнюю.)

 Показ и рассматривание одежды. Педагог показывает детям предметы зимней одежды, называет их, рассказывает о цвете, материале, из которого сшита одежда, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку). Подчеркивает, что зимняя одежда очень теплая, потому что зимой холодно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого режимного момента по детскому саду «Приобщение детей первой младшей группы к двигательной активности»

Вызвать у детей эмоциональный отклик на чтение потешки;психологически подготовить каждого ребенка к преодолению препятствий, перепрыгиванию через линию;побуждать детей к участию в подвижных играх....

Обобщение из опыта работы " Режимные моменты в детском саду: подъем детей после сна"

Обощение из опыта работы "Режимные моменты в детском саду: подъем после сна"...

Консультация для воспитателей "Организация режимных моментов в детском саду"

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха....

Педагогический опыт «Режимные моменты в детском саду: подъем детей после сна»

Цель: Укрепление здоровья, профилактика простудных заболеваний и плоскостопия.Задачи:1. Способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.2. Повысить жизненный тонус и сопрот...

Консультация-практикум для воспитателей "Развитие связной речи в режимных моментах у детей младшего дошкольного возраста"

В предложенном консультации-практикуме раскрыта актуальность данной темы, затем представлены особенности возрастной речи детей младшего дошкольного возраста. Были предложены  методы работы для ра...

Конспект для воспитателей о режимных моментах. Тема: «Режимный момент в детском саду: подъем после сна»

Правильный режим дня-это рациональная продолжительность и разумное, чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток,непременного условия, здорового образа жизни и успешного раз...

Развитие связной речи в режимных моментах в детском саду

в данной статье говорится о том, как с помощью режимных моментов отрабатывать лексико-грамматический материал, работать над связностью речи....