Программы
материал по логопедии

Молькова Наталия Владимировна

В материале представлена программы:

- индивидуальное логопедическое сопровождение ребенка с ЗПР;

- рабочая программа логопедической работы по коррекции    звукопроизношения в соответствии с ФГОС ДО в условиях логопедического кабинета.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped_soprovozhdenie_rebenka_s_zpr.doc123 КБ
Файл rabochaya_programma.docx88.53 КБ

Предварительный просмотр:


МОУ Бурмакинская СОШ №2

 

 Индивидуальное логопедическое сопровождения ребенка с ЗПР

                                         

                     

                                                                                    Подготовила:

                                                                                                            учитель – логопед

                                                                                                      Молькова Н.В.

                                               

                                               

                                                             

                                                                  Бурмакино,  2016

                                       

 Пояснительная записка

Данное сопровождение составлено на основе адаптированной образовательной программы  МОУ Бурмакинской СОШ№2.

При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Логопедическое сопровождение разработано на основе научно- методических пособий и  программ:

  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.М.,2011
  • Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт ( часть 1 стр 5-14) о работе логопункта общеобразовательного учреждения..М.-2014
  • Косинова Е.М. Уроки логопеда.М., 2011
  • Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.

  • Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.

  • Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.

 Цель: организация коррекционно-развивающей работы с воспитанником с ЗПР, имеющей нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации  в учебной деятельности. Устранение недостатков устной и предупреждение нарушения письменной речи.

Основные задачи:

  1. Развивать артикуляционную  моторику.
  2. Корректировать нарушенные звуки, автоматизировать и дифференцировать их.
  3. Формировать фонематический слух, восприятие, анализ и синтез.
  4. Развивать пространственно-временные представления.
  5. Совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи:
  6. Формировать  связную  речь как средство и форму мыслительной деятельности.
  7. Совершенствовать мелкую моторику рук.

Курс коррекционного обучения рассчитан на 9  месяцев (сентябрь — май).  Особенности сопровождения детей с ЗПР

Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:

• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

• развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;

• формирование пространственных представлений;

• развитие слухового восприятия, внимания, памяти;

• коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;

• коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;

• развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);

• формирование морфологической и синтаксической системы языка;

• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;

• формирование анализа структуры предложений;

• развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

Алгоритм логопедического сопровождения ребенка с ЗПР

  1. Обследование ребенка, анализ результатов, заполнение речевой карты.
  2. Работа с воспитателями.
  1.  Индивидуальные беседы.
  2.  Знакомства воспитателей с результатами обследования.

       3.Работа с родителями.

3.1 Индивидуальные беседы, консультации.

  1.  Знакомство родителей с результатами обследования.

       4.Ознакомление с данными медицинского осмотра для уточнения причины    и характера речевых нарушений.

    5. Ознакомление с рекомендациями и заключениями ПМПК.

. 

Содержание  работы

1 этап: Подготовительный.

Цель работы: Формирование   артикуляционной базы речи.

Задачи:

1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.      

2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.

3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных   умений и навыков.

4. Формирование и развитие мелкой  моторики  в процессе систематических тренировок.

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.

Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.

2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков

Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном  материале.

Задачи:

1. Постановка звука.

2. Автоматизация звука в словах и предложениях.

3. Формирование умения не смешивать звуки.

4. Формирование и развитие мелкой  моторики.

Постановка звуков в последовательности:

- свистящие с, з, сь, зь

 - шипящий ш

- сонор л

- шипящий ж

- соноры р,рь

        Автоматизация  поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.

3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков

Цель работы: формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах.  Развитие  внимания, памяти.

2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой  моторики. Развитие  мышления. Автоматизация поставленных  звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах.

3. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д.

4. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.

5. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.  Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.  

4 этап: Оценочный

Цель работы: Подведение итога логопедической работы.

Задачи: 

1. Оценка результативности коррекционной работы.

2. Определение перспективы дальнейшей деятельности.

Формы и средства контроля

Основная цель контроля - проверка знания изученного материала

   Ожидаемые результаты

В результате проведенной работы к концу учебного года ребенок   должен научиться, правильно произносить согласные звуки, овладеть элементами звукового анализа и синтеза, овладеть навыком употребления в речи слов разной слоговой структуры, уметь называть предметы и их свойства, освоить обобщающие понятия, научиться употреблять в речи: прилагательные, глаголы и предлоги. Кроме этого ребенок должен освоить навыки словообразования и словоизменения, соотносить и согласовывать различные части речи,  уметь составлять предложения, отвечать на поставленные вопросы и овладеть диалогической речью.

Учебно-методические средства обучения:

1.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.М.,2011

2. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт ( часть 1 стр 5-14) о работе логопункта общеобразовательного учреждения..М.-2014

3. Косинова Е.М. Уроки логопеда.М., 2011

4.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.

 5.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.

 6.Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.

7. Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.

8. Наглядно – дидактические пособия издательство «Сфера», «Мозаика- синтез» (автоматизация звуков, дифференциация звуков, развитие связной речи, развитие словаря и др.)

