Автоматизация звуков
учебно-методический материал по логопедии

Пашкова Ангелина Александровна

Автоматизация звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvukov.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звуков

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.

Цель данного этапа — добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

Этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лексическом материале до полного упрочения навыка. В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя.

1. Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации. На изолированном произношении звука не рекомендуется задерживаться длительное время. Вместе с тем недопустимо переходить к автоматизации звука в слогах преждевременно, т.е. до получения правильного и устойчивого изолированного его звучания.

2. Автоматизация звука в слогах имеет свои особенности и зависит от характеристики отрабатываемого звука по способу образования. Слог – это наиболее простая речевая единица. Слоги не имеют значения, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, а это облегчает их автоматизацию. Сначала дается прямой слог с гласным [а], поскольку при его произнесении губы находятся в нейтральном положении, рот широко открыт, язык в нижнем положении, что не мешает артикуляции автоматизируемого звука. Потом автоматизируют звук с гласным [ы]. Это тоже нелабиализованный звук, и он меньше влияет на предыдущий согласный. Далее слоги с [о] и [у]: са, сы, со, су.  Прямые слоги в сочетании согласного с гласным [э] обычно не используются, т.к. они не характерны для русского языка и встречаются в основном в заимствованных словах («мэр», «сэр» и т.п.). Затем  обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, ысы, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): ста, спа, сма, сны, ско, сфу и т. п. Автоматизацию звука в слогах проводят в форме игровых упражнений, игр. К этому процессу можно подключить зрительный и тактильный анализаторы. Это даёт возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах. На этом этапе можно использовать такие игры и упражнения, как: "Пальчики здороваются", "Проведи слог по звуковой дорожке ", "Музыкант или Программист " и т.д.

3. Автоматизация звука в словах - это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Рекомендуется следующая последовательность автоматизации: сначала звук закрепляется в начале слова (перед гласным), затем – в конце (если звук глухой), далее в середине, т.к. эта позиция оказывается наиболее трудной. В первую очередь отрабатываются слова, состоящие из двух прямых слогов,  а затем в трехсложные слова с прямыми слогами. Потом переходят к словам с обратным слогом. И далее переходят к односложным и двусложным словам со стечением согласных в начале слова.. По рекомендации М.Е. Хватцева, при начальной автоматизации звук должен находиться в начале слова под ударением.  Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т. е. берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). В последующем ребенок произносит слова, в которых автоматизируемый звук встречается более одного раза. Правильное произношение звука в словах закрепляется как в процессе повторения слов за логопедом, так и в ходе специальных игр и упражнений: " Назови картинки ", "Паровозик", «Рассади животных», «Лабиринты» и т.д.

3. Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов.  Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребенком звуки. Логопедическая работа проводится при закреплении произнесения ребенком предложений с уже отработанными на предыдущих этапах словами. Речевой материал должен быть доступен ребенку и по возможности заимствован из повседневного обихода.  В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику. Например: В саду жужжат осы. У Сани длинные усы. Саня катается на самокате. У Сони новые осенние сапоги. Оксана спускается с горки на санках.

4. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах. Работу рекомендуется начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. В дальнейшем правильное произношение закрепляется на материале прозаического текста. Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

Ас – ас – ас – у нас дома ананас.

Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос.

Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус.

Ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.

5. Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах предпоследний этап в автоматизации. Для этого подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. Существуют определенные требования к лексическому материалу, который подбирает логопед:

• в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков;

• в подобранном лексическом материале не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков;

• на первых порах в словах не должен встречаться тот звук, на который ребенок заменял поставленный звук;

• в начале работы над определенным звуком в словах не должно встречаться оппозиционных звуков;

• в первую очередь звук отрабатывается в начале слова, затем в конце и в последнюю очередь – в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной.

• лексический материал должен быть понятен и доступен ребенку;

• смысловой речевой материал должен преобладать над чисто слоговыми упражнениями.

При работе с рассказами и взрослый, и ребенок используют звук без усиленного произношения. Звук должен быть «равноправным» в ряду других звуков.

6. Автоматизация звука в разговорной речи.

Последовательность речевого материала для автоматизации звука [с] у детей со стертой дизартрией, приведенную в книге Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой:

1. Автоматизация звука [с] в обратных слогах в сочетании с гласным [у]: [у...с], [ус].

2. Автоматизация звука [с] в словах, содержащих обратный слог [ус] с ударением на нем (ус, трус, вкус, капуста, вкусный и т.д.).

3. Автоматизация звука [с] в словах, содержащих обратный слог [ус] без ударения на нем (уснул, устал, успел, фокус, парус, автобус и т.д.).

4. Автоматизация звука [с] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [ус] с ударением и без ударения на нем: Круглый арбуз. Вкусная капуста. Усталый ребенок уснул. Белеет парус вдалеке и т.д.

5. Автоматизация звука [с] в обратных слогах в сочетании с гласным [о]: [о...с], [ос].

6. Автоматизация звука [с] в словах, содержащих обратный слог [ос] с ударением на нем (нос, рос, мост, хвост, воск, оспа и т.д.).

7. Автоматизация звука [с] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [ос] с ударением на нем: Вот пес. У дятла острый нос. Береги нос в мороз. Уходи мороз – март тепло принес и т.д.

8. Автоматизация звука [с] в обратных слогах в сочетании с гласным [а]: [а...с], [ас].

9. Автоматизация звука [с] в словах, содержащих обратный слог [ас] с ударением на нем (таз, нас, вас, квас, астра, каска, маска, паста, ананас).

10. Автоматизация звука [с] в словах, содержащих обратный слог [ас] без ударения на нем (остатки, доска, костер, голос, волос и т.д.).

11. Автоматизация звука [с] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [ас] с ударением и без ударения на нем: Мы пили квас. На клумбе астры. У Вани громкий голос. Остатки доски кинули в костер.

12. Автоматизация звука [с] в слогах в сочетании с гласным [ы]: [ы...с], [ыс].

13. Автоматизация звука [с] в словах, содержащих обратный слог [ыс] с ударением на нем (мыс, быстро, выступ, выставка и т.д.).

14. Автоматизация звука [с] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [ыс] с ударением на нем: Автомобиль едет быстро. Папа выслал ботинки. По полю рыскал волк и т. д.

Необходимым условием успешной автоматизации звука, по мнению Т.Б. Филичевой, является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....