Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников: методические рекомендации и упражнения.
статья по логопедии
В статье рассмотрены типы нарушений слоговой структуры слова и описана работа по коррекции данных нарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_slogovaya.docx | 29.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников: методические рекомендации и упражнения.
Нарушение слоговой структуры слова (ССС) – одно из самых стойких и труднокорригируемых нарушений речи, которое характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава.
Этот вид нарушения речевого развития, как правило, является особенностью детей с общим недоразвитием речи, но оно может встречаться и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием.
Среди нарушений ССС выделяют следующие типы (по Марковой А.К.):
1. Нарушение количества слогов:
- Сокращение/пропуск слога: «весипед» — велосипед;
- Опускание слогообразующей гласной: «путина» — паутина;
- Увеличение количества слогов за счет добавления слогообразующей гласной: «колабаса» — колбаса;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- Перестановка слогов: «летефон» — телефон;
- Перестановка звуков соседних слогов: «локено» — колено;
3. Искажение структуры отдельного слога:
- Сокращение стечений согласных: «нига» — книга;
- Вставки согласных в слог: «экрант» — экран;
4. Уподобление слогов: «татамат» — автомат;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога);
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «чедадан» — чемодан;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «в холодильнице» — в хлебнице + в холодильнике.
Очень часто значение формирования ССС у дошкольников недооценивается, а приоритетное значение отдается коррекции звукопроизношения. Это в дальнейшем приводит к возникновению трудностей при овладении чтением и письмом у школьников (дисграфии и дислексии).
В связи с этим, работа по коррекции ССС должна быть приоритетной в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи.
При проведении коррекционной работы необходимо учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии (полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская афазия, ринолалия).
Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов проводится в 2 этапа
(по Агранович З.Е.):
I. Подготовительный;
II. Коррекционный
I. Основная задача подготовительного этапа - подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
Направления работы:
1. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки (ориентировка в собственном теле и в трёхмерном пространстве).
а) Ориентировка в собственном теле.
- Игра «Ладошки и ножки».
На листе в разных направлениях обведены контуры рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
- Игра «Зазеркалье».
Дети стоят лицом друг к другу парами и определяют у себя и у товарища расположение левого и правого уха, глаза, колена, руки и т.д.
б) Ориентировка в трехмерном пространстве.
- Игра-сказка «Репка».
Детям предлагается по инструкции логопеда воссоздать сказку репку или интерпретировать её с помощью взрослого, либо самостоятельно (задаём вопросы: кто впереди, сзади, между, далеко, близко?)
- Игра «Что изменилось?»
Логопед просит ребёнка отвернуться (закрыть глаза) и убирает или меняет местами картинки (игрушки). Затем предлагает ребенку обозначить словом положение того или иного предмета по отношению к другому до изменений.
- Музыкальная игра «Где звенит?»
Определить местоположение источника звука.
2. Развитие пространственно-временной ориентировки.
- Игра «Путешествие муравья».
Ребенок осуществляет мини-путешествие по картинкам, а затем рассказывает у какого насекомого муравей гостил сначала, в конце и т.д.)
- Подвижная игра «Делай как я!»
Взрослый даёт ребёнку задание на повторение серии движений в определённой последовательности.
- Работа с серией картинок, связанных единым сюжетом, на определение последовательности происходящего и составление рассказа по ним.
3. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.
В данном направлении работы хорошую динамику даёт использование элементов логоритмики.
а) Совершенствование движений общей моторики
- Игры с мячом (учить ребёнка ловить, катать, подбрасывать, перекатывать мяч, используя речевое сопровождение действий ребёнка).
- Использованием воображаемых предметов (ребёнок представляет себя человеком определённой профессии, изображает их действия, позы, способ пользования инструментами, орудиями труда).
- Обыгрывание ребёнком бытовых сценок (стираем, варим кашу, шьём).
б) Развитие мелкой моторики
- Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без.
-Игры, направленные на перекладывание, сортировку, сбор - разбор мелких предметов.
- Кинезиологические упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Симметричные рисунки» и др.