Перспективный план работы с  ребенком с ЗПР, имеющим нарушение звукопроизношения

Темы занятий

Цели занятий

Кол-во занятий

Оборудование

Подготовительные

упражнения (артикуляционная гимнастика)

Развитие фонематического слуха .

Выработка правильных, полноценных артикуляционных укладов.

 Направления :

  • Необходимо формировать точные движения органов артикуляции;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Развивать фонематический слух;
  • Формировать правильную воздушную струю;
  • Отработка опорных звуков.

10 ч

Зеркало, картинки.

Постановка звука

Добиваться правильного произношения отдельных звуков.

1способ–по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями)

2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения)

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух,  память,  мышление.

5-7 ч..

Зеркало, шпатели, артикуляционные профили, набор картинок.

Автоматизация звука в словах.

Добиваться правильного произношения  звуков. Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.

Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса.

 3 ч

 Картинки игры на разв. мелкой моторики и др.

а) автоматизация в прямых слогах

Добиваться правильного произношения в прямых слогах

3 ч

Зеркало, таблица слогов

б) автоматизация в обратных слогах.

Добиваться правильного произношения в обратных слогах.

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука.

в) автоматизация в слогах со стечением согласных

Добиваться правильного произношения звуков в слогах со стечением.

2 ч.

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука

г) автоматизация в словах ( в начале слова)

Добиваться правильного произношения звука в начале слова (односложные, двусложные …)

2 ч

Зеркало, таблица слогов, серия картинок, игры .

д) автоматизация в середине слова

Отработать правильное произношение в середине слова.

2 ч.

Зеркало, серия картинок , игры .

е) автоматизация звука  в конце слова. Закрепление звука в словах (в разных позициях)

 

Отработать правильное произношение звука в конце слова. Уметь выделять изучаемый звук.

2 ч

Зеркало, таблица слогов, серия картинок, игра «Умный телефон», «Лото» и др.

ж) произношение слов с несколькими изучаемыми звуками в одном слове

Отработать правильное произношение звука несколько раз встречающие в одном слове.

2 ч.

Зеркало, таблица слогов, серия картинок , Игра « Умный телефон», «Лото» и др.

4. Автоматизация звука в предложениях.

Воспитание правильного произношения звука в предложениях. Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. Направления :

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Фонематический слух.
  • Пополнять словарный запас.
  • Развивать речь ребенка.
  • Учить составлять предложения, выражать основную мысль и правильно использовать предлоги в речи.

1ч.

Зеркало, таблица слогов, серия картинок, Игра « Умный телефон», «Лото».

и др.

а) автоматизация во фразовой речи

Воспитание правильного, четкого произношения во фразовой речи.

4 ч.

Зеркало , игра «Лото», Умный телефон»

б) автоматизация звука в простом предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в простом предложении.  Умение составлять простые предложения с опорой на картинки.

4 ч.

Зеркало, серия картинок, игры.

и др.

в)  автоматизация звука в простом распространенном предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в простом распространенном  предложении. Учить составлять и работать с простым распространенным предложением.  Пополнять словарный запас.

4 ч.

Зеркало, серия картинок, игры

и др.

г) автоматизация в сложном предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в сложном предложении. Учить пользоваться союзами ( а, и, но) и предлогами, при составлении предложений с опорой на картинки и самостоятельно.

4ч.

Зеркало, серия картинок, игры

5. Автоматизиция звука :

- чистоговорках ;

-стихах;

- скороговорках;

- поговорках;

-шутках;

- потешках;

Автоматизировать произношение звука. Развивать память, мышление внимание. Прививать любовь к народному творчеству.

4 ч.

Книга « Русское

народное творчество» серия картинок, игры

6. Автоматизация в коротких рассказах.

Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить находить главную мысль в рассказе. Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Чтение коротких рассказов. Составление рассказов по серии картинок.

4 ч.

серия картинок, игры.

7.Автоматизация в рассказах.

Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить передавать прочитанное. Развивать память, внимание, речь, словарь.

3 ч.

.

сюжетные картинки,

рассказы

8. Автоматизация в разговорной речи.

Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи.

 2 ч.

сюжетные картинки,

9. Дифференциация звуков:

- изолированное произношение;

- в слогах;

- в словах;

- в предложениях;

- чистоговорках;

- стихах;

Всего:

Учить детей различать звуки и правильно употреблять их речи.

 2 ч..

64  -  62 часа

( 2 раза в  нед.)

сюжетные картинки, таблица слогов.

 

Автоматизация звуков в разговорной речи, в текстах проходит под контролем воспитателя и родителей.

Список использованной литературы

  1. Белоброва М.М. Специфика работы учителя-логопеда общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования / М. М. Белоброва. –  (Работаем со школьниками)// Логопед. – 2011. – № 4. – С. 76 – 80
  2. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Дубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984. – 282 с. 1.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.М.,2011
  3. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт ( часть 1 стр 5-14) о работе логопункта общеобразовательного учреждения..М.-2014
  4. Косинова Е.М. Уроки логопеда.М., 2011
  5. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.
  6. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.
  7. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.
  8.  Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.




