Методическая разработка "Динамическая дыхательная гимнастика по лексическим темам".
методическая разработка по логопедии

Динамическая дыхательная гимнастика по лексическим темам.

В клинической картине у дошкольников с ТНР неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив. Во время речеведения нарушается взаимодействие между дыханием и голосообразованием: перед вступлением в речь дети делают недостаточный по объёму  вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно – смыслового отрезка сообщения; нередко дошкольники говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.  В то же время, за счёт аритмичного сокращения мышц дыхательного отдела речевое дыхание становится прерывистым.

Поэтому особая роль в комплексе специфических коррекционных мероприятий отводится технике формирования речевого дыхания в целом ряде логопедических техник. Так как в процессе речевого общения на всех этапах коррекционной работы  идет постоянное программирование дыхания как важнейшей составляющей темпо-ритмической организации речи.

В качестве ведущего средства динамического коррекционного воздействия на речевое дыхание дошкольников с ТНР предлагаем использование игровых технологий. Именно в педагогически контролируемой игровой ситуации и заключаются коррекционные возможности игры. Реализация техники формирования речевого дыхания посредством игры позволяет ненавязчиво разрушить старые патологические коммуникативные стереотипы и пошагово вывести детей на новый расширенный уровень высказывания в условиях свободного общения.

Вся система работы по развитию речевого дыхания в процессе речевого общения условно разделяется на три этапа:

  1. Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (дифференциация носового и ротового дыхания, формирование длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагмы и мышц брюшного пресса).
  2. Формирование длительного фонационного выдоха.
  3. Формирование речевого выдоха.

Причём на первом-втором этапах коррекционно-развивающей работы оптимально сочетать статические игровые упражнения (производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются лёгкими движениями) с выполнением динамических игровых упражнений (связаны с плавными движениями рук, туловища, ног). Последние физически укрепляют организм ребёнка, улучшают функцию его диафрагмы, брюшного пресса, развивают фонационное дыхание, подготавливают к интенсивным голосовым упражнениям, положительно влияют на настроение и эмоции ребёнка, вызывая у него чувство радости и бодрости. Динамические игровые упражнения включают ходьбу, медленный бег, движения рук, ног и туловища. Они являются более активными, естественными и сильными по сравнению со статическими игровыми упражнениями. Динамическая дыхательная гимнастика построена на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков, звукосочетаний, междометий, односложных слов на выдохе.

Представляю вашему вниманию несколько авторских комплексов динамической дыхательной гимнастики, которые соотносятся с тем или иным лексико-тематическим циклом и могут быть использованы в качестве коррекционного средства при формировании навыков темпо-ритмической организации речевого общения дошкольников, страдающих расстройствами дыхания.

 

Лексико-тематический цикл: «Одежда. Ателье»

ПРИМЕРКА

 

Цели.  Выработка дыхательной опоры. Выполнение ротового выдоха с произнесением слова. Формирование выразительного интонирования (радость, восторг, одобрение).

Игровой материал. Атрибуты сюжетно-ролевой игры «Ателье» или «Магазин одежды»

Методика проведения

Педагог приглашает детей на примерку одежды в ателье (магазин). Дети «примеряют» одежду, выполняя имитационные движения (по 4 раза).

  1. И.п. – руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки, дети произносят на выдохе: «Хорошо!». Занимая и.п., дети непроизвольно делают вдох.
  2. И.п. – то же. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно: «Как  раз!». Занимая и.п., дети непроизвольно делают вдох.
  3. И.п. – руки поднять в стороны. Опуская руки вниз и выдыхая при этом, дети медленно произносят: «Вот так!». Занимая и.п., дети непроизвольно делают вдох.
  4. И.п. – развести руки перед собой. Медленно охватывают себя руками (так, что одна рука ложится на плечо, другая – в подмышечную впадину), произнося на выдохе: «Здорово!». Занимая и.п., дети непроизвольно делают вдох.

Методические указания.  Перед началом игры напомнить детям о необходимой опоре на ударный гласный в слове. Перед началом выполнения каждого вида упражнений целесообразно использовать соответствующую рифмовку. Оречевляя ее, педагог выступает в роли закройщика ателье (портного, продавца).

