Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок»
методическая разработка по логопедии
Л.Г.Выгодский писал: "Ребёнок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определённые предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, сказав «ам – ам», можно получить еду, а сказав «ма – ма», можно позвать маму.."..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад общеразвивающего вида №7» с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников
Картотека
Комплекс артикуляционной гимнастики
на тему: «Сказочные истории про Язычок»
для детей дошкольного возраста
Выполнил:
воспитатель группы
«Колокольчик»
Таркина Татьяна Сергеевна
2019 г.
Пояснительная записка.
Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.
Способность членораздельно произносить звуки и слова зависит от строения артикуляционного аппарата, от правильной артикуляции звуков. Под артикуляцией понимается деятельность органов речи – языка, губ, мягкого нёба, маленького язычка, нижней челюсти – в процессе воспроизведения звуков.
Первый звук, который произносит ребёнок, - это его первый крик при рождении. Он ещё не имеет отношения к речи, но уже тренировка речевого аппарата.
Подготовка к овладению языком начинается уже с 2-4 месяцев с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот период принято называть этапом гуления и гуканья. Ребёнок произносит задненёбные (г, к, х) и гласные звуки, напоминающие «ГХЫ», «АГХЫ», «АИЫ». Следующая ступень в подготовке к овладению языком – период лепета, или послоговой речи, богатой интонацией и мелодикой. Этот период продолжается примерно до 1,5 лет и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений.
Л.Г.Выгодский писал: «Ребёнок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определённые предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, сказав «ам – ам», можно получить еду, а сказав «ма – ма», можно позвать маму.
После 7 – 8 месяцев родители могут заняться подготовкой речевой, то есть артикуляционной, моторики к формированию правильного звукопроизношения. Например, ребёнок улыбается, складывает губки в трубочку, облизывает губы, щёлкает язычком, изображая лошадку – активизируются мышцы, обеспечивающие формирование речедвигательного навыка. Чем раньше малыш научиться щёлкать язычком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (Ш, Ж, Р,Л). Время и порядок появления звуков у разных детей не одинаковы. Обычно к двум годам ребёнок усваивает губные звуки - П,Б,М и их мягкие пары, губно-зубные – Ф,В, переднеязычные – Т,Д,Н,С,З,Л, заднеязычные – К, Г,Х.
Свистящие звуки, шипящие и соноры в возрасте до 2-2,5 лет ребёнок пропускает или заменяет.
Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем группы комбинированной направленности и родителями.
Задача совершенствования артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков.
Задача родителей – проводить подготовительную работу, которая поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Например, можно предложить ребёнку определить игрушку по звукоподражанию (собака, корова, кошка, мишка и т. д.), или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан, металлофон и т. д.).
Ребёнок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объём движений развиваются у ребёнка постепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной. Игра с язычком продолжается не более 3 -5 минут.
В норме уже к трём годам дети овладевают правильным произношением всех звуков, иногда вызывает трудности произношение звуков Ш, Ж, Р, Л. Речь может быть недостаточно отчётливой, чистой по звучанию. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти.
Для тренировки и развития артикуляционной моторики предлагаю специальные упражнения. Все задания просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует своевременному формированию произносительной стороны речи ребёнка.
Чего хотим добиться.
Выработке правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
Опыт работы
Артикуляционная гимнастика для развития речи детей на тему: «Сказочные истории про Язычок».
История №1.
Домик для языка.
Жил был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего не оставалось, как жить на улице, а там дождь, снег, холодно. Плохо было язычку, он часто простуживался и подолгу болел. Но вот однажды Язычок нашёл себе дом. Какой? Рот. Обрадовался язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Язычок установил 2 двери: первая дверь – губы, вторая – зубы.
В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки. А потолок был твёрдый и назывался – нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами. Сзади потолок переходит в занавеску с маленьким язычком – увуля.
Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нём всегда было сыро, даже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное – не было сквозняков.
История №2.
Язычок делает ремонт.
Из – за постоянной сырости, Язычку часто приходится делать ремонт. Прежде всего, он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь – губы, затем вторую дверь – зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны (соответствующие движения).
Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок – нёбо. Красить надо было тщательно, для этого надо крепко прижимать кисточку
(упражнение «Маляр» - вперёд – назад, из стороны в сторону по нёбу 5 – 10 раз).
Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен – щёк обоями. Делал он очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой (движения языка сверху – вниз по внутренней стороне обеих щёк).
После ремонта Язычок мыл полы (движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов: рот открыт).
Чинил Язычок и двери – зубы (упражнение «Забор»).
История №3.
«Язычок делает покупки».
Язычок не любил опаздывать, поэтому, прежде всего он решил купить часы. В одном магазине он купил ходики с маятником, который двигался из стороны в сторону ( упражнение «Часики»).
У часов были две длинные острые стрелки (язык узкий, длинный) и цифры на циферблате (круговые движения языка, касаясь губ). Язычок повесил часы на одну из стен. Они так уютно тикали: «Тик – так», «тик – так», а каждый час били: «Бом – бом – бом» (дети повторяют).
Ещё Язычок купил розовую чашку и глубокую тарелку (упражнение «Чашечка»). Из чашечки Язычок пил чай и молоко, а из тарелки ел суп и кашу. Когда они были горячими, он дул на них (дуют на широкий язык, не раздувая щёки). Язычок так же купил сковородку, на ней он пёк блины, которые очень любил (упражнение «Блинчик»).
Язычок часто приглашал в гости друзей. Они любили приходить к нему, хвалили угощение, иногда, даже облизывались от удовольствия. Они часто любили приходить к нему, хвалили угощения, иногда, даже облизывались от удовольствия (упражнение «Вкусное варение»).
