Отсутствие речи в три года
консультация по логопедии

Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении! Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении!

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.

Для становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:

- достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;

- правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;

- были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;

- формировалась потребность в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

- способность говорить;

- способность понимать сказанное;

Речь в своем развитии проходит определенные этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определенной закономерности.

Развитие речевой системы формируются в определенной закономерности. Развитие речевой системы можно охарактеризовать как последовательное и скачкообразное одновременно. Первоначально ребенок контактирует с окружающими, используя экспрессивно – мимические средства, которые отражают его эмоциональное состояние. Они служат для передачи позитивного или негативного сообщения. Экспрессивно – мимический способ общения сходен по значению с жестами. Отдельно или в сочетании с другими средствами он присутствует в общении в любом возрасте.

Предметно –действенные средства общения возникают в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка. Они позволяют ребенку не только выразить готовность к взаимодействию, но и сообщить, какого рода общение желательно для него. Этот способ общения приглашает взрослого к контакту.

Речевое общение – высшая форма взаимодействия с людьми, - предполагает овладение языком. Без словесной оболочки невозможно существование каких –либо понятий. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение.

Когда появляется первое слово? Обычно к концу первого года. Но задолго до этого ребенок начинает общаться с миром. В этот период развития возникает непосредственно –эмоциональная форма общения. Общаясь со взрослыми, малыш знакомится с окружающим его миром. Изоляция ребенка, дефицит эмоциональных контактов может порождать задержку в развитии и изменения личности.

                                                                        1

Речь не развивается вне общения, особенно вне речевого общения. Очень важно уже с первых дней рождения ребенка все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь (интонации, паузы, речь, сопровождаемая мимикой, движениями головы, рук и т.д) доступнее пониманию ребенка, способствует более полноценному развитию малыша. Ребенок заражается речевой и эмоциональной активностью матери, стремиться подражать ей.

Но бывают основания для беспокойства: если ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтения перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

Вторая половина младенчества характеризуется изменением отношения ребенка к окружающему миру. У него начинается период активного интереса. Ребенок не только вступает в общение со взрослыми, но и начинает исследовать различные предметы. В процессе общения со взрослыми произнесение отдельных звуков и звукосочетаний получает постоянное подкрепление и все прочнее усваивается, произнесение других постепенно затормаживается, угасает. Развивается отраженный лепет – повторение за взрослыми и самолепет – собственная речевая активность. Но у некоторых детей именно в это время возникают основания для беспокойства, так как у них отмечено отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.

В норме к концу первого года жизни ребенок уже владеет достаточно разнообразными способами эмоционального взаимодействия с близкими. Но как раз в это время возникают основания для беспокойства: ребенок не реагирует на свое имя, и отмечается отсутствие лепетных слов.

После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов, но если взрослые не поддерживают обращений ребенка, то заглушается сама потребность в общении, задерживается развитие активной речи. У ребенка стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не более полугода после появления первых 3-5 слов).

Понимание речи предполагает не только восприятие слышимых звуков (как, например, мы воспринимаем различные неречевые звуки или неизвестный нам иностранный язык), но и расшифровку смысла речевого потока.

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.

1 уровень: ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса(3-6 мес.).

2 уровень: ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам (6-10 мес.).

3 уровень: ребенок понимает названия отдельных предметов (10-12 мес.), узнает их изображения (12-14 мес.), узнает их на сюжетных картинках( 15-18 мес.).

4 уровень: ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях, двухступенчатую инструкцию. Ребенку доступно установление причинно – следственных связей (2г.6м.)

5 уровень: ребенок понимает сложноподчиненные предложения.

Но выражение мысли заключается не только в звуковой материальной оболочке. Языковое общение не происходит в вакууме.

                                                                           2

Звучащую речь сопровождает так называемый эмоциональный язык – мимика, жесты, телодвижения.

В процессе речевого развития эмоциональная сторона речи играет особую роль, так как начинает свое существование с рождения ребенка и отражает малейшие изменения его психологического состояния.

Сложное многоуровневое строение речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие ее нарушений. Расстройства речи как нарушение социальной функции ограничивает прежде всего возможности адаптации человека. Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребенка, на формировании психической деятельности, они ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения. Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать. Расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.

ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.

Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи ребенка-дошкольника определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу, которые воздействуют на ребенка непосредственно или опосредованно, начиная с беременности матери, младенчества, раннего, младшего возраста. Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.

 Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:

- недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;

- отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;

Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания) воздействуют на сам биологический субстрат, изменяя ход речевого развития. Временные сроки – период внутриутробного развития, младенческий, ранний, дошкольный возраст. В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют речевые нарушения центрального или периферического характера.

Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми).

Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде.

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды. При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяют эволюционно –динамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учете общих закономерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии. Принцип единства биологического и социального в процессе формирования   психических процессов позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта на созревание речевой системы.

        3

Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:

1. различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствует токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус –фактору и др.

2.родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

-3.различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно – вирусные заболевания, менинго –энцефалиты и ранние желудочно – кишечные расстройства.

4.травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5. наследственные факторы.

В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

6. неблагоприятные социально – бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально – волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая из названных причин, а нередко их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.

 Оценивая недостатки в речевом развитии, важно учитывать: возраст ребенка, в котором проявилось расстройство; причины, непосредственно вызвавшие отклонения; наличие предрасполагающих условий; комплексный анализ лингвистических характеристик .

Развитие речевой системы, как уже отмечалось, характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определенные возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1-2 года, 3 года, 6-7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость

Нервных механизмов речевой деятельности  и возникает риск появления нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими неблагоприятными факторами- генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны нервной системы ребенка. Большинство детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля.

Можно считать аксиомой, что комплексное воздействие дает оптимальные результаты при устранении любого недуга!

Неговорящие дети представляют разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Не всегда удается сразу выявить причину, из –за которой задерживается появление речи, но как показывает опыт, что определенные педагогические приемы могут оказаться действенными в любом случае.

Ключевой момент  - одновременное «погружение» ребенка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирования собственной речи. Кроме непосредственного воздействия на речевую систему, коррекционная работа охватывает все основные формы детской деятельности, способствует развитию в соответствии с возрастом высших психических функций, познавательной деятельности, ассоциативных связей.

4

От своевременно оказанной коррекционно – педагогической помощи во многом зависит развитие ребенка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей, а значит, и выбор образовательного учреждения. При правильной организации работы не только устраняются нарушения, но и решаются профилактические задачи.

Речевое развитие необходимо не просто привести в соответствие с возрастными нормами, но и максимально «поднять планку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

Доклад "Развитие речи ребенка четвертого года жизни (3-4 года)"

Возрастные показатели развития речи ребёнка 4 года жизни....

Артикуляционная диспраксия как причина отсутствия речи у детей

Этого нарушения нет ни в клинико-педагогической, ни в психолого-педагогической классификациях. Но она описана многими специалистами дефектологического направления: Корневым А.Н., Леонтьевым А.Н., Визе...

Причины отсутствия речи у детей дошкольного возраста

ППочему ребенок не говорит в 2, 3, 4 года, 5,6 лет. ...

Причины отсутствия речи у детей дошкольного возраста

Почему ребенок не говорит в 2, 3, 4 года, 5, 6 лет....