Использование ЛЕГО в работе логопеда
статья по логопедии

Абрамова Елена Николаевна

Описаны способы использования лего в развитии речевых функций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mne_skazochno_povezlo.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЛЕГО в работе логопеда

Мне сказочно повезло! Мне предоставилась возможность работать в кабинете Леготеки.

Не долго думая решила с помощью ЛЕГО развивать все стороны речевой функциональной системы в естественной деятельности ребёнка (игра, конструирование).

В логопедической работе использование лего оказалось эффективным, так как оно обеспечивает интеграцию образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, двигательное развитие) в процессе коррекционно-логопедической работы;

Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, способствует целенаправленному формированию  навыков общения, сотворчества, коммуникативно-речевых умений.

При использовании Лего - конструктора у ребёнка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него конструктивных навыков , что обеспечивает психологическое состояние успеха.

Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребёнку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

Применение LEGO на логопедических занятиях логопункта способствует:

Развитию лексико-грамматических строя речи в рамках определённой лексической темы;

Развитию связной речи;

Развитию фонематического слуха;

Автоматизации звуков в ходе игры;

Овладению звуко-буквенного анализа слов и синтеза;

Развитию сенсорных представлений;

Подготовке к обучению грамоте;

Формированию пространственных ориентаций, использованию предлогов;

Тренировке моторики пальцев и кистей рук.

Развитию правильного дыхания.

Для развития лексико – грамматического строя речи применяею игры с использованием фигурок и построек из наборов ЛЕГО. Дети создают модели животных и птиц, зданий и сооружений, разных видов транспорта, мебели и т.д. Это позволяет более точно закрепить в сознании ребёнка наглядный образ и сюжет, помогает сформировать более устойчивые знания и навыки, активизирует фразовую речь.

 В ходе игры отрабатываю навык согласования числительных с существительными в роде, числе и падеже, образования сложных слов, обобщение.

  Действия с конструктором помогают обогащать  словарь  существительными, прилагательными, наречиями, предлогами,  глаголов с приставками и др. частями речи.

Используем ЛЕГО в работе по развитию связной речи. Для лучшего осознания сюжета детям предлагаю пересказ рассказа по объёмному образу декораций из конструктора, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

   На подгрупповых занятиях создаём персонажей, например роботов-помошников,  после чего дети рассказывают о своих постройках, придумывают истории. На занятиях оцениваем ту или иную конструктивную ситуацию, общаемся, и таким образом развиваем диалогическую и монологическую речь,  инициативу и творческие способности ребят.

Для развития фонематического слуха и восприятия предлагаю выбрать фигурки или картинки с определённым звуком, определить место звука в названии фигурки.

  Наглядно и интересно проводим работу по дифференциации звуков: расселяем  фигурки с дифференцируемыми звуками в построенные домики (в синий домик - с твёрдым звуком, в зелёный - с мягким звуком; в красный домик  - фигурки, названия которых начинаются на гласные звуки, в синий – на согласные  и т.д.).

Интересно и увлекательно автоматизируем поставленные звуки с лесенкой из конструктора: спуская и поднимая  по лесенке пальчики или персонажа, отрабатываем звук в слогах с повышением или понижением голоса, называем фигуры, постройки, свои действия, составляем словосочетания и предложения с автоматизируемым звуком и т. д.

   Предлагаю ребятам построить автомобиль, обговорить условие, что заводится каждая деталь [р]. Аналогичные упражнения с самолетом [л], пчелкой [ж] и т.д.

Для совершенствования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза на строительной плате дети  выкладывают звуковые схемы слов, обозначая гласные звуки – красным кубиком, согласные твёрдые звуки – синим кубиком, согласные мягкие звуки – зелёным кубиком.

Таким образом закрепляем понятия: звук, буква, слово.

Для подготовки к обучению грамоте манипулируем деталями конструктора. Ребенок превращает их то в одну, то в другую букву, запоминая графический образ буквы.

    Буквы выкладываем как плоские, так и объёмные.

     Конструируя буквы из элементов синего или красного цвета, ребёнок запоминает и учится различать гласные и согласные буквы.

   Также формирую кинестетические ощущения используя упражнение по обведению контура буквы пальчиками. Или отгадыванием буквы на ощупь с закрытыми глазами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование крупотерапии в работе логопеда

Работая логопедом в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в частности,...

Использование ИКТ в работе логопеда ДОУ

Использование ИКТ как средство повышения эффективности логопедической работы в ДОУ....

Использование крупотерапии в работе логопеда

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка.   Именно поэ...

Сообщение из опыта работы "Использование ИКТ в работе логопеда"

Сообщение из опыта работы для районного методического объединения учителей-логопедов...

Использование ЛЕГО-технологий в логопедии

В этой статье я попыталась поделиться опытом работы использования ЛЕГО конструктора на занятиях....

использование ЛЕГО в работе с детьми в современном детском саду

АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко о...

Использование ЛЕГО в работе логопеда

Использование ЛЕГО в работе логопеда...