Рекомендации по развитию речи для родителей дошкольников
консультация по логопедии (средняя группа)
Предлагаю вашему вниманию консультацию по развитию речи дешкольников. Консультация будет особенно полезна родителям, чьи дети поступают в логопедическую группу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_novyy_nabor.docx | 780.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
1. Создание для ребёнка речевой среды
Речевая среда – это речь, которую воспринимает человек в естественных условиях: язык семьи, радио, телевидения, язык книг.
Грамотная организация речевого окружения ребенка способствует раскрытию речевого потенциала. В процессе восприятия речи у ребёнка обогащается словарный запас, усваиваются грамматические отношения, формируется база для самостоятельного связного высказывания.
Создание речевой среды подразумевает увеличение речевых контактов с ребёнком, в частности проговаривание бытовых моментов.
Например: Вы идёте с ребёнком умываться и проговариваете: «Мы с тобой сейчас пойдём умываться. Заходи в ванную. Я открываю кран. Побежала водопроводная вода. Давай на неё посмотрим? Она прозрачная, чистая. Потрогаем? Горячая/холодная/ тёплая, мокрая. Давай помоем руки. Возьмём мыло. Оно ароматное, розовое, скользкое и тд. Намылим руки, а потом смоем пену водой. Теперь зачерпнём воду в ладошки и умоем лицо. Умоем щёки, умоем носик, умоем глазки и тд. Стали наши руки/лицо/щёки чистыми. Вытрем их полотенцем и тд.
Такое проговаривание позволяет детям усваивать новые слова и правила их согласования, основываясь на чувственном опыте.
2. Чтение художественной литературы
Художественная литература – действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи.
Приобщаясь к художественной литературе, ребенок младшего дошкольного возраста накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния, однако начинают активно употребляться прилагательные и местоимения.
В процессе чтения литературы у ребенка формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение. Начинают появляться сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные через союзы.
Средствами художественного слова ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок получает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Для того, чтобы чтение было эффективно рекомендуется:
- Объяснять значение незнакомых слов;
- Читать выразительно и заинтересовано;
- Задавать после прочтения вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение ребёнка к событиям и героям, выявить понимание основного смысла произведения, его проблему;
- обращать внимание на языковые средства выразительности;
- осуществлять рассматривание иллюстраций к произведению, они углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.
3. Развитие кинестетических ощущений
Большое значение для формирования правильного звукопроизношения у детей имеет развитие кинестетических ощущений. Кинестетические ощущения - это ощущения, которые мы непосредственно получаем при воздействии на рецепторы. Прикосновение или напряжение мышц, боль или холод, сладкое или горькое, запах гари или теплого молока - все это ощущения, в отличие от звуков, картинок и образов.
Для развития кинестетических ощущений рекомендую выполнять «вкусную» артикуляционную гимнастику https://www.youtube.com/watch?v=-oZKDyP1HmU (Логопед для непосед: необычная артикуляционная гимнастика на youtube).
Вариант «вкусной» гимнастики (см. картинку).
4.Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
- Повышается тонус коры головного мозга.
- Развиваются речевые центры коры головного мозга.
- Стимулируются развитие речи ребенка.
- Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.
- Способствуют улучшению артикуляционной моторики.
- Развивается чувство ритма и координацию движений.
- Подготавливается рука к письму.
- Поднимается настроение ребенка.
Для развития мелкой моторики можно использовать традиционные пальчиковые игры и нестандартные приемы.
Примеры пальчиковых игр:
Игра 1.Рано утром я встаю.
Утром рано я встаю, свою песенку пою,
И со мною дружно в лад подпевают сто ребят! (руки вверх, расставив пальцы)
Подпевают сто ежей, (руки в замок, большие пальцы соединены, остальные прямые)
Подпевают сто ужей, (соединены ладони, волнообразные движения)
И поют ее зайчата, («ушки зайчика»)
И поют ее лисята, («лисьи лапки»)
Под землею старый крот
Эту песенку поет. (прищуривание глаз, «мордочка крота»)
А в берлоге медвежата, (руки в стороны, переваливание с ноги на ногу)
А в болоте лягушата, («лягушачьи лапки»)
Очень важный бегемот
С удовольствием поет. (выставление вперед живота, руки на животе)
Даже страшный крокодил
Эту песню разучил! (соединив ладони, расставив пальцы, «пасть крокодила»)
Промурлыкала нам кошка («кошачьи лапки»)
Песню, сидя на окошке. (кладут голову на «лапки»)
Слышишь, (указательный палец вверх)
Как под нашей крышей (руки над головой, «крыша домика»)
Эту песню поют мыши? («мышиные лапки»
Утром рано мы встаем,
Хором песенку поем
Игра 2. Игрушечный зайчик в лесу.