Предварительный просмотр:

                          Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                              Бурмакинская СОШ №2

Утверждаю

Директор МОУ Бурмакинская СОШ № 2

Зрулина С.А..

«___» _____________________ 2016 г.

  Рабочая программа логопедической работы по коррекции    звукопроизношения в соответствии с ФГОС ДО в условиях логопедического кабинета

                                                                     

                                                                        Подготовила: учитель-логопед

                                                                                                      Молькова Н.В.

   

                                                        2016

Оглавление

  1. Пояснительная записка

1.1. Аналитическая справка по логопедическому кабинету

МОУ Бурмакинской СОШ №2

2. Особенности осуществления коррекционно- образовательного процесса

2.1. Цель, задачи и принципы программы с детьми, имеющими нарушения речи

3. Характеристика возрастных особенностей воспитанников.

3.1. Характеристика речевого развития детей с ФФНР, ФНР.

3.2. Характеристика речевого развития детей с ОНР.

4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ОУ

 4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие».

 4.2. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие».

5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ОУ

 5.1. Описание коррекционно - развивающей работы в условиях логопедического кабинета.

5.2.  Особенности организации работы по коррекции речи. Содержание логопедической работы.

5.2.1 Основные этапы и направления работы по коррекции речи на учебный год.

5.2.2   Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы учителя- логопеда.

5.3. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников.

 6. Организационный компонент программы

6.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя- логопеда  ОУ.

 6.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционно - логопедического процесса.

6.3. Регламент коррекционно - развивающей работы.

6.4. Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета

6.5. Наличие основной документации учителя – логопеда

Используемая литература

Приложение 1.

Приложение 2.

1.Пояснительная записка 

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Основной задачей образовательного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи и чтения. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств подготовки детей к школьному обучению.

Данная рабочая программа коррекционно - образовательной деятельности логопедического кабинета является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Структура программы включает такие разделы: пояснительная записка, аналитическая справка по логопедическому кабинету МОУ Бурмакинской СОШ №2, а также цель, задачи и принципы программы и характеристику речевого развития воспитанников,  а также имеет  целевой, содержательный и организационный разделы. Целевой раздел раскрывает: целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие» и промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие». Содержательный раздел раскрывает: описание коррекционной образовательной деятельности, их формы, методы, средства реализации программы, особенности и содержание работы по коррекции речи и их основные этапы, а также особенности взаимодействия с семьями детей – логопатов. Организационный раздел программы включает:  материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционно - логопедического процесса, регламент коррекционно – развивающей деятельности и  особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета.

Программа составлена в соответствии:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Декларацией прав ребенка;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

 В основу логопедической работы положены традиционные, классические программы и научно -  методические пособия:

1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных   образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи (программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей; программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.

2. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет.

3.  Коноваленко С.В. .Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.

4. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи.

Программа разработана с целью, построить логопедическую работу при  общеобразовательной школе, в дошкольных группах, в условиях логопедического кабинета.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Данная рабочая программа предназначена для детей 5 – 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР), с фонетическим нарушением речи (ФНР) и с общим недоразвитием речи (ОНР).

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность. Все коррекционно - развивающие  (индивидуальные, подгрупповые) занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями. На занятиях используются дидактические пособия, в том числе разработанные учителем - логопедом. Развивающие занятия ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

1.1. Аналитическая справка по логопедическому кабинету

МОУ Бурмакинской СОШ №2

 В сентябре 2016 года было обследовано 23 ребенка в возрасте 4-6 лет, в логопедический кабинет ОУ были зачислены 11 детей, 5-6 лет (возраст указан на сентябрь 2016 года) (на  0.5 ставки). Из 11 детей с нарушениями речи: дети с ФНР; дети с ФФНР; дети с  ОНР 2-3уровня (2 ребенка); ребенок с заключением ЗПР нарушение речи системного характера (см. логопедическое сопровождение ребенка с ЗПР)

https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/11/23/logoped_soprovozhdenie_rebenka_s_zpr.doc 

2. Особенности осуществления коррекционно- образовательного процесса

2.1. Цель, задачи и принципы программы работы с детьми, имеющими нарушения речи

Цель программы – организация эффективных условий, для реализации коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи; способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования.

Достижению данной цели  будут способствовать задачи:

  • развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов;
  • развитие речевого дыхания;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;
  • развитие свободного общения воспитанников со  взрослыми и детьми, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать  фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;
  • формирование  компонентов устной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах  и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов (учителя-логопеда,  воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию);
  • профилактика нарушений письменной речи;
  • развитие      психических функций:   слухового     внимания, зрительного   внимания,   слуховой  памяти, зрительной   памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.

Достижение  поставленной цели и решение  задач  осуществляется с учётом следующих принципов:

  • принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
  • принцип развивающего подхода (основывается на идее Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  • принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
  • принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком  необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
  • принцип постепенного повышения требований, предполагающий  постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  • принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех  анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных  и  двигательных образов детей 

Таким образом, основной задачей программы учителя-логопеда на 2016-2017 учебный год является овладение детьми фонетической системой русского языка, самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, а также элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

3. Характеристика возрастных особенностей воспитанников.

