«Развитие речи детей раннего возраста и рекомендации к его улучшению»
консультация по логопедии (младшая группа)

Портнова Ольга Александровна

Речь –это результат согласованной деятельности как речевых, так и не речевых областей головного мозга. Речь не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания, восприятия, и зависит от их уровня развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей раннего возраста и рекомендации

к его улучшению»

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности.

К 3-м годам объем мозга ребенка составляет ¾ массы мозга взрослого человека. К этому же времени в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.

В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил машинку?» Интерес к окружающим предметам пробуждает его общаться к взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?», «Куда?», «Когда?»

При нормальном речевом развитии в словаре к 3 годам используется около 1500 слов, к 4 годам-2500слов. Причем в словаре малыша преобладают 60% существительные, 30% глаголы и 10% прилагательные. Обследования проводились мной на 2-младшей группе с детьми, у которых нормальное речевое развитие.

В этом возрасте в речи детей преобладают слова- названия, собирательные существительные (посуда, мебель, одежда, животные) пока отсутствуют. В речи часто малыш использует облегченные слова (говорит собака вместо ранее употребляемого ав-ав).

Речь –это результат согласованной деятельности как речевых, так и не речевых областей головного мозга. Речь не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания, восприятия, и зависит от их уровня развития.

К 3-4 годам, дети должны уметь повторять за взрослым короткий рассказ (по картинке, по серии картинок). Должны четко произносить звуки: А,О,Э,П,Б,М,И,Ы,У,Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й.

Существует тесная связь между развитием речи и развитием крупной и мелкой моторики рук, т.к. проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Поэтому рекомендуется — постоянно использовать в общении с ребенком игры или пособия по мелкой моторике.

Рекомендуется учить детей вслушиваться в звучание слов (чтение книг, слушание аудиокниг, обсуждение праздников), развивать слуховое восприятие (повторять за взрослым слова, разучивать, чистоговорки, пословицы, стихи).

С этого периода необходимо тренировать артикуляционный аппарат, и создавать предпосылки для появления свистящих и шипящих звуков С,З,Ц,Ч,Ш,Ж,Щ. В общении с ребенком можно использовать различные движения губ и языка в игровой форме.

Итак, для того чтобы речь ребенка развивалась в норме- необходимо:

  • Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление и восприятие используя:

1. Чтение книг.

2. Перссказы прочитанного.

3. Беседы, рассказы  на различные темы:

- как я провел сегодняшний день,

-что нового я увидел, узнал, запомнил,

-что мне понравилось на празднике,

- что я увидел на прогулке,

-что  я сегодня кушал.

4. Слушание аудио сказок и обсуждение их.

  • Развивать мелкую моторику:

-пальчиковая гимнастика,

-рисование пальцами,

-лепка из пластилина, соленого теста, глины,

-аппликации из: крупы: скорлупок семечек, орехов; косточек.

-нанизывание на проволоку бусинок, пуговиц.

  • Развивать артикуляционный аппарат, используя истории «Веселого Язычка»

История про «Веселого язычка».

Ротик-это домик, а в домике живет –язычок, он никогда не грустит, поэтому его прозвали «Веселый язычок». Послушайте историю про него.

Жил был в домике «Веселый язычок», ему стало грустно, он решил поискать выход.    (Рот закрыт, языком упираемся в щечки –попеременно по3 раза в каждую)

Вдруг ротик зевнул. (Широко зеваем и задерживаем на 2-3 сек. Открытый рот)

Язычок увидел проход и решил проскочить, а зубки его не пускают, зубки его кусают. (Покусать кончик языка 3-5 сек.)

Язычок спросил у зубок: «Почему вы меня не пропускаете?»

Зубки ответили: «А ты почисти наши нижние зубки».

Пришлось язычку чистить нижние зубки. (Кончиком язычка чистим нижние зубки изнутри, 2раза вправо-влево)

Почистил язычок зубки, и зубки его попустили.

Выглянул язычок в окошко. (Положить расслабленный язычок на нижнюю губу держать 2-3 сек.)

Видит язычок идет слоник. (Согнуть язык вдоль- пополам, вытянуть, зажать губами держать 2-3 сек.)

Язычок предложил слонику покататься на его горочке. (Кончик языка упирается в нижние зубки, рот открыт, держим 2-3 сек.)

А потом слоник покачал язычка на своем хоботе, как на качельке. (Упражнение «качелька» — язык двигается вверх, вниз в полости рта 3-5раз.)

Вдруг слышит язычок, что  в доме кто-то звенит. Это был его друг комарик, которому стало скучно без язычка. Песенка комарика: зззззззззззз

Попрощался язычок со слоником и пошел к себе в домик. (Закрываем ротик)

Можно играть с детьми рассказывая эту историю каждый день, пока ребенок не запомнит  и сам будет вам рассказывать и показывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи детей раннего возраста и советы по ее улучшению"

Родителям детей раннего возраста необходимо иметь представление  о возрастных особенностях речевого развития и возможных патологиях, чтобы своевременно принять меры по их исправлению. В данной ст...

«Развитие речи детей раннего возраста и рекомендации к его улучшению»

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности.К 3-м годам объем мозга ребенка составляет ¾ массы мозга взрослого человека. К этому же времени в основ...

«Развитие речи детей раннего возраста и рекомендации к его улучшению»

К 3-м годам объем мозга ребенка составляет ¾ массы мозга взрослого человека. К этому же времени в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает глав...

«Развитие речи детей раннего возраста и рекомендации к его улучшению»

Информация для родителей о том, как и в какие игры играть с детьми, чтоб дети лучше говорили....

«Развитие речи детей раннего возраста и рекомендации к его улучшению»

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности.К 3-м годам объем мозга ребенка составляет ¾ массы мозга взрослого человека. К этому же времени ...

«Развитие речи детей раннего возраста и рекомендации к его улучшению»

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности.К 3-м годам объем мозга ребенка составляет ¾ массы мозга взрослого человека. К этому же времени ...