На что обратить внимание логопеда. Консультация для родителей
консультация по логопедии
На что обратить внимание логопеда. Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_chto_obratit_vnimanie_logopeda.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
На что обратить внимание логопеда
Консультация для родителей
На что обратить внимание логопеда
- как ребенок произносит звуки
- какой у ребенка голос и темп речи
- как ребенок использует слова
- как ребенок рассказывает
Психика ребенка пяти - семи лет отличается повышенной восприимчивостью (сензитивностью) к обучающему воздействию со стороны окружающих взрослых. Благодаря этому ребенок легко усваивает речь, передаваемые ему знания об окружающей действительности и эмоциональное отношение к явлениям природы и социальной жизни людей.
В то же время общее умственное развитие зависит от условий жизни и воспитания ребенка, его социального окружения (семья или взрослые, заменившие семью, национальные традиции ближайшего окружения, место жительства - город, село, хутор и т. д.) и других факторов.
В детские годы развитие речи идет по двум основным направлениям: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов - внимания, памяти, воображения, мышления.
Рост словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависят от условий жизни и воспитания. Например, если ребенок живет в семье со старшими братьями и сестрами, то накопление им словарного запаса происходит быстрее, он легче овладевает процессами словоизменения и словообразования. Если родители много и правильно говорят с ребенком, его речь богаче, лексический запас - шире.
Как ребенок произносит звуки
Дислалия (неправильное произношение)
К пяти годам формируется фонетическая система родного языка, то есть ребенок усваивает все звуки родной речи, гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, правильно их артикулирует, правильно произносит сочетания согласных с гласными.
Но в некоторых случаях, при недостаточности речевого общения с ребенком, при отсутствии контроля за звукопроизношением со стороны родителей, при сюсюкании с малышом, у ребенка формируется неправильное произношение отдельных звуков родного языка или отсутствие звука вообще. Такое нарушение специалисты называют дислалией. Дислалия - это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата и центральной нервной системы.
Оксана, шесть лет, заменяет свистящие звуки на звук [х], звук [р] произносит с помощью мягкого неба - звук горловой, похож на карканье вороны. Девочка вместо "сосулька" говорит "хохулька", вместо "снег" - "хнег".
Если до пяти лет такие нарушения звукопроизношения являются физиологическими и вызваны недостаточной сформированностью фонематического слуха и недостаточным развитием движений органов артикуляции ребенка, то к пяти годам такие нарушения требуют внимания как со стороны родителей, так и со стороны специалистов: врачей-логопедов в детских поликлиниках и логопедов в детских садах. Такие функциональные нарушения речи исправляются в течение 3 - 9 месяцев при регулярных занятиях логопеда два-три раза в неделю, а также при условии постоянных ежедневных занятий с ребенком родителей в домашних условиях по заданиям логопеда. Прогноз коррекции нарушений в данных случаях благоприятный, если занятия начаты вовремя (не позднее пяти лет) и проводятся регулярно, а родители следуют всем рекомендациям логопеда.
Иногда встречается нарушение звукопроизношения, возникающее в результате органических нарушений строения артикуляционного аппарата - дефекты зубного ряда (если выпали передние зубы), высокое узкое твердое небо или укороченная подъязычная уздечка. Такие нарушения звукопроизношения специалисты называют - органической дислалией.
Вова, пять лет, заменяет согласные звуки [р] - [р'] на звук [й] В результате логопедического обследования выявлено: укороченная подъязычная уздечка, язык к верхним зубам поднимается недостаточно, зубов не касается, словарный запас ребенка соответствует возрасту, грамматический строй речи не нарушен, мальчик составляет предложения и пересказывает в пределах возрастной нормы, мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение - осуществляет правильно.
Нарушение звукопроизношения обусловлено органическими особенностями строения артикуляционного аппарата - укороченной подъязычной уздечкой. Данному ребенку рекомендовано обследование у врача-ортодонта и показана операция подрезания подъязычной уздечки, а затем регулярные занятия у логопеда. Прогноз для этого мальчика благоприятный, после операции кончик языка поднимается вверх и касается верхних зубов и альвеол, что является необходимым условием для проговаривания звуков [р] - [р']. После 4 месяцев занятий у логопеда и регулярного закрепления навыков дома с родителями звукопроизношение у ребенка было исправлено.