3.1. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР, ФНР

 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией  акустико- фонематической и артикуляторно - фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:  трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;  при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;  невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове. Основные проявления, характеризующие ФФНР: недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»; замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»; смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»; другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в:  нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;  неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;  затруднениях при анализе звукового состава речи. У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов: внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой; ¬ объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал; ¬ отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д. Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом: ϖ поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения; ϖ могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени; ϖ возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения; в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера. В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР) не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия. ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Такие расстройства могут проявляться:

  в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

 в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д. Чаще всего нарушаются:

1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц

2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ

 3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)

4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары) Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).

3.2. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ОНР

 ОНР - это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы. Это обусловлено тем, что в процессе онтогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы. Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с данными речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще, полностью отсутствует. Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение фонематическими и лексико- грамматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения. Выделение ОНР - это выделение определенного симптомокомплекса. Данная группа является сложной нозологии и механизмам. Существуют различные категории детей: дети с моторной и сенсорной алалией; дети с задержкой речевого развития как симптом задержки психического развития; дети с дизартрией; дети с задержкой речевого развития невыраженной этиологии. Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Левина Р.Е. выделила три уровня общего недоразвития речи:

1. самый тяжелый – ОНР 1 уровня;

 2. средний – ОНР 2 уровня;

 3. более легкий – ОНР 3 уровня.

 Общее недоразвитие речи I уровня. Наблюдается почти полное отсутствие вербальных средств общения. Дети четырех - пятилетнего возраста имеют очень скудный словарный запас, который включает не более 20 слов. Ребенок использует либо слова - звукоподражания («би-би»), либо лепетные слова (фрагменты полного развернутого слова, например, «уту» вместо «петух»). Эти звуковые компоненты сопровождаются мимикой и большим количеством жестов. Также много слов диффузного значения: одно слово имеет много значений (например, «лапа» - это все то, с помощью чего передвигаются: и ноги, и колеса, и лапы). За словом не закреплено конкретное значение. Иногда один и тот же предмет называется различными словами. Ребенок меняет одно слово другим (например, действие заменяет названием предмета, «кров» (кровать) вместо «спать»). Очень грубо искажена звуковая структура слов, воспроизводится, как правило, односложная структура, реже двусложная. Фонематические восприятия, анализ и синтез отсутствуют. Фонетическая сторона речи тоже грубо нарушена, звукопроизношение смазанное. На этом уровне речевого развития трудно определить, какой звук произносит ребенок. Пассивный словарь шире активного, но понимание речи, все же, ограничено ситуацией. Грамматический строй речи практически не сформирован. Словоизменение и словообразование отсутствует. Появляется фраза, но в ней нет точной связи между словами, нет грамматического оформления, связь отсутствует в виде просодики и интонации, т.е. фразовая речь либо полностью отсутствует на первом уровне ОНР, либо характеризуется фрагментарностью. Общее недоразвитие речи II уровня. На втором уровне речевые возможности ребенка значительно возрастают. У детей имеется довольно большой словарный запас. В речи преобладают существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок (например, «стрехает» вместо «чистит», «стирает», «моет»), особенно глагольных. Много смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка очень много аморфных глаголов («делает», «идет», «стоит» и т.п.). Ребенок использует фразовую речь. Появляются распространенные предложения. С точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но грамматически фраза оформлена неправильно. Не все формы дифференцируются правильно. Ребенок неправильно употребляет падежные беспредложные формы (неправильное согласование существительных и прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах). Предложно-падежные конструкции воспроизводятся неправильно. Например: « Я была лелька», вместо «Я была на елке». В целом, предлоги и союзы используются редко. Для детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя речи. Наблюдается большое количество аграмматизмов при употреблении существительных, глаголов; прилагательные употребляются крайне редко, т.к. они носят отвлеченный характер. У детей усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его практически нет, кроме уменьшительно-ласкательных форм. У детей со 2-ым уровнем речевого недоразвития синтаксически предложения значительно лучше сформированы, чем у детей с 1 уровнем ОНР. Понимание речи значительно улучшается. Ребенок дифференцирует многие акустически близкие слова, но не все. Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может выделить звук на фоне слова. Звукослоговая структура слов более развернута (ребенок воспроизводит два-три слова). Но наблюдается грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова воспроизводятся вариативно (например, «ада» вместо «звезда»). Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно произносятся гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблюдаются стечения и замены. Замены характеризуют задержку фонетического развития ребенка. Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические и синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы различаются недостаточно. Общее недоразвитие речи III уровня. Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии. Имеется несформированность семантических полей. В активном словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов, но они все-таки уже имеются. В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных предложений. Наблюдается недостаточная сформированность и неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях. Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом. Таким образом, на третьем уровне ОНР наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы.