Рифмовки

- // -

Руки выше поднимаем,

А потом их опускаем!

- // -

Руки выше поднимаем,

Приседая, опускаем!

- // -

Руки средне поднимаем,

А потом их опускаем!

- // -

Руки шире мы разводим,

А потом опять их сводим!

 

Лексико-тематический цикл: «Птицы

(домашние, дикие зимующие, дикие перелетные)»

ЗАРЯДКА  ДЛЯ  КРЫЛЬЕВ  И  ЛАП – 1

 

Цели.  Выполнение ротового выдоха с произнесением звукоподражания. Выработка дыхательной опоры. Формирование ровного, громкого (но не крикливого) голоса.

Игровой материал. Шапочки-маски птиц (по выбору).

Методика проведения.

Педагог приглашает детей на птичью зарядку:

Рано утром по порядку

Птицы делают зарядку.

А вороны лучше всех,

Их сегодня ждёт успех!

Дети в образе названной птицы выполняют имитационные движения (по 4 раза):

1) «Где стая?»

И.п. – стоя, ноги вместе, подбородок приподнять. Медленно поворачивая голову вправо (влево), протяжно произнести: «К-а-а-а-р». Занимая исходное положение, дети делают непроизвольный вдох. То же – в другую сторону.

2)  «Полетаем!»

И.п. – руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Медленно опуская руки вниз и выдыхая при этом, протяжно произнести:   «К-а-а-а-р». И.п. – непроизвольный вдох.

3)  «Слетаемся к кормушке».

И.п. – руки поднять через стороны вверх. Плавно опуская руки, протяженно произносить на выдохе: «К-а-а-а-р». И.п. – непроизвольный вдох.

4) «Покормимся!»

И.п. – руки поставить на пояс. Медленно наклоняя туловище вперёд, не опуская голову вниз, протяженно произносить на выдохе: «К-а-а-а-р». И.п. – непроизвольный вдох.

5)  «Погреем лапки».

И.п. – руки поставить на пояс, подняться на носки. Медленно «перекатываясь» на пятки, протяженно произносить на выдохе: «К-а-а-а-р». И.п. – непроизвольный вдох.

Методические указания.  Вводить игровые образы других птиц, используя их звукоподражания. Последовательность упражнений можно менять в зависимости от сюжета.

 

ЗАРЯДКА  ДЛЯ  КРЫЛЬЕВ  И  ЛАП – 2

 

Цели.  Выполнение ротового выдоха с произнесением звукоподражания. Выработка дыхательной опоры. Формирование ровного, громкого (но не крикливого)  и звонкого голоса.

Игровой материал. Шапочки-маски птиц (по выбору).

Методика проведения.

Дети в образе названной педагогом птицы выполняют упражнения  (по 4 раза):

1) «Приветствие».

И.п. – стоя, ноги вместе, приподнять подбородок. Медленно повернуть голову и туловище вправо (влево) с отведением руки в сторону. Произнести протяжно: «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, сделать вдох.

2)  «Чистим крылышки».

И.п. – стоя, ноги вместе, руки поднять через стороны вверх. Медленно наклонить туловище вперед (не опуская голову вниз), плавно опустить руки, потрясти кистями. Произнести протяжно: «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, сделать вдох.

3)  «Разминаем лапки».

И.п. – стоя, ноги вместе, руки развести в стороны. Медленно поднять согнутую в колене правую (левую) ногу, плавно обхватить колено руками. Произнести протяжно: «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, сделать вдох.

4) «Прятки» или «Осторожно опасность!»

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты через стороны вверх. Медленно присесть, обхватить руками колени (не опуская голову вниз). Произнести протяжно: «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, сделать вдох.

Методические указания.  Темп упражнений медленный, дыхание глубокое, выдох продолжительный. Вводить игровые образы птиц, используя рифмовки.

Рифмовки

- // -

Рано утром по порядку

Птицы делают зарядку.

- // -

Важно гуси гоготали,

На зарядку сразу встали.

- // -

Вот уже через минутку

На зарядку вышли утки.

- // -

Индюки без промедления

Начинают упражнения.

- // -

Закудахтали хохлушки,

На зарядку курам нужно.