В данном случае необходимо как можно быстрее провести хирургическое лечение, проследить, чтобы послеоперационный период прошел без осложнений, и начать регулярные занятия дома по рекомендациям логопеда.
Что такое дизартрия
Нередко родители посещают специалистов в детской поликлинике и слышат: у вашего ребенка дизартрия. Что это такое?
Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, возникающее в результате органического поражения центральной нервной системы (нервных тканей и клеток головного мозга), а также проводящих путей от центральной нервной системы к мышцам артикуляционного аппарата. Такое органическое поражение - гибель или недоразвитие клеток мозга - может возникнуть при внутриутробной инфекции, токсикозе во время вынашивания ребенка, при нарушениях родовой деятельности у матери (скорые или затяжные роды, родовые травмы, кровоизлияния головного мозга ребенка, гипоксии и асфиксии во время родов), из-за различных инфекций на ранних этапах роста и развития ребенка, в том числе нейроинфекций - менингита, энцефалита, вирусных заболеваний ребенка в течение первых двух-трех лет жизни и т. д.
При дизартрии нарушается речевая моторика, ребенок не может контролировать положение органов артикуляции - губ, щек, языка, мягкого неба, голосовых связок, полости рта и носа. Нарушается способность ребенка удерживать различные артикуляционные позы и переключаться с одного положения органов артикуляции на другое. В таких случаях возникают нарушения произношения различных групп звуков родного языка, замены одних звуков на другие.
Полине пять лет. В первый год жизни наблюдалась у невропатолога по поводу цереброастенического синдрома и родовой травмы - повреждение шейного отдела позвоночника. В пятнадцать месяцев перенесла ОРВИ с осложнением, судорожными реакциями и потерей сознания, после чего у девочки пропали речевые и двигательные навыки, не ходила и не говорила в течение месяца. После лечения речевые и двигательные функции начали восстанавливаться.
В три года ребенку был поставлен невропатологом диагноз "минимальная мозговая дисфункция", а логопедом - "дизартрия". К пяти годам улучшения звукопроизношения не произошло. У девочки выявлены замены шипящих звуков на звуки [т'] и [д'], отсутствие звуков [л] - [л'], [р] - [р'], пропуски согласных звуков в потоке речи, повышенное слюнотечение.
В данном случае процесс исправления звукопроизношения будет проходить длительно - в течение двух-трех лет и потребует комплексного лечения со стороны врача-невропатолога, логопедической коррекции и напряженной работы родителей и самого ребенка. Процесс овладения письмом и чтением также будет длительным и трудным.
Иногда ребенок произносит все звуки, но в речевом потоке они звучат "смазанно", нечетко. У ребенка могут наблюдаться нарушения дыхания, голосообразования, повышенное слюнотечение, речь невнятная - "будто каша во рту".
Вове пять лет. Мальчик родился с асфиксией, имеется родовая травма. На первом году жизни отмечалось внутричерепное давление, проводилась медикаментозная терапия. Речь развивалась с опозданием - первые слова появились в полтора года, первые фразы - в три года. В настоящее время речь нечеткая, "будто каша во рту", с носовым оттенком, голос тихий, слабый с переходами из средней тональности к высокой, повышенное слюнотечение.
В данном случае нарушение речи вызвано органическими поражениями центральной нервной системы ребенка. Необходимо регулярное комплексное медикаментозное и физиотерапевтическое лечение со стороны врача-невропатолога, а также длительное, в течение двух-трех лет, коррекционное воздействие со стороны учителя-логопеда, воспитателей, родителей и желание самого ребенка научиться правильно и красиво говорить.
Прогноз дальнейшего развития ребенка с органическими поражениями центральной нервной системы менее благоприятен, чем предыдущие.