4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ОУ

 4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»

Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы. К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
  •   Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
  • Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
  • Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
  • Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
  • Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
  • Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
  • У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2- 3 раза в год  (январь по необходимости) с внесением последующих корректив в индивидуальные планы коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей в логокабинете  ОУ, ежегодном отчете учителя-логопеда. Для диагностики используются методики логопедического обследования Иншаковой О.Б., Нищевой Н.В., Мазановой Е.В.. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май и промежуточное обследование по необходимости  (январь). Согласно целям и задачам образовательной области « Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является:

ДОСТИЖЕНИЕ КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЕГО СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ И ИНТЕГРАЦИЮ В ОБЩЕСТВЕ.

 4.2. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»

 Ребенок  5 - 6 лет, получивший логопедическую помощь (посещавший коррекционно - развивающие занятия), должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

 нормализация фонетической стороны речи:

  • правильно артикулирует все поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • дифференцирует все изученные звуки.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

  • свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
  • в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

  Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

  • использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
  • использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;
  • составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

  • способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;
  • способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);
  • правильно употребляет соответствующие термины.

Ребенок 6-7лет, получивший логопедическую помощь (посещавший коррекционно - развивающие занятия), должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:

нормализация фонетической стороны речи:

  • правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;
  • дифференцирует все звуки.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

  • способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
  • свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

  • использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;
  • использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения
  • самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
  • называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

  • воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;
  • способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);
  • способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;
  • способен проводить звуковой анализ слов;
  • понимает смыслоразличительную роль фонемы.

5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ОУ

 5.1. Описание коррекционно- развивающей работы в

в условиях логопедического кабинета МОУ  Бурмакинской СОШ №2

Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в ОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса. Содержание коррекционно - логопедической работы по преодолению ФНР, ФФНР и ОНР у детей, зачисленных  в логокабинет  ОУ, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Форма организации обучения в логопедическом кабинете ОУ – подгрупповая и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми -дошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Учебный год в логопедическом кабинете условно делится на 3 периода: 1 период – сентябрь – ноябрь; 2 период – декабрь – февраль, 3 период – март – май. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября  промежуточное – январь (по необходимости). Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по регламенту НОД, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией МОУ и воспитателями, учитель- логопед может брать детей со всех занятий, кроме музыкального   и физкультурного.  В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логокабинента, является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Регламент логопедической НОД составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.  В соответствии с СанПин продолжительность индивидуальных занятий с детьми 5-го года жизни – 20 минут, с детьми 6 - 7 года жизни 25 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Дополнительно проводятся подгрупповые занятия с детьми с ОНР по развитию ЛГСР и связной речи. Количество детей в подгруппе - 2 человека. Дети с ФН и ФФНР занимаются с логопедом 1- 2 раза в неделю, с ОНР – 2-3 раза в неделю. 

5.2.  Особенности организации работы по коррекции речи. Содержание логопедической работы.

5.2.1 Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения на учебный год.

В основе логопедической работы по коррекции звукопроизношения  взяты методические пособия  «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». Под редакцией В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая и «Уроки логопеда» Е.М. Косиновой, методический материал представлен красочно, ярко в виде артикуляционных сказок:  «Зоопарк», «Путешествие язычка», «Прогулка язычка», а также игр на развитие мелкой моторики рук, силы голоса и др.   Данная  работа начинается с середины сентября, после завершения обследования. Проводится ежедневно до 1 июня, кроме зимних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются развлечения и речевые игры.

     Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

  1. Подготовительный этап 

     Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе.

     Основные направления на данном этапе:

  • формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;
  • развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
  • развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
  • развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики;
  • укрепление физического здоровья, консультации врачей, лечение.

      Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

  1. Формирование произносительных умений и навыков

     Задачи:

  • устранение дефектного звукопроизношения;
  • развитие умений и навыков дифференцировать звуки,  сходные артикуляционно и акустически;
  • формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

     Виды коррекционной работы на данном этапе следующие.

1.Постановка звуков в такой последовательности:

- свистящие С, З, Ц, С’, З’;

- шипящий Ш;

- сонор Л;

          - шипящий Ж;

- соноры Р, Р';

- шипящие Ч, Щ.

Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения:

- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

- для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

     Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно.

2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе (2-3 человека).

- С, З, Ш, Ж, С', З', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Примечание: звонкие согласные З, Ж, З' не автоматизируются в обратных слогах.

- Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.

- Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

     По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.  

  1. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
  2.  Дифференциация звуков:

        - С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш;

        - Ж – З, Ж – Ш;

        - Ч – С', Ч – Т’, Ч – Щ;

        -  Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;

        - Р – Л, Р – Р', Р’ – Л’, Р’ – Й, Л' – Л;

6.Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в игре, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т.д.).

  1. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
  2. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти,

мышления на отработанном в произношении материале.

  1. Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.
  2. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения.

Нормализация просодической стороны речи.

Обучение рассказыванию.

На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:

  • Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
  • Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).
  • Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).
  • Постановка звуков разными способами.
  • Автоматизация звуков в речи.
  • Дифференциация звуков в речи.

Далее идет закрепление знаний, полученных детьми на индивидуальных логопедических занятиях в подгрупповой деятельности.