- // -

Ку-ка-ре-ку! Ри-ки-ки!

На зарядке петухи.

 

 

Лексико-тематический цикл: «Моя  семья»

ОТДЫХ ВСЕЙ  СЕМЬЁЙ

 

Цели.  Выполнение ротового выдоха с произнесением слова. Выработка дыхательной опоры. Формирование выразительного интонирования.

Методика проведения

Педагог предлагает детям отправиться на отдых всей семьёй. Например, на рыбалку. Дети выполняют имитационные движения (по 4 раза):

1) «Закидываем удочку».

И.п. – стоя, ноги вместе, руки понять вверх, соединив ладони. Медленно наклонить туловище вперёд (не опуская голову вниз), плавно опуская соединенные руки перед собой. Произнести протяжно и задорно: «У-у-у-ух» или «Р-а-а-з». Принимая и.п., сделать вдох.

2) «Вытягиваем рыбку».

И.п. – стоя, ноги вместе, руки вытянуть перед собой, соединив ладони. Медленно приводить руки к груди. Произнести протяжно и радостно: «У-р-р-а!» Принимая и.п., сделать вдох.

3) «Рыбка сорвалась с крючка».

И.п. – стоя, ноги вместе, руки сжать в кулаки перед грудью. Медленно наклониться вперед, не опуская головы. Произнести протяжно и разочарованно: «Э-э-э-х». Принимая и.п., сделать вдох.

4) «Большой улов».

И.п. – стоя, ноги вместе, руки развести в стороны. Медленно положить руки на область диафрагмы. Произнести протяжно и гордо: «В-о-о-о!» или «Д-а-а». Принимая и.п., сделать вдох.

5) «Вкусная уха».

И.п. – стоя, ноги вместе, пальцы рук прижать к плечам. Медленно вытянуть руки перед собой (в стороны), сжав кисти в кулаки и выставив большие пальцы вверх. Произнести протяжно и восхищённо: «О-о-о!». Принимая и.п., сделать вдох.

Методические указания.  Темп упражнений медленный, дыхание глубокое, выдох продолжительный. Можно разнообразить сюжеты соответственно тематическому циклу.

Рифмовки

- // -

Очень дружно мы живем:

Рано утром все встаём,

Рюкзаки вмиг собираем,

На рыбалку уезжаем.

- // -

Едем на рыбалку дружно:

Наловить нам рыбки нужно,

Чтобы вкусною ухой

Насладиться всей семьёй.

 

 

Лексико-тематический цикл: «Город. Транспорт»

ПОЕЗДКА  НА  АВТОМОБИЛЕ

 

Цели.  Выработка дыхательной опоры. Развитие координации межу дыханием и фонацией.

Методика проведения

Педагог предлагает детям отправиться в поездку на автомобиле (цель поездки каждый раз меняется). Дети выполняют имитационные движения (по 4 раза):

1) «Закроем дверцу».

И.п. – сидя на стуле, руки на поясе. Медленно отвести руку в сторону, с поворотом туловища. Произнести протяжно: «Хло-о-оп». Принимая и.п., сделать вдох.

2)  «Поехали».

 И.п. – сидя на стуле, руки согнуты в локтях, кисти расслабить, стопы ног поставить на пятки. Медленно сжать пальцы рук, стопы опустить. Произнести протяжно: «Ж-ж-ж». Принимая и.п., сделать вдох.

3) «Лопнула шина».

И.п. – стоя, руки развести перед собой полукругом. Медленно обхватить себя руками (одна рука ложится на плечо, другая – в подмышечную впадину, локти параллельно). Произнести протяжно: «Ш-ш-ш». Принимая и.п., сделать вдох.

4) «Накачаем шину».

И.п. – стоя, руки сжать в кулаки перед грудью. Медленно наклонить туловище вперед. Произнести протяжно: «С-с-с». Принимая и.п., сделать вдох.

5) «Поехали» (см. № 2)

Методические указания.  Темп упражнений медленный, дыхание глубокое, выдох продолжительный.

 

Лексико-тематический цикл: «Лето»

ОТДЫХАЕМ  -  ЗАГОРАЕМ

 

Цели.  Выработка дыхательной опоры. Развитие координации между дыханием и фонацией.