Здесь коррекционное воздействие проводится длительно и комплексно и требует от родителей большого терпения и последовательности. Кроме того, коррекция не может быть стопроцентно успешной, последствия такой родовой травмы могут остаться у ребенка на всю жизнь и вызывать трудности при адаптации во взрослом возрасте. В данном случае большое значение имеет время начала лечения и коррекционного воздействия. Чем раньше начато лечение и развитие речевых навыков, тем успешнее результат и благоприятнее прогноз.
Какой у ребенка голос и темп речи
Вы знаете голос своего ребенка? Конечно, вы узнаете его из тысячи других. Когда ваш ребенок кричит вам "мама, мама!", вы не спутаете его ни с кем. Почему так происходит? И что такое голос?
Голос является одним из важных компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли и контролируется корой головного мозга.
Голосовой аппарат состоит из трех основных частей:
- легкие и бронхи с системой вдыхательных и выдыхательных мышц и
диафрагмой;
- гортань с голосовыми складками;
- система воздушных полостей (носоглотка и ротоглотка), играющая
роль резонаторов и излучателей звука.
Процесс голосообразования - это физиологический акт, заключающийся в напряжении и сближении голосовых складок, их колебании под воздействием давления воздуха, который прорывается из легких через бронхи и трахею и вызывает колебания воздушной среды, воспринимаемые как звуки голоса. Голос любого человека характеризуется совокупностью различных по высоте, силе и тембру речевых звуков и является индивидуальным, неповторимым. Голос может быть звонкий, резкий или визгливый, может быть хриплый, сиплый или шепотный, может быть слабый, гнусавый или с придыханием. Когда мы простываем, заболеваем ОРВИ, наш голос резко меняется, становится ниже по высоте, слабее по силе и гораздо беднее по тембру. Именно благодаря тембру голоса мы узнаем друг друга. Нас привлекают люди с красивым, богатым по тембру голосом. А какой голос у вашего ребенка? Как развивается и обогащается этот голос? Может быть, у вашего ребенка есть нарушения голосообразования или расстройства голоса?
Нарушения голоса - это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Расстройства голоса делятся на четыре группы: нарушение высоты голоса; нарушение силы голоса; нарушение тембра голоса; отсутствие голоса. Кроме того, голосообразование тесно связано с речевым дыханием, то есть умением делать глубокий вдох и экономно расходовать выходящую из легких воздушную струю.
Нарушения голосообразования и речевого дыхания могут быть вызваны нарушением в работе голосового аппарата, и тогда мы можем говорить об органических расстройствах голоса центрального происхождения, а могут быть вызваны несформированностью процесса голосообразования, и тогда мы говорим о функциональных расстройствах. Причинами подобных нарушений могут быть инфекционные заболевания, плохая постановка голоса, голосовое переутомление, неправильная работа мягкого неба. Иногда нарушения голоса сопровождают нарушения звукопроизношения, например при дизартриях (см. выше) и ринолалиях (нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, как правило расщелины верхней губы и твердого неба).
В последнее время распространены нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями гортани у детей. Основные симптомы данных заболеваний проявляются как ряд субъективных ощущений: помехи, комок в горле, першение с потребностью откашляться, давление и боли в горле. Таким образом могут проявляться узелки на голосовых складках, полипы, папилломы, опухоли, злокачественные образования. При
появлении данных симптомов, потере, изменении и слабости голоса необходимо обратиться к врачу-отоларингологу, а при функциональных расстройствах - к педагогу-фониатру который проведет комплекс коррекционных мероприятий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекции речевого дыхания и личностных свойств ребенка.
В последнее время увеличивается количество нарушений темпа речи детей-дошкольников. Темп речи - это скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, число звуков, произносимых за единицу времени. Нормальный темп речи составляет в среднем 10-12 звуков в секунду.
К нарушениям темпа речи относятся брадилалия (замедленный темп речи) и тахилалия (ускоренный темп речи). Обе формы нарушения темпа речи могут встречаться самостоятельно, но могут являться симптомами различных психических, неврологических и соматических заболеваний. Основной причиной брадилалии является преобладание процессов торможения, а тахилалии - преобладание процессов возбуждения в центральной нервной системе.