- Шнуровки, нанизывание бусин, завязывание узелков, застёгивание и расстёгивание пуговиц.
- Рисование, раскрашивание, штриховки.
в) Развитие артикуляционной моторики
- Артикуляционная гимнастика
- Мимические упражнения
- Логопедический самомассаж
- Нетрадиционные упражнения (с шариком, с водой, с ложкой, с пуговицей).
г) Развитие чувства темпа
- Подвижная игра «Собака и улитка»
Чередование быстрых и медленных движений по кругу под звуки бубна (частые и редкие).
- Выполнение детьми движений в соответствии с текстом стихотворения в разном темпе.
д) Формирование чувства ритма
- Графические упражнения на переключение: : «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
- Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
- Игра «Барабанщик» (воспроизведение заданного ритма на слух).
- «Молоточки» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая молоток — громкий хлопок, маленький молоточек — тихий).
II. Коррекционный этап.
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.
Выделяются следующие уровни:
а) Уровень гласных звуков;
б) Уровень слогов;
в) Уровень слов;
г) Уровень коротких предложений;
д) Уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
а) Работа над гласными.
На этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучить детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам. Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены.
- Повторение пары, троек и большего количества звуков от более контрастных к менее контрастным в сопровождении ручных символов, без них, без зрительной опоры.
- Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных в следующей последовательности: плавно, на одном выдохе; увеличивая и уменьшая громкость; с изменением высоты голоса (от лица разных животных); изменяя темп (быстро-медленно).
- Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (с опорой на наглядность и без).
- Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом.
б) Работа над слогами.
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков.
- Подсчёт ребёнком общего количества слогов, произнесённых произнес логопедом (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
- Нанизывание бусин на верёвку с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждую бусину – один слог);
- Упражнение ''Пальчики здороваются'' (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произнести один слог);
- Выкладывание ребёнком палочек по количеству слогов;
- Определение ударного слога в цепочке услышанных слогов;
- Запоминание и повторение цепочки слогов (а также увеличение или уменьшение на 1 количества слогов)
- Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
- Составление вариантов слогов из предложенных букв;
- Произнесение ребёнком слогов в обратном порядке и «наоборот» (та-ат)
в) Работа над словом
А.К. Маркова, Е.С. Большакова выделяют следующие типы слоговой структуры слова:
- Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
- Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
- Односложные (дом, мак).
- Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
- Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
- Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
- Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
- Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
- Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
- Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
- Односложные со стечением в конце слова (зонт).
- Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
- Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры:
- «Две полоски» (использование длинной и короткой полоски для обозначения длинных и коротких слов);
- «Закончи словечко» (договаривание ребёнком последнего слога в произнесённых логопедом словах);
- «Поезд» (вагоны поезда различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.);
- «Телевизор» (на «экране» 1-4 гласные буквы. Ребенок выбирает картинку, соответствующую схеме на экране - _У_А - луна);
- «Слоговые прятки» (из предложенных картинок назвать те, в которых есть заданный слог (например, КА): капуста, мука, лимон, указка, музыка, нога).
- «Слоговая цепочка» (придумать последующее слово на последний слог предыдущего: мука –камин)
- «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — односложные, в замок — двусложные, в избушку — слова, трёхсложные слова).
г) Работа на уровне фразы, предложения, текста.
Работу на уровне фразы с детьми, имеющими тяжелую речевую патологию нужно начинать с разучивания двустиший с опорой на предметные картинки.
- «Подбери словечко» (подобрать с опорой на наглядность слово-предмет, слово-признак или слово-действие: пушистая…лиса; конь…скачет; шар … воздушный).
- «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
- Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
о формировании слоговой структуры слова посредствам формирования неречевых процессов...
Презентация "Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР."
Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР....
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....
«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»
Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...
Нарушение слоговой структуры слова. Этапы коррекционной работы. Игры и упражнения
Нарушения слоговой структуры слова - очень распространенное нарушение не только у детей младшего дошкольного возраста, но даже у детей 6-7 лет. Коррекция этого нарушения - одна из приоритетных задач в...