Игровой материал. Стулья по количеству детей.

Методика проведения

Педагог предлагает детям позагорать на солнышке, ощутить тёплое дыхание летнего ветерка:

Летом можно отдыхать

И на солнце загорать,

С тёплым ветром подружиться

И природой насладиться.

Занимайте-ка, ребятки,

Лежаки все по порядку!

Дети рассаживаются на стульях и выполняют движения под дуновения тёплого ветра «Шшшшш…»:

1) «Наши руки загорают».

И.п. – сидя на стуле, руки в стороны. Медленно положить руки на колени и на длительном выдохе произнести: «Шшшш …». Принимая и.п., сделать вдох.

2)  «Наша грудка загорает».

И.п. – сидя на стуле, руки поставить на пояс, отвести локти назад. Медленно приводить локти вперёд и на длительном выдохе произнести: «Шшшш …». Принимая и.п., сделать вдох.

3)  «Наши ножки загорают».

И.п. – сидя на краю стула, облокотиться на спинку стула, держаться руками за сиденье. Медленно поднять прямую правую ногу и на длительном выдохе произнести: «Шшшш … .». Принимая и.п., сделать вдох. То же левой ногой.

4)  «Наш животик загорает».

И.п. – сидя, облокотившись на спинку стула, ноги выпрямить, одна рука на груди, другая на животе. Диафрагмальное дыхание с произнесением «Шшшш …».

5) «Станем ближе солнышку».

И.п. – сидя на стуле, поднять руки через стороны вверх, над головой. Медленно опустить руки вдоль туловища и на длительном выдохе произнести: «Шшшш …». Принимая и.п., сделать вдох.

Методические указания.  Перед выполнением упражнений расслабить мышцы рук, ног, шеи, туловища.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Динамическая дыхательная гимнастика по лексическим темам.

В клинической картине у дошкольников с ТНР неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив. Во время речеведения нарушается взаимодействие между дыханием и голосообразованием: перед вступлением в речь дети делают недостаточный по объёму  вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно – смыслового отрезка сообщения; нередко дошкольники говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.  В то же время, за счёт аритмичного сокращения мышц дыхательного отдела речевое дыхание становится прерывистым.

Поэтому особая роль в комплексе специфических коррекционных мероприятий отводится технике формирования речевого дыхания в целом ряде логопедических техник. Так как в процессе речевого общения на всех этапах коррекционной работы  идет постоянное программирование дыхания как важнейшей составляющей темпо-ритмической организации речи.

В качестве ведущего средства динамического коррекционного воздействия на речевое дыхание дошкольников с ТНР предлагаем использование игровых технологий. Именно в педагогически контролируемой игровой ситуации и заключаются коррекционные возможности игры. Реализация техники формирования речевого дыхания посредством игры позволяет ненавязчиво разрушить старые патологические коммуникативные стереотипы и пошагово вывести детей на новый расширенный уровень высказывания в условиях свободного общения.

Вся система работы по развитию речевого дыхания в процессе речевого общения условно разделяется на три этапа:

  1. Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (дифференциация носового и ротового дыхания, формирование длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагмы и мышц брюшного пресса).
  2. Формирование длительного фонационного выдоха.
  3. Формирование речевого выдоха.

Причём на первом-втором этапах коррекционно-развивающей работы оптимально сочетать статические игровые упражнения (производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются лёгкими движениями) с выполнением динамических игровых упражнений (связаны с плавными движениями рук, туловища, ног). Последние физически укрепляют организм ребёнка, улучшают функцию его диафрагмы, брюшного пресса, развивают фонационное дыхание, подготавливают к интенсивным голосовым упражнениям, положительно влияют на настроение и эмоции ребёнка, вызывая у него чувство радости и бодрости. Динамические игровые упражнения включают ходьбу, медленный бег, движения рук, ног и туловища. Они являются более активными, естественными и сильными по сравнению со статическими игровыми упражнениями. Динамическая дыхательная гимнастика построена на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков, звукосочетаний, междометий, односложных слов на выдохе.