 Направление логопедической работы в подгруппах:

  • продолжается закрепление навыков звукопроизношения (реализация этапов автоматизации и дифференциации звуков речи);
  • развитие фонетико-фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, грамматического строя и связной речи;
  • совершенствование общей координации речи с движением и мелкой моторики пальцев рук;
  • обучение грамоте.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми с ФНР составляет 6 месяцев (может быть меньше или больше (зависит от посещения ребенка ОУ)), ФФНР - 1 год, ОНР –2- 3 года. Согласно положению о логопедическом кабинете  ОУ, в течение года в логокабинете занимаются от 10 до 13  детей (0.5 ставки). Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

5.2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы логопеда

 Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР, ФФН и ОНР являются: 

  • общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, учителем - логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);
  • культурная языковая среда (дома и в детском саду);
  • обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико- фонематической стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы);
  • художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);
  • изобразительное искусство, музыка, физкультурные и музыкальные занятия, праздники, развлечения, экскурсии;
  • занятия по другим разделам образовательной программы ОУ;
  • участие детей в проектной и конкурсной деятельности.

 Формы и приемы организации образовательного коррекционного процесса ОУ.

Совместная образовательная деятельность учителя- логопеда с детьми. Самостоятельная деятельность детей. Непосредственно Образовательная деятельность. Деятельность в режимных моментах

  1. Подгрупповая НОД
  2. Праздники, развлечения
  3. Индивидуальная НОД с включением таких форм и приемов:
  • Артикуляционная гимнастика, в том числе с использованием арт. сказок.
  • Дыхательная гимнастика,  в том числе с использованием тренажеров и пособий.
  • Настольно-печатные игры.
  • Компьютерные обучающие игры и программы.
  • Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений.
  • Обучение пересказу, составлению описательных рассказов и т.д.
  • Пальчиковые игры и упражнения, также с использованием пособий
  • Логоритмические игры
  • Речевые, дидактические, сюжетно-ролевые  игры  и упражнения

- по автоматизации и дифференциации звуков;

- развитию грамматического строя речи, фонематического слуха.

  •  Игры-драматизации
  • Словотворчество
  • Совместная продуктивная и игровая деятельность
  • Беседы

5.3. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников 

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В нашем учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно- воспитательному процессу привлекаются родители, они активно участвуют в организованной образовательной деятельности.  Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся: тематические родительские собрания, круглые столы, семинары, мастер- классы, дни открытых дверей, праздники, концерты и т.д.  На 2016-2017 учебный год учителем-логопедом составлен план взаимодействия с семьями воспитанников логопедического кабинета ОУ, в котором отражены все формы и методы взаимодействия (план представлен в годовом плане).  Учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме  при уходе и приеме детей в учреждение, а также наглядным способом,  через стенд «Советы логопеда» в коридорах (раздевалках) ОУ. Стенд обновляется  полезным материалом, помогающим  родителям организовать развивающее общение с ребенком дома.  Для домашних заданий используются тетради: «Домашние тетради для закрепления произношения звуков у детей 5-7 лет». В.В .Коноваленко, С.В. Коноваленко ; «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». Альбомы 1,2,3,4. Н.Э. Теремкова. Выполняя предложенные задания: наблюдая, рассматривая, играя, взрослые не только автоматизируют звук, совершенствуют связную речь, закрепляют приобретенные навыки, но  и развивают зрительное внимание, память, мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал тетрадей освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими. Работа с детьми 5-7 летнего возраста строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе. Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и не достаточно эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда ОУ.

6. Организационный компонент программы

6.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда 

Оснащение логопедического кабинета

1. Настенное зеркало – 1шт.;

 2. Стол для детей –2 шт.;

 3. Стулья детские – 4 шт.;

4. Стол для логопеда – 1 шт.;

 5. Стулья для взрослых –1 шт.;

6. Магнитная доска - 1 шт.;

7. Мольберт - 1 шт.;

8. 3еркала настольные – 2 шт.;

9.Стенка для пособий и игрушек– 1 шт.;

10.Шкаф для  пособий – 1 шт.;

11. Палас – 1шт.;

12.Стенды– 2 шт.;

13. Диван детский – 1 шт.;

 14.Пособия, игры, игрушки

15. Логопедические зонды

16. Магнитофон

6.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения. В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:

Пособия для проведения логопедического обследования:

1. О. Б. Иншакова «Альбом логопеда».

2.Н.В. Нищева «Речевая карта ребенка с ОНР».

3. Е.В. Мазанова «Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР»,

«Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР».

4. Картинный материал, тексты, игрушки.

5. Пособие «Волшебное дерево»

Для формирования правильного звукопроизношения:

1. Артикуляционные упражнения (карточки);

2. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;

3. Пособия для работы над речевым дыханием;

4. Предметные картинки на все изучаемые звуки;

5. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;

6. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.

Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:

1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;

2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;

 3. Предметные картинки на дифференциацию звуков;

 4. Тексты на дифференциацию звуков.