Ах, как жутко на лесной лужайке (руки, на щеки, покачивание головой)
Бедному игрушечному зайке («ушки зайчика»)
Кружится над зайкой стрекоза (руки в кулаки, выставив указательный и средний пальцы, быстро ими шевелить)
И глядит, глядит во все глаза. («глаза стрекозы»)
И пчела все уши прожужжала, (приставляют пальцы к ушам – «не слышать»)
У нее ужаснейшее жало. (руки в кулак, выставление указательного пальца)
И жуки рогатые ползут (руки на колени, перебирание пальцами)
Ахнуть не успеешь (взяться за голову руками)
Загрызут. (пощекотать кого-нибудь рядом)
Бегают по зайчику мурашки (быстро перебирать пальцами по груди)
Ах, как страшно зайчику-бедняжке. («ушки зайчика»).
Игра 3. Зайка.
Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
– Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
– Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
– Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
– Вот, вот, вот! (показать ушки).
Игра 4. Ворона.
У вороны голова, (руки на голове)
ва-ва-ва-ва (4 хлопка)
Клюв и крылья, (руки у носа, «крылья»)
Хвостик, ноги, (руки за спиной, топать)
оги-оги-оги-оги (4 хлопка).
Игра 5. Машинка.
Заведу мою машину («мотор»)
– Би-би-би, налью бензину. (3 хлопка, топать)
Крепко-крепко руль держу («держать руль»)
На педаль ногою жму. (топать правой ногой)
Идеи интересных нестандартных игр на мелкую моторику https://www.youtube.com/watch?v=age0oAohCVY (40 игр для развития мелкой моторики: лучшая подборка), https://www.youtube.com/watch?v=YJHVDXXaTLY (Игры с крупами для развития мелкой моторики).
Примеры нестандартных игр на мелкую моторику (см. картинки)
5. Дыхательные упражнения
Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Например, если вне речи мы дышим через нос, то во время речи вдох берётся через рот, если вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, то в речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, но не резкий, а выдох длительный (в 6 – 8 раз длиннее вдоха).
На что же следует обратить внимание:
1.Чтобы ребёнок не начинал говорить, не сделав вдоха.
2.Чтобы всегда говорил только на выдохе.
3.Чтобы во время вдоха не втягивал воздух ртом, а делал вдох через нос.
4.Чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох – длительным и плавным.
5.Чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе опадал.
6.Чтобы плечи во время дыхания были совершенно неподвижно.
7.Чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе.
8.Чтобы, сделав вдох, ребёнок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания.
9.Чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно на 2 – 3 секунды.
10.Чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.
Примерные упражнения: «Надуй шарик», «Задуй свечку», «Сдуй с ладошки вату», «подуй в стакан с водой через трубочку».
Примеры игр на развитие речевого дыхание можно посмотреть здесь https://www.youtube.com/watch?v=bkuqGQPLhZQ (Игры на развитие речевого дыхания), https://www.youtube.com/watch?v=Rq-cy-U12iU (3 игры для развития речевого дыхания).
Примеры игр на дыхание (см.картинки)
6. Игры на развитие фонематических процессов
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три.
Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д.
Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой.
Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.
Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.
Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.
Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи.
1. Можно предложить ребенку послушать звуки за окном:
что шумит? (деревья)
что гудит? (машина)
кто кричит? (мальчик) и т.д.Помогите малышу определить источник звука.
2. Игра "Громкие подсказки".
Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.
3. Игра "Узнай, что звенит (гремит)?".
На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем прячем предметы и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д.
4. Игра "Близко - далеко".
Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).
5. Сказка "Три медведя".
Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
6. Игра "Узнай по голосу".
Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка)
7. Где звенит.
Для игры понадобится колокольчик или другой звучащий инструмент. Ребенок садится на стул, ему завязывают глаза, а затем издают звук сбоку от него, сзади или впереди. Ребенок должен протянуть руку в ту сторону, откуда по его мнению звучит звук. У ребенка постарше можно спросить, где звенит. Малыш должен ответить: слева, справа, впереди, сзади. Эта игра способствует не только развитию фонематического слуха, но и умению ориентироваться в пространстве.
8. Найди пару.
Заранее приготовьте несколько пар коробочек или баночек, наполненных разными наполнителями, например 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д. Один набор коробок у вас, второй — у ребенка. Потрясите коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте коробочку с таким же звучанием.