Представляю вашему вниманию несколько авторских комплексов динамической дыхательной гимнастики, которые соотносятся с тем или иным лексико-тематическим циклом и могут быть использованы в качестве коррекционного средства при формировании навыков темпо-ритмической организации речевого общения дошкольников, страдающих расстройствами дыхания.

 

Лексико-тематический цикл: «Одежда. Ателье»

ПРИМЕРКА

 

Цели.  Выработка дыхательной опоры. Выполнение ротового выдоха с произнесением слова. Формирование выразительного интонирования (радость, восторг, одобрение).

Игровой материал. Атрибуты сюжетно-ролевой игры «Ателье» или «Магазин одежды»

Методика проведения

Педагог приглашает детей на примерку одежды в ателье (магазин). Дети «примеряют» одежду, выполняя имитационные движения (по 4 раза).

  1. И.п. – руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки, дети произносят на выдохе: «Хорошо!». Занимая и.п., дети непроизвольно делают вдох.
  2. И.п. – то же. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно: «Как  раз!». Занимая и.п., дети непроизвольно делают вдох.
  3. И.п. – руки поднять в стороны. Опуская руки вниз и выдыхая при этом, дети медленно произносят: «Вот так!». Занимая и.п., дети непроизвольно делают вдох.
  4. И.п. – развести руки перед собой. Медленно охватывают себя руками (так, что одна рука ложится на плечо, другая – в подмышечную впадину), произнося на выдохе: «Здорово!». Занимая и.п., дети непроизвольно делают вдох.

Методические указания.  Перед началом игры напомнить детям о необходимой опоре на ударный гласный в слове. Перед началом выполнения каждого вида упражнений целесообразно использовать соответствующую рифмовку. Оречевляя ее, педагог выступает в роли закройщика ателье (портного, продавца).

Рифмовки

- // -

Руки выше поднимаем,

А потом их опускаем!

- // -

Руки выше поднимаем,

Приседая, опускаем!

- // -

Руки средне поднимаем,

А потом их опускаем!

- // -

Руки шире мы разводим,

А потом опять их сводим!

 

Лексико-тематический цикл: «Птицы

(домашние, дикие зимующие, дикие перелетные)»

ЗАРЯДКА  ДЛЯ  КРЫЛЬЕВ  И  ЛАП – 1

 

Цели.  Выполнение ротового выдоха с произнесением звукоподражания. Выработка дыхательной опоры. Формирование ровного, громкого (но не крикливого) голоса.

Игровой материал. Шапочки-маски птиц (по выбору).

Методика проведения.

Педагог приглашает детей на птичью зарядку:

Рано утром по порядку

Птицы делают зарядку.

А вороны лучше всех,

Их сегодня ждёт успех!

Дети в образе названной птицы выполняют имитационные движения (по 4 раза):

1) «Где стая?»

И.п. – стоя, ноги вместе, подбородок приподнять. Медленно поворачивая голову вправо (влево), протяжно произнести: «К-а-а-а-р». Занимая исходное положение, дети делают непроизвольный вдох. То же – в другую сторону.

2)  «Полетаем!»

И.п. – руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Медленно опуская руки вниз и выдыхая при этом, протяжно произнести:   «К-а-а-а-р». И.п. – непроизвольный вдох.

3)  «Слетаемся к кормушке».

И.п. – руки поднять через стороны вверх. Плавно опуская руки, протяженно произносить на выдохе: «К-а-а-а-р». И.п. – непроизвольный вдох.

4) «Покормимся!»

И.п. – руки поставить на пояс. Медленно наклоняя туловище вперёд, не опуская голову вниз, протяженно произносить на выдохе: «К-а-а-а-р». И.п. – непроизвольный вдох.

5)  «Погреем лапки».

И.п. – руки поставить на пояс, подняться на носки. Медленно «перекатываясь» на пятки, протяженно произносить на выдохе: «К-а-а-а-р». И.п. – непроизвольный вдох.

Методические указания.  Вводить игровые образы других птиц, используя их звукоподражания. Последовательность упражнений можно менять в зависимости от сюжета.