Одним из проявлений нарушения темпа и плавности речи является заикание. Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Это достаточно распространенное заболевание: заиканием страдает около 1 процента населения. Часто возникновению заикания у детей предшествует испуг, переживание боли или стрессовой ситуации Но далеко не все испуганные дети начинают заикаться. Факторами, способствующими развитию заикания, являются:
- невропатические заболевания родителей;
- нервные заболевания ребенка;
- органические поражения головного мозга (родовые травмы,
минимальные мозговые дисфункции и т. д.);
- физическая ослабленность (различные хронические соматические
заболевания),
- ускоренный темп формирования фразовой речи до пяти лет;
- недостаточное развитие моторики (двигательных навыков);
- недостаточность положительных эмоций и нарушение эмоциональных
контактов между взрослыми и ребенком.
Б.С. Волков, Н.В. Волкова: "Обычно заикающийся ребенок остро переживает свой дефект, отчего его заикание еще более усиливается. Заикающийся ребенок должен развиваться в атмосфере доброжелательности. По мере возможности таким детям следует облегчать речевое общение: спрашивать о том, что он хорошо знает, стремиться к тому, чтобы ему не надо было употреблять сложные обороты речи, труднопроизносимые слова".
Логопеды выделяют около двадцати видов заикания функционального, органического и невротического происхождения с нарушениями речевого дыхания, голосообразования, звукопроизношения судорожного характера. По степени тяжести проявлений заикание разделяют на три формы.
- заикание легкой степени, когда у ребенка имеются легкие запинки в речи в начале слова или фразы в незнакомой ситуации,
- заикание средней степени, когда речевая деятельность затруднена в незнакомой и в знакомой обстановке, сопровождается страхом речи;
- заикание тяжелой степени, когда речевые высказывания сопровождаются судорогами, насильственными движениями, спазмами различных групп мышц организма и страхом речи в любой ситуации.
Заикание может быть постоянное и волнообразное, которое то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает.
Максиму пять лет восемь месяцев. Когда мальчику исполнилось три года, родители разошлись. Мальчик очень скучал по отцу. Через год мама мальчика вступила в брак другим мужчиной, у которого была дочь на три года старше Максима. Девочка пошла в школу и с пренебрежением относилась к младшему ребенку. Мальчик пытался протестовать, но все его попытки привлечь к себе внимание расценивались как капризы, избалованность и пресекались отчимом. Мать поддержала мужа, и мальчик, нуждающийся в бережном, внимательном отношении, остался один на один со своими проблемами.
В четыре с половиной года у Максима появилось заикание, которое то усиливалось, то ослабевало. После осмотра невропатологом был поставлен диагноз "цереброастенический синдром, логоневроз". Проведенное лечение не дало значительного улучшения.
Мальчик плохо адаптируется в новой обстановке с незнакомыми людьми, испуган, двигательно заторможен, зажат, в контакт вступает с трудом. Постепенно начинает отвечать на вопросы, раскладывает и называет картинки, составляет предложения. В процессе речевого общения проявляется заикание средней степени тяжести. Мальчик осознает и стесняется своего нарушения, пытается меньше говорить, предпочитает объясняться жестами. Эмоциональное настроение подавленное. На жесты логопеда реагирует испуганно, неадекватно, отклоняется, как будто боится удара.
В данном случае заикание возникло у ребенка в результате психологической травмы - потери отца при разводе родителей и стрессовой ситуации во вновь созданной семье. В результате чего у мальчика развилась депрессия и заикание со страхом речи. Маме рекомендовано наладить контакт ребенка с отчимом и его дочерью, создать в семье спокойную, доброжелательную обстановку, уделять больше внимания мальчику, поддерживать с ним эмоциональный контакт - проводить совместные игры, прогулки, включить ребенка в процесс ведения домашнего хозяйства (уборка игрушек, комнаты), которым в настоящее время занимается девочка. Провести комплексное медикаментозное и физиотерапевтическое лечение ребенка у психоневролога, начать коррекционные занятия у логопеда.