Для обучения грамоте (чтению и письму): 

1.Магнитный алфавит;

2.Настенный алфавит;

3. Бумажный алфавит;

4. Схемы для анализа предложений;

5.Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;

6.Логопедические буквари

Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:

1. Предметные картинки  Ягоды;  Головные уборы;  Мебель;  Птицы;  Растения;  Обувь;  Продукты;  Грибы;  Одежда;  Посуда;  Игрушки;  Насекомые;  Профессии;  Деревья;  Животные и их детеныши;  Инструменты;  Времена года;  Овощи  Фрукты

2. Предметные картинки на подбор антонимов;

3. Предметные картинки на подбор синонимов;

4. Многозначные слова;

5. Предметные картинки «один - много»;

6. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами.

Для развития связной речи:

1. Серии сюжетных картинок;

2. Сюжетные картинки;

3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов.

Игрушки

1. Игрушка мягкая большая  (кот Наум)  – 1 шт.;

2. Кукла маленькая «Красная Шапочка»– 1 шт.;

3. Набор овощей и фруктов – 1 шт.;

4. Мяч маленький – 1 шт.;

5. Пособия для развития мелкой моторики (бусы, сапожок, шарики, палочки счетные  и др.)

 6. Мозаика, пазлы –2шт.

7. Посуда

8. Машинки

9. Касса, весы для игры «Магазин»

10.Пирамидка

11. Игрушки «Осьминог», «Цветок», «Яблоко», Апельсин»

13. Бубен, дудочки, колокольчики

14.Животные дикие, домашние (резиновые)

15.Игры настольные (лото, домино)

  Перечень литературы в логопедическом кабинете

Методическая литература:

 1. Альбомы «Развиваем связную речь» (для детей с ОНР 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет)  Н.Е. Арбекова, 2010г  - 8 шт.

2. Планирование работы логопеда «Развиваем связную речь» (для детей 6-7 лет с ОНР) Н.Е. Арбекова, 2010г  

3.Опорные картинки и планы логопеда «Развиваем связную речь» (для детей 6-7 лет с ОНР) Н.Е. Арбекова, 2010г

4.  Логопедические игры ( день рождения Р; приключения Л; жужжалочка и шипелочка; звенелочка ) И.В.Баскакова, М.И.Лынская,2014г- 4 шт.

5. Альбомы на автоматизацию звуков в игровых упражнениях Л.А.Комарова,2009 г – 5 шт.

6.Знакомимся с гласными звуками Т.А. Чохонолидзе,2011г

7.Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР (методические указания и картинный материал) Е.В. Мазанова. 2014г

8. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР (ОНР) (методические указания и картинный материал) Е.В. Мазанова. 2014г

9. Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР (речевая карта) Е.В. Мазанова. 2014г

10.  Альбом упражнений по обучению грамоте «Звуки, я учу буквы» Г.Г. Галкина. 2008г

11. Пособие для дошкольников «Ты словечко, я – словечко» З.И.Курцева.2006г

12. Альбом  «Я учусь говорить и читать»  С.П .Цуканова, Л.Л. Бетц .2010г

13. Рабочая тетрадь для детей с ОНР «Развиваем графические навыки». Л.М.Граб. 2010г

14.Рабочие тетради  по развитию речи для детей  3-4 года;4-5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет. О.С.Ушакова.2014г – 4 шт.

15.Альбом «Говорим правильно в 6-7 лет» О.С.Гомзяк.2011г- 2шт.

16.Домашние тетради для закрепления произношения звуков у детей 5-7 лет. В.В .Коноваленко, С.В. Коноваленко –15 шт.

17. Рабочие тетради «Развиваем речь для детей 3- 4лет; 4-5лет – 2 шт.

18. Наглядно- дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду» для детей 3-4 лет;4-6 лет В.В.Гербова.2009г  – 2 шт.

19. Картинный дидактический материал

Развитие связной речи по теме «Лето» у детей 5-7 лет. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. 2003г

20. Альбом «Свистим с стихах» (отработка трудных звуков с-сь, з-ц) С.В.Валявко. 2011г

21.Альбом «Люлим в стихах»  (отработка трудных звуков л-ль). Т.А.Куликовская. 2011г

22. Речевая карта ребенка с ОНР. Н. В. Нищева. 2006г

23.Игротека речевых игр «Большой - маленький» Е.М. Карпова, Е.В.Сольвьева.2011г

24.Рабочие  тетради дошкольника (4-5 лет,6-7лет)  «Я узнаю мир» О.В.Дыбина.2010г – 20 шт.

25.Рабочие тетради для подготовит. логопед группы ( 1-2 части) Н.В. Нищева. 2011г - 30шт.

26. Рабочие тетради для обучения грамоте детей дошкольного возраста (1-2 части) Н.В. Нищева. 2011г – 20 шт.

27.Рабочая тетрадь «Подбери нужный предлог» С.В.Бурдина.2010г  - 6 шт.

28.Рабочая тетрадь «Буква к букве» (прописи. Учимся писать печатными буквами)2010г. – 10 шт.

29. Азбука «Прописи от П до Я» А. Багинская. 2011г -1 шт.