 

ЗАРЯДКА  ДЛЯ  КРЫЛЬЕВ  И  ЛАП – 2

 

Цели.  Выполнение ротового выдоха с произнесением звукоподражания. Выработка дыхательной опоры. Формирование ровного, громкого (но не крикливого)  и звонкого голоса.

Игровой материал. Шапочки-маски птиц (по выбору).

Методика проведения.

Дети в образе названной педагогом птицы выполняют упражнения  (по 4 раза):

1) «Приветствие».

И.п. – стоя, ноги вместе, приподнять подбородок. Медленно повернуть голову и туловище вправо (влево) с отведением руки в сторону. Произнести протяжно: «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, сделать вдох.

2)  «Чистим крылышки».

И.п. – стоя, ноги вместе, руки поднять через стороны вверх. Медленно наклонить туловище вперед (не опуская голову вниз), плавно опустить руки, потрясти кистями. Произнести протяжно: «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, сделать вдох.

3)  «Разминаем лапки».

И.п. – стоя, ноги вместе, руки развести в стороны. Медленно поднять согнутую в колене правую (левую) ногу, плавно обхватить колено руками. Произнести протяжно: «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, сделать вдох.

4) «Прятки» или «Осторожно опасность!»

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты через стороны вверх. Медленно присесть, обхватить руками колени (не опуская голову вниз). Произнести протяжно: «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, сделать вдох.

Методические указания.  Темп упражнений медленный, дыхание глубокое, выдох продолжительный. Вводить игровые образы птиц, используя рифмовки.

Рифмовки

- // -

Рано утром по порядку

Птицы делают зарядку.

- // -

Важно гуси гоготали,

На зарядку сразу встали.

- // -

Вот уже через минутку

На зарядку вышли утки.

- // -

Индюки без промедления

Начинают упражнения.

- // -

Закудахтали хохлушки,

На зарядку курам нужно.

- // -

Ку-ка-ре-ку! Ри-ки-ки!

На зарядке петухи.

 

 

Лексико-тематический цикл: «Моя  семья»

ОТДЫХ ВСЕЙ  СЕМЬЁЙ

 

Цели.  Выполнение ротового выдоха с произнесением слова. Выработка дыхательной опоры. Формирование выразительного интонирования.

Методика проведения

Педагог предлагает детям отправиться на отдых всей семьёй. Например, на рыбалку. Дети выполняют имитационные движения (по 4 раза):

1) «Закидываем удочку».

И.п. – стоя, ноги вместе, руки понять вверх, соединив ладони. Медленно наклонить туловище вперёд (не опуская голову вниз), плавно опуская соединенные руки перед собой. Произнести протяжно и задорно: «У-у-у-ух» или «Р-а-а-з». Принимая и.п., сделать вдох.

2) «Вытягиваем рыбку».

И.п. – стоя, ноги вместе, руки вытянуть перед собой, соединив ладони. Медленно приводить руки к груди. Произнести протяжно и радостно: «У-р-р-а!» Принимая и.п., сделать вдох.

3) «Рыбка сорвалась с крючка».

И.п. – стоя, ноги вместе, руки сжать в кулаки перед грудью. Медленно наклониться вперед, не опуская головы. Произнести протяжно и разочарованно: «Э-э-э-х». Принимая и.п., сделать вдох.

4) «Большой улов».

И.п. – стоя, ноги вместе, руки развести в стороны. Медленно положить руки на область диафрагмы. Произнести протяжно и гордо: «В-о-о-о!» или «Д-а-а». Принимая и.п., сделать вдох.

5) «Вкусная уха».

И.п. – стоя, ноги вместе, пальцы рук прижать к плечам. Медленно вытянуть руки перед собой (в стороны), сжав кисти в кулаки и выставив большие пальцы вверх. Произнести протяжно и восхищённо: «О-о-о!». Принимая и.п., сделать вдох.

Методические указания.  Темп упражнений медленный, дыхание глубокое, выдох продолжительный. Можно разнообразить сюжеты соответственно тематическому циклу.

Рифмовки

- // -

Очень дружно мы живем:

Рано утром все встаём,

Рюкзаки вмиг собираем,

На рыбалку уезжаем.

- // -

Едем на рыбалку дружно:

Наловить нам рыбки нужно,

Чтобы вкусною ухой

Насладиться всей семьёй.