Как ребенок использует слова
К пяти годам словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может легко объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет 500 и более слов, то шестилетний - от 3000 до 7000 слов. Словарь шестилетнего ребенка состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. В пять-шесть лет ребенок при благоприятных условиях развития и воспитания различает слова-понятия: овощи - фрукты, грибы - ягоды, одежда - обувь, мебель - посуда, звери - птицы - рыбы и т. д.; соотносит ряд слов с общим понятием; дифференцирует картинки, относящиеся к различным категориям предметов; выделяет и убирает лишнюю картинку из ряда других. Например, дошкольник справляется с заданиями следующих типов.
1. Выделение фруктов из ряда овощей, схожих по геометрической форме:
- огурец, помидор, яблоко, картофель;
- свекла, груша, репа, редька,
- морковь, огурец, редис, банан.
2. Выделение диких животных из ряда домашних животных:
- корова, лошадь, лось, овца;
- свинья, собака, волк, кошка;
- медведь, коза, корова, овца.
3. Выделение учебных вещей из ряда игрушек:
- кукла, грузовик, тетрадь, мяч;
- пенал, мишка, пирамидка, кубики;
- зайчик, гномик, портфель, машинка.
Шестилетний ребенок, если ему объяснить некоторые закономерности речи, с легкостью обратит свою активность на познание речи с новой для него стороны и, играя, будет производить анализ. Усвоение языка зависит от активности самого ребенка по отношению к языку. Эта активность выражается в умении образовывать и изменять слова, подбирать нужные слова - ассоциации и рифмы. Например, ребенку дают задание - закончить стихотворение, используя подходящие по смыслу слова:
Не поедет без бензина
Наша быстрая... (машина).
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала... (шишки).
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе... (живот).
Если ребенок посещает детский сад, то он должен быть обучен навыкам осознанного анализа речи. Он может производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове. Ребенок легко и с радостью произносит слова таким образом, чтобы интонационно выделить тот звук, с которого начинается слово, затем он так же хорошо выделяет второй и все последующие звуки. Умение производить звуковой анализ слов способствует успешному овладению чтением и письмом.
Без специального обучения ребенок не сможет провести звуковой анализ даже простейших слов. Это понятно: само по себе речевое общение не ставит перед ребенком задач, при решении которых развивались бы эти специфические формы анализа. Ребенка, который не умеет производить анализ звукового состава слова, нельзя считать отставшим, его надо обучить этому анализу.
Часто дети без специального обучения не могут овладеть лексико-грамматической структурой родного языка, не могут правильно согласовать имена существительные с прилагательными и числительными.
Света, пять с половиной лет, выделяет предметы по цвету:
- Красный шарик, красный флажок, красный цветок, красный яблок.
- Ты правильно сказала "красный яблок"?
Подумав говорит:
- Красное яблоко.
Максим, пять лет, считает на рисунке елочки:
- Одна елочка, две елочки, три елочки, четыре елочки, пять елочки, шесть елочки, семь елочки, восемь елочки...
Особенно много ошибок возникает в лексике ребенка при употреблении существительных (изменение по падежам и числам) и глаголов (изменение по лицам, числам, родам и времени).
Андрей, пять с половиной лет, рассказывает сказку "Репка":
- Посадил дед репу. Выросла репка большая-большая. Стал дед тянуть репку. Тянет, тянет - вытащить не может. Дед позвал бабу. Бабу - за деду, деду - за репу. Тащат, тащат, вытащить не можут. ...Мышка за кошку, кошку - за собачку, собачку - за девочку, внучку-за бабу, бабу - за деду, деду - за репу. Вытащить не можут.
Яне пять лет. Пытается раскладывать картинки с изображением фруктов и ягод на две группы, затрудняется и говорит:
- Я не можу картинки поделить Я ложу все в одну кучу.
Часто дети допускают ошибки при употреблении местоимений в предложениях, при согласовании местоимений с возвратными глаголами.