30.Рабочая тетрадь дл детей с ОНР «Развиваем графические навыки» Л.М.Граб.2010г -1 шт.

31. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1,2,3,4. Н.Э. Теремкова. 2014г - 2 комплекта (8 шт.)

 (более подробно см.  «Паспорт логопедического кабинета»)

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/10/22/pasport-logopedicheskogo-kabineta 

6.3. Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности и график рабочего времени учителя-логопеда 

График рабочего времени учителя- логопеда состоит из 10 часов в неделю (0.5 ставки)  3 раза в неделю. Из них, первый день -  4 часа  в день отводятся на непосредственную работу с детьми, 1 час  на методическую, организационную работу. Во второй день 2 часа на непосредственную работу с детьми. Третий деть - работу с детьми (ОНР) 1 час  и  2 часа  на консультационную работу. Также консультационная работа осуществляется каждый день по запросу родителей и по необходимости во время приема  детей и их ухода, так как в другое рабочее время  недели работаю воспитателем в группе.

понедельник

среда

пятница

Коррекц.

занятия

4

3

1

Консульт.

работа

1

Организац.

метод.

работа

1

Всего

часов:

10 часов

6.4. Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета. 

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда, музее  и экологической комнате (данное образовательное пространство используется для подгрупповых занятий)  в соответствии с программой обеспечивает:

  • экспериментирование и игры  с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете учителя - логопеда, музее  и экологической комнате создает возможности:  

  • для успешного устранения речевого дефекта;
  • преодоления отставания в речевом развитии;
  • позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности;
  • стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности;
  • помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого. Обстановка, созданная в данной образовательной среде, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствовует его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

 Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы  (они подробно описаны в главе выше):

  • Материалы по обследованию речи детей;
  • Методическая литература по коррекции речи детей;
  • Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;  
  • Учебно-методические планы и другая документация учителя- логопеда;
  • Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).

2.Информационная зона для педагогов и родителей

 Она расположена на стендах в коридоре, в  раздевалках группы, и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется 2 раза в год.

 3. Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.

4. Зона подгрупповых занятий. Эта зона оборудована  круглым детским столом и разнообразным методическим материалом, также для подгрупповых занятий используется экологическая комната, она имеет:

  1. Комнатные растения.
  2. Уголок воды и песка.
  3. Уголок леса.
  4. Центр экспериментирования
  5. Коллекции камней, разнообразный природный материал для свободного творчества детей и др. коллекции.
  6. Выставка «Природа кладовая творчества»
  7. Место для расположения разнообразных выставок.
  8. Магнитная доска
  9. Интерактивная доска
  10.  Столы, стулья, лавочки детские
  11.  Пальчиковые бассейны.

 И музей русского быта, который  представлен в виде избы и имеет в наличии четыре экспозиции:

  1. Предметы быта
  2. Музыкальные инструменты
  3. Подворье крестьянина
  4. Рукоделие 

Интерьер музея постоянен, но регулярно наша изба пополняется новыми экспонатами, которые всегда вызывают живой интерес у детей.

Наличие основной документации учителя - логопеда

  Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы    является наличие основной документации:

1. Табель учета посещаемости логопедических занятий детьми.

2. Журнал обследования речи детей, посещающих образовательное учреждение (с 4 до 7 лет).

3. Список детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи.

4. Список детей зачисленных на логопедические занятия.  

4. Речевая карта на каждого ребенка, с результатами продвижения в  конце учебного год.  

5. Годовой план работы учителя-логопеда ОУ.

6. Рабочая программа учителя-логопеда ОУ .

7. Тетради  для домашней работы по организации занятий с детьми в домашних условиях.

8. Планирование коррекционной работы с детьми на учебный год.

9. График работы учителя-логопеда, утвержденный  руководителем образовательного учреждения.

10. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

11. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).

 12. Ежедневное планирование работы учителя-логопеда (планирование индивидуальной работы);

 

Использованная литература: 

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - М – Л.2014.
  2. Об утверждении Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ от 17.10.2013 №30384, ред. от 14.11.2013- Режим доступа:
  1. metodistkr.jimdo.com>ФГОС
  1. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно- развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО /Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро, 2014. – с.80
  2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  4. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
  5. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2008
  6. Коноваленко,В.В Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко С.В.- М.: Гном 2012.
  7. Коноваленко В.В. Автоматизация звуков у детей. Комплект из 4 альбомов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.- М.: Гном и Д, 2007.
  8. Косинова Е.М. Уроки логопеда/ Е.М. Косинова.-  Эксмо, 2011.
  9. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
  10. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет; издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО/ Нищева Н.В.-М.: Детство - ПРЕСС, 2012.
  11. Филичева Т.Б. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи [Текст]/ Филичева Т.Б и др.- М.: Просвещение, 2014.
  12. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии [Текст]/ Т. Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В.Туманова и др. – М.: Эксмо, 2015.
  13.  Материал с вебинара: Микляева Н.В. «Современный логопедический и дефектологический пункт в детском саду и школе: документационное обеспечение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...