 

 

Лексико-тематический цикл: «Город. Транспорт»

ПОЕЗДКА  НА  АВТОМОБИЛЕ

 

Цели.  Выработка дыхательной опоры. Развитие координации межу дыханием и фонацией.

Методика проведения

Педагог предлагает детям отправиться в поездку на автомобиле (цель поездки каждый раз меняется). Дети выполняют имитационные движения (по 4 раза):

1) «Закроем дверцу».

И.п. – сидя на стуле, руки на поясе. Медленно отвести руку в сторону, с поворотом туловища. Произнести протяжно: «Хло-о-оп». Принимая и.п., сделать вдох.

2)  «Поехали».

 И.п. – сидя на стуле, руки согнуты в локтях, кисти расслабить, стопы ног поставить на пятки. Медленно сжать пальцы рук, стопы опустить. Произнести протяжно: «Ж-ж-ж». Принимая и.п., сделать вдох.

3) «Лопнула шина».

И.п. – стоя, руки развести перед собой полукругом. Медленно обхватить себя руками (одна рука ложится на плечо, другая – в подмышечную впадину, локти параллельно). Произнести протяжно: «Ш-ш-ш». Принимая и.п., сделать вдох.

4) «Накачаем шину».

И.п. – стоя, руки сжать в кулаки перед грудью. Медленно наклонить туловище вперед. Произнести протяжно: «С-с-с». Принимая и.п., сделать вдох.

5) «Поехали» (см. № 2)

Методические указания.  Темп упражнений медленный, дыхание глубокое, выдох продолжительный.

 

Лексико-тематический цикл: «Лето»

ОТДЫХАЕМ  -  ЗАГОРАЕМ

 

Цели.  Выработка дыхательной опоры. Развитие координации между дыханием и фонацией.

Игровой материал. Стулья по количеству детей.

Методика проведения

Педагог предлагает детям позагорать на солнышке, ощутить тёплое дыхание летнего ветерка:

Летом можно отдыхать

И на солнце загорать,

С тёплым ветром подружиться

И природой насладиться.

Занимайте-ка, ребятки,

Лежаки все по порядку!

Дети рассаживаются на стульях и выполняют движения под дуновения тёплого ветра «Шшшшш…»:

1) «Наши руки загорают».

И.п. – сидя на стуле, руки в стороны. Медленно положить руки на колени и на длительном выдохе произнести: «Шшшш …». Принимая и.п., сделать вдох.

2)  «Наша грудка загорает».

И.п. – сидя на стуле, руки поставить на пояс, отвести локти назад. Медленно приводить локти вперёд и на длительном выдохе произнести: «Шшшш …». Принимая и.п., сделать вдох.

3)  «Наши ножки загорают».

И.п. – сидя на краю стула, облокотиться на спинку стула, держаться руками за сиденье. Медленно поднять прямую правую ногу и на длительном выдохе произнести: «Шшшш … .». Принимая и.п., сделать вдох. То же левой ногой.

4)  «Наш животик загорает».

И.п. – сидя, облокотившись на спинку стула, ноги выпрямить, одна рука на груди, другая на животе. Диафрагмальное дыхание с произнесением «Шшшш …».

5) «Станем ближе солнышку».

И.п. – сидя на стуле, поднять руки через стороны вверх, над головой. Медленно опустить руки вдоль туловища и на длительном выдохе произнести: «Шшшш …». Принимая и.п., сделать вдох.

Методические указания.  Перед выполнением упражнений расслабить мышцы рук, ног, шеи, туловища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Осень"

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Осень" предназначен для детей подготовительной к школе группы....

Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Обитатели водоёмов"

Данный комплекс упражнений может использоваться в работе логопедами и воспитателями при изучении лексической темы недели "Рыбы"...

Дыхательная гимнастика по лексическим темам (1)

Дыхательная гимнастика по лексическим темам...

Дыхательная гимнастика по лексическим темам (2)

Дыхательная гимнастика по лексическим темам...

Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Профессии"

Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Профессии"...

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме недели "Животные жарких стран"

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме недели "Животные жарких стран"...

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Посуда. Кухня"

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Посуда. Кухня"...