Ошибки в речи, допускаемые детьми дошкольного возраста, требуют внимания и исправления со стороны взрослых. Взрослые должны давать ребенку образец правильной речи: считать вместе с ним, рисовать или рассматривать картинки, повторять задания снова и снова, пока ребенок не будет справляться с ними безошибочно. Нельзя повторять за ребенком его ошибки, обсуждать эти ошибки с другими взрослыми, умиляться детским ошибкам, повторяя их в собственной речи.
На четвертом году жизни ошибки исправляет взрослый, ребенок должен обязательно повторить исправленный вариант, при этом повторение взрослый включает в процесс общения. Начиная с четырех лет и старше взрослый предлагает ребенку самому исправить собственное высказывание: подумай и скажи правильно.
Павлик (четыре года):
- Мама, смотри, птичка снег клювает.
- Правда, наверное, воробей на снегу крошки увидел и их клюет.
Посмотри, а другой воробей что делает?
- Тоже клюет.
Мама предлагает ребенку правильный вариант употребления слова, при этом разговор с ребенком не прерывается, не заостряется внимание на его ошибках. Подобное накопление образцов в языковом сознании ребенка и их анализ в дальнейшем обеспечит правильность речи и самого ребенка.
Как ребенок рассказывает
У ребенка-дошкольника часто возникают проблемы, вызванные недостаточно развитыми навыками связной речи, затруднениями, которые он испытывает при построении предложения, рассказа, при пересказе сказки, кинофильма, какого-то события или переживания своей жизни. Не всегда родители замечают это. А ведь уровень развития связной речи - это один из важных показателей развития мыслительных операций, которыми владеет ребенок в дошкольном возрасте, и одна из важнейших предпосылок его успешного обучения в школе.
Если у ребенка сформировано правильное звукопроизношение, достаточно обширный словарный запас, то на развитие навыков связной речи родители часто не обращают внимания.
Иногда ребенок затрудняется составить предложение по картинке или рассказ по серии сюжетных картинок, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов.
Такое расстройство навыков связной речи называется общим недоразвитием речи и требует пристального внимания со стороны как родителей, так и педагогов - воспитателей, учителей, логопедов. В данном случае необходимы регулярные коррекционные занятия у логопеда в течение двух-трех лет и систематическое закрепление изучаемого материала дома с родителями. Только в этом случае возможно исправить общее недоразвитие речи и подготовить ребенка к освоению более сложной формы речи - письменной.
М. Ф. Фомичева: "У ребенка не всегда может сразу все хорошо получаться, и порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его и вернуться к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось".
Рассмотрим, как формируется у ребенка-дошкольника наиболее сложная форма речевых умений - связная речь.
Для решения языковых задач ребенок использует внутреннюю речь. Детей необходимо приучать подготавливать свои высказывания на уровне внутренней речи, то есть в уме. В этом случае и внутренняя речь становится более полной и четкой. Ребенок мысленно составляет предложение, а затем произносит или записывает.
Детям необходимо давать задания подготовиться к сообщению на предложенную тему, подумать, о чем следует рассказать, какие слова употребить, подготовить предложения для этого рассказа. Такая внутренняя, мысленная подготовка повышает качество речи детей, совершенствует речевые умения и навыки.
Если внутренняя речь - это речь для себя, то внешняя речь - для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Поэтому и требования к ней бывают высокими.
Внешняя, звучащая речь бывает диалогическая и монологическая. Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, поэтому в нем много неполных предложений. Часты в диалоге вопросительные и восклицательные предложения, междометия, частицы, встречаются поговорки, разговорная лексика. Синтаксис диалога обычно несложен. В устной речи вообще, а в диалоге особенно используются вспомогательные средства речи, передающие то, что трудно выразить словами: мимика, жесты, интонация. Отработка всего этого входит в круг задач воспитателя или родителя для дальнейшего речевого развития старших дошкольников.
