"Русская зима"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №12 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ
Дифференциация звуков «С» и «Ш» в словах, фразах и в связной речи.
Лексическая тема: « Русская зима».
( СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
подготовила
учитель-логопед
МАДОУ Детский сад №12
Иванова Елена Сергеевна
г. Курчатов
Тема.
Дифференциация звуков «С» и «Ш» в словах, фразах и в связной речи.
Лексическая тема: « Русская зима». (подгрупповое логопедическое занятие)
(подготовительная группа)
Цель: Формировать навыки правильного произношения звуков «С» и «Ш».
Задачи.
- Коррекционно-образовательные: продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю, уточнить артикуляцию звуков С – Ш, учить выделять звуки С – Ш из ряда слов, упражнять в определении наличия и места звуков С – Ш в словах, обучать словообразованию, упражнять в дифференциации звуков С – Ш в слогах, словах и предложениях, учить составлять предложения по опорным картинкам, рассказ из полученных предложений.
- Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику, активизировать и расширить словарь по теме «Зима».
- Воспитательные: воспитывать правильную грамотную речь, любовь к природе, родному краю.
Оборудование: письмо, индивидуальные зеркала, «снежинки» для воздушной струи, логопедическое пособие «Елочки», предметные картинки, пособие «Снеговики», «снежок», сюжетные картинки по теме «Зима», почтовая коробка, магнитофон.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
ЛОГОПЕД - К нам в детский сад прислали письмо: «Здравствуйте ребята! Мы живем в далекой и теплой Австралии. Меня зовут Сэм, а мою сестру Мишель. Мы плохо говорим по-русски и ничего не знаем о русской зиме. Будем очень рады, если вы нам обо всем расскажете».
- А все, что мы с вами будем говорить, запишем на диск и отправим его в Австралию посылкой. И все игры, в которые будем играть, тоже отправим нашим друзьям посылкой.
II.Артикуляционная гимнастика.
-Первое задание, выполняемe упражнения «Улыбочка- трубочка», «Почистим нижние зубки», «Почистим верхние зубки», «Чашечка», «Качели». ( Молодцы, справились с заданием.)
III Дыхательная гимнастика.
- Ребята, зимой бывает много снега. Побудем ветерками для наших «снежинок». (дети дуют на «снежинки»)
Игра «Угадай-ка».
Что за чудо-покрывало Ночью все вдруг белым стало. Не видать дорог и рек- Их укрыл пушистый- … ( СНЕГ )
Всякая здесь может птица в зимний холод угоститься. На сучке висит избушка, называется … ( КОРМУШКА)
ЛОГОПЕД- Дети, определите, какой звук я выделила голосом. ( Ребята отвечают.) (Сравниваем артикуляцию этих звуков.)
Игра «Повторяй-ка».
ЛОГОПЕД.- Повторите за мной слоговые ряды со звуками С- Ш и чистоговороки
(Молодцы...).
IV.Пальчиковая гимнастика.
ЛОГОПЕД.- Повторяем за мной.
1, 2, 3, 4, 5 Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать пошли.
(Молодцы…)
Игра «Соображай-ка». ЛОГОПЕД.- Дети, посмотрите, на карточках недописанные буквы. Допишите их. Из этих букв составьте слова.
( индивидуально)
Игра «Украсим елочки». ЛОГОПЕД.- Следующая игра ребята, «Украсим елочки».
- На одну елочку повесим игрушки- картинки со звуком С, на другую елочку повесим игрушки- картинки со звуком Ш. (Молодцы….)
- Теперь определим место звуков С и Ш в словах. ( дети выполняют)
ЛОГОПЕД. – Теперь предлагаю вам отдохнуть.
V. Физминутка.
Рано утром в парк ходили,
Там снеговика лепили,
А потом с горы катались,
Веселились и резвились.
В Софию кинули снежком, в Алешу кинули снежком-
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой-
Побежим скорей домой! (ребята повторяют движения, за логопедом шагая по кругу)
Игра "Подскажи-ка". (Образование родственных слов от слова СНЕГ.)
ЛОГОПЕД. – Предлагаю поиграть в игру "Подскажи-ка". Дети, а вы не забыли, что получившиеся слова мы отправим посылкой? ( Нет, помним.)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые… (снежинки).
Кружатся над головою
Каруселью…(снеговою).
На поселки, на лужок
Сыплет беленький…(снежок).
Вот веселье для ребят
Все сильнее…(снегопад).
На снегу- то, посмотри,
С красной грудкой…(снегири).
Снежный ком на снежный ком
Все украшено…(снежком).
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик).
- Молодцы , сколько новых слов у нас получилось.
Игра "Снеговики". ЛОГОПЕД. – Ребята, играем в игру «Снеговики».
- Угадай, какой снеговик мне понравился? ( Ребенок угадывает понравившегося снеговика и повторяет его описание).
- "Он не грустный, на голове нет миски, а в руке нет зонтика." (Молодцы…)
Игра со "снежком". ЛОГОПЕД. – Дети, поиграем «со снежком».
- Я бросаю снежок, кому он попал в руки, отвечает. ( Ребята отвечают)
(Подбираем определения к словам: зима- какая? снег- какой? лед- какой?.....)
- Вот еще добавились слова нашим друзьям из Австралии. Вы молодцы.
Игра «Составь предложение по опорной картинке».
ЛОГОПЕД. – Ребята, я показываю вам картинку, по ней вы составляете предложение.
( по 1 картинке каждый ребенок, составляет предложение, дети по порядку работают с картинками)
- Молодцы, ребята мы отправим и эту игру в Австралию нашим друзьям.
Игра « Составь рассказ из полученных предложений».
ЛОГОПЕД. – Дети, мы с вами составляли предложения в предыдущей игре, давайте их вспомним. (ребенок припоминает предложения, рассказывая с опорой на картинки)
- Послушайте, какой получился рассказ ( рассказывает один ребенок).
VI.Итог занятия.
-Ребята, посмотрите, что мы собирали?( перед детьми посылка)
- Для кого предназначена посылка с играми? ( для друзей из Австралии)
- Как их зовут? (Сэм и Мишель.)
- Для чего им нужны игры? ( Они плохо говорят по-русски и ничего не знают о русской зиме).
- Дети, давайте вспомним и назовем для Сэма слова со звуком «С», а для Мишель – слова со звуком «Ш» ( ребята называют).
-Дети, мы помогли друзьям, отправляем посылку в Австралию Сэму и Мишель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проводы русской зимы
Данный материал предлагается для проведения массового праздника "Проводы русской зимы"....
проводы русской зимы на улице
Проводы русской зимы на улице. Требует минимум подготовки. 4 героя: два скомороха, зима, весна....
Конспект образовательной деятельности "Русская зима"
Интеграция образовательных областей "Коммуникация", "Познание", "Художественное творчество"....
Спортивный праздник «Русская зима».
Задачи:- уточнить представления детей о зиме, развлечениях и играх зимой;- развивать ловкость, быстроту, глазомер;- умение соревноваться между собой в командах;- упражнять в соревновании: ...
проводы русской зимы
Ты прощай, прощай, Масленица! Праздник-развлечение для всех возрастных групп. Зима-2013...
Развлечение с элементами фольклора "Проводы русской зимы"
Развлечение с элементами фольклора "Проводы русской зимы". Цель: Ознакомление детей с устным народным творчеством, русскими народными традициями.Задачи: Познакомить детей с русс...
Зимний спортивный праздник "Папа. мама, я - спортивная семья "Проводы русской зимы" для детей старшей и подготовительной еруппы
Совместный спортивный праздник детей старших групп и их родителей. Заключительный этап празднования масленницы....