7. Речевые игры
Для формирования лексико-грамматической стороны речи у детей, необходимо использовать речевые игры. Речевые игры бывают по разным лексическим темам (например «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Мебель» и тд.). Основные из них выглядят так (можно брать любые слова):
- «Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Например: Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Пример на тему «Лето»: Лето (какое?) – теплое, холодное, жаркое, сухое, дождливое…; Бабочка (какая?) – красивая, яркая, белая, быстрая…; трава (какая?) – зелёная, мягкая, гладкая, красивая…и тд.
- Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Например: Шуба - шубка
Пример на тему «Лето»:трава – травка, цветок – цветочек, солнце – солнышко, песок – песочек и тд.
- «Посчитай»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Например: Один мяч, два мяча, пять мячей.
Пример на тему «Лето»: Одна ягода, две ягоды, пять ягод; один гриб, два гриба, пять грибов; одна бабочка, две бабочки, пять бабочек и тд.
- «Подбери словечко»
Цель: формировать умение согласовывать существительное с глаголом.
Например: Мальчик – что делает? Бегает, прыгает, спит, есть…
Пример на тему «Лето»: Бабочка – что делает? Летает, порхает, сидит, собирает нектар; Цветок – что делает? Растёт, пахнет, цветет, вянет и тд.
- «Чей? Чья? Чьё?»
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Например: Шарф (чей?) — мамин, бабушкин и тд.
Пример на тему «Лето»: клубника (чья?) – мамина, бабушкина, папина, моя; цветок (чей?) – мамин, бабушкин, папин, мой и тд.
- «Четвертый лишний»
Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Например: стол, стул, кровать, чайник (что лишнее?).
Пример на тему «Лето»: малина, клубника, огурец, смородина (что лишнее?), лишний огурец, потому что он овощ, а остальные ягоды и тд.
- «Один - много»
Цель: формирование грамматического строя.
Например: Лягушка - лягушки
Пример на тему «Лето»: цветок – цветы, ягода – ягоды, трава – травы, помидор – помидоры и тд.
- «Скажи наоборот
Цель: расширение словаря ребёнка словами – антонимами.
Например: Грустный (а наоборот?) веселый.
Пример на тему «Лето»: жарко – холодно, солнечно - пасмурно, сухо – сыро и тд.
- Игра «Что бывает?»
Цель: расширения словаря за счет прилагательных.
Например: Что бывает высоким? (дерево, дом, жираф)
Пример на тему «Лето»: Что бывает зеленым? Трава, листья, огурец, горох, лопатка и тд.
Желательно, чтобы ребёнок знал, как выглядит то, о чём вы с ним говорите. Например, если подбираете прилагательные к слову «трава», покажите ребёнку траву, потрогайте её, понюхайте. Так ребёнку будет легче и интереснее с вами играть.
Примеры слов на лексическую тему «Лето» (можно использовать и другие):
Существительные:
лето, июнь, июль, август, солнце, жара, роса, бадминтон, теннис, велосипед, колокольчик, ромашка,
василёк, одуванчик, незабудка, панама, шорты, футболка, платье, туфли, сандалии, восход, закат.
Глаголы:
плавать, нырять, купаться, отдыхать, загорать, путешествовать, расцветать, цвести, собирать, поливать,
ухаживать, согревать, светить.
Прилагательные:
яркий, солнечный, жаркий, ласковое, безоблачное, тёплое, летний; белые (ночи), ясные (дни), лазурное (небо).
Наречия : жарко , сухо , пасмурно , ясно , тепло .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития речи и мышления дошкольников (рекомендации родителям).
Основная трудность для родителей - нежелание ребёнка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая....
Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям
Рекомендации родителям по развитию речи и мышления дошкольников...
Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям
Рекомендации родителям детей дошкольников....
Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям
Рекомендации будут полезны для родителей дошкольников, а так же могут использоваться воспитателями для развития речи детей....
Рекомендации родителям : « Развивающие игры для развития речи и мышления дошкольников»
Один из основных разделов домашнего обучения - развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих. Ваша цель - приохотить ...
Рекомендации по развитию речи у младшего дошкольника с моторной алалией.
Логопедическая работа по развитию всех сторон речи у младшего дошкольника с грубым недоразвитием речи условно может быть разделена на пять этапов. Логопедическая работа по развитию вс...
Рекомендации по развитию речи для родителей детей раннего возраста
Речь ребёнка в возрасте двух-трёх лет проходит фазу активного развития, безусловно, ему необходима не менее активная помощь родителей....