К сожалению, воспитатели и родители мало работают над развитием диалогов между детьми и взрослыми. Не потому ли наши дошкольники не умеют спорить, участвовать в обсуждениях. Некоторые дети стесняются говорить, избегают участия в беседе, не отвечают на прямой вопрос педагога. Это опасное явление, и задача взрослых помочь научиться ребенку говорить смело, громко, отчетливо, чтобы в дальнейшем развитие речи шло успешнее. Вот почему в дошкольном возрасте так много внимания необходимо уделять произносительной стороне речевого развития: артикулированию звуков, скороговоркам, декламациям, распевкам, хоровому чтению и т. п. Необходимо поддерживать интерес детей к родному языку, стараться правильно и полно отвечать на бесконечные детские "зачем?" и "почему?", готовить детей к освоению более сложной формы речи - письменной.
Навыки письма и чтения формируются только под руководством педагога и требуют длительного времени для освоения.
Письменной речи в общем свойственны те же черты, что и устному монологу, но они более строго выражены, выше требования к построению предложений, выбору слов, логике, полноте раскрытия темы, последовательности изложения, правильности языка и т. д. В то же время есть и отличительные черты письменной речи от устной.
Во-первых, письменная речь всегда сложнее и полнее устной. Предложения длиннее, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложение, больше книжных слов. Даже размер целого сочинения (рассказа), как показали наблюдения, обычно в письменном варианте больше, чем в устном.
Во-вторых, в письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонация, жесты и другие средства, играющие столь важную роль в речи устной. В письменной речи недостаток отмеченных средств компенсируется знаками препинания, делением текста на абзацы, выделением слов шрифтом и подчеркиванием, дополнительными замечаниями.
В-третьих, письменная речь отягчена орфографией, которая отнимает у младших школьников много сил, а иногда и веру в себя. Известно, что некоторые дети, боясь орфографических ошибок, стараются писать сочинения покороче, попроще. Слабый орфографический навык является очень серьезной помехой в развитии письменной речи детей, поэтому важно помочь им как можно раньше овладеть грамотным письмом. Кроме того, нужно знать методику орфографической подготовки к сочинению и изложению.
Наконец, письменная речь составляется и протекает значительно медленнее, чем устная, особенно в начальных классах. Для некоторых детей процесс письма как бы превращается в самоцель и закрывает главное - содержание и отбор языковых средств. Сочинение для них перестает быть чем-то связным, целым, а представляется набором слов и предложений.
Письменная речь - это речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию. Поэтому овладение письменной речью особенно полезно для повышения общей языковой культуры.
Внимательно понаблюдайте за ребенком еще раз. Обратите внимание на речь: темп, особенности произнесения слов и звуков. Побеседуйте с ребенком о том, что ему интересно. Пусть он расскажет вам, что его волнует.
Все в порядке? Нет? У вас есть еще в запасе время, чтобы небольшая проблема не переросла в серьезное препятствие в период обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Внимание! Дорога!» Консультация для родителей.
Ребёнок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребёнка привычки вести себя в соответствии с Правилами дорожного движения. Это главны...
ВНИМАНИЕ - ДОРОГА! консультация для родителей
« Внимание! Дорога! » Уважаемые мамы и папы! Лучши...
"Кто такой логопед?" Консультация для родителей
Материал является ответом на вопрос родителей "Кто такой логопед и чем он занимается с детьми в детском саду?"...
«Внимание! Дорога!» Консультация для родителей.
Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах -соблюдать правила дорожного движения! Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах города - очень важная проблема. М...
Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду. Консультация для родителей.
В статье даны рекомендации родителям, в каком возрасте и в каком случае ребёнку нужна помощь детского логопеда. Описаны возрастные нормы становления речи у детей, а так же возможные наруше...
"Советы логопеда" - консультации для родителей, чьи дети занимаются на логопедическом пункте ДОУ
Консультация логопеда для родителей«Ваш ребенок зачислен в логопедический пункт» Цель: познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы с детьми в условиях ло...
Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда. Консультация для родителей детей с ТНР старшего дошкольного возраста
Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда. Консультация для родителей детей с ТНР старшего дошкольного возраста...