История №4.
Утро Язычка.
Каждое утро Язычок, проснувшись, потягивался, делал зарядку, тщательно чистил зубы с внешней и внутренней стороны, полоскал рот, умывался (выполняют соответствующие движения языком, имитируют полоскание рта водой).
Потом Язычок открывал обе двери и высовывался на улицу (движения губ, челюсти, языка). Смотрел налево, направо, вверх (светит ли солнышко), вниз (нет ли луж на дорожке) и выходит из дома на утреннюю пробежку (соответствующие движения).
Язычок несколько раз обегал дом сначала в одну сторону, а затем в другую сторону (круговые движения языка, рот широко открыт). Сделав несколько дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом). Язычок возвращался, захлопывал одну дверь (зубы), другую (губы) и начинал заниматься обычными домашними делами.
История №5.
У Язычка появился новый друг.
Однажды после утренней пробежки Язычок присел на крылечке (упражнение «Блинчик») Ярко светило солнышко, дул ветерок, (подуть на широкий язык) и Язычок задремал.
Вдруг он услышал, что под крылечком кто – то тихо мяукает. Язычок наклонился (опустить язык) и увидел маленького пушистого котёнка. Язычок погладил его (дети кистью правой руки имитируют поглаживание головы и спинки котёнка).Но котёнку это не понравилось, и он выгнул спинку (упражнение «Киска сердится»).
Язычок, отдёрнув руку, удивлённо посмотрел на котёнка: тот оказался худым и голодным. « Его надо покормить!» - решил Язычок и пошёл в дом за едой.
В своей любимой чашке (упражнение «Чашечка») Язычок принёс котёнку тёплое молоко. Котёнок с жадностью стал его лакать (соответствующие движения). Когда молока не осталось, котёнок облизнулся (упражнение «Вкусное варенье» 5 – 10 раз) и начал умываться (правой рукой имитируют движения умывания котёнка).
Язычок решил снова погладить котёнка. На этот раз тот не сердился и выгнул спинку от удовольствия, (движения языка) а потом потёрся о ноги (верхними зубами как бы погладить круто изогнутый язык) и замурлыкал.
С тех пор котёнок стал жить вместе с Язычком.
История №6.
«Новый велосипед».
На день рождения друзья подарили Язычку велосипед: красивый, с двумя большими колёсами (круговые движения языка) и блестящим рулём.
Язычок решил прокатиться на велосипеде вокруг дома (5-10 раз круговые движения языка, рот открыт как можно шире).
Но вот беда, на дороге валялся острый гвоздь (упражнение «Иголочка»). Язычок наехал на него, и из камеры стал выходить воздух (с – с – с – с).
«Не расстраивайся!» - начали успокаивать Язычка друзья. Они сняли колесо, заклеили дырку в камере и накачали её с помощью насоса (с–с–с–с, дети одновременно выполняют движения руками «Насос»).
Колесо поставили на место, и Язычок снова с друзьями мог кататься на велосипеде (несколько круговых движений языка).
История №7.
Язычок и лошадка.
Как – то летом Язычок выглянул за дверь (движения языка), увидел на лужайке маленькую симпатичную лошадку. Она пощипывала травку. (губы в улыбке, зубы покусывают) и весело помахивала хвостом (движения языка из стороны в сторону).
Язычок выбежал из дома и протянул лошадке кусок подсолённого хлебца. Та осторожно взяла его мягкими губами. (движение губ). На спине у лошадки было широкое седло (упражнение «Чашечка»), и Язычок решил покататься верхом.
Он ловко вскочил в седло, и лошадка поскакала. (дети руками «держат» поводья и звонко цокают языком – упражнение «Лошадка»). Время от времени Язычок натягивал поводья (дети имитируют движения – упражнение «Натяни поводья») и останавливают лошадку: «Тпр – р – р!» (подуть на губы, а затем на губы и язык – упражнение «Кучерское межгубное р – р – р» повторить несколько раз, чередуя).
История №8.
Язычок в зоопарке.
Язычок подружился с лошадкой, но вместе жить они не могли, лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего друга, ездил верхом (упражнение «Лошадка», «Натяни поводья», «Кучерское межгубное»: р- -р).
В зоопарке у Язычка появились новые знакомые. Самым большим из них был бегемот Боня. Когда Язычок подходил к его бассейну, Боня широко открывал рот (рот широко раскрыть) и ждал какого – нибудь лакомства. Получив его, захлопывал огромную пасть и начинал жевать (соответствующие движения).
Самым сердитым был индюк. Когда кто – нибудь сердил его, он тряс красным носом и болботал (упражнение «Индюк»).
Самым добрым и безобидным Язычок считал Ужа. Он только на первый взгляд казался страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий язык, похожий на жало (упражнение «Иголочка»). Язык быстро – быстро передвигался из стороны в сторону (упражнение «Змейка»).
Самой смешной и весёлой была обезьянка, она любила всех смешить, поэтому всё время строила рожи: высовывала язык, надувала щёки, делала вид, что полощет рот, пыталась языком дотянуться до носа, а затем до подбородка (соответствующие движения).
Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спину и шипел (упражнение «Кошка сердиться»).
Для своих новых друзей Язычок приносил лакомства; лошадке – солёный хлеб, (движение губами, захватывающими что- то), бегемоту большую конфету, (упражнение «Приклей конфету»), индюку – зёрна пшеницы, (кончиком языка клюют зёрна), ужу – молоко, (лакательные движения), обезьяне – банан, (сделать язык похожим на банан), тигру – кусок мяса (жевательные движения).
История №9.
Язычок в цирке.
Вместе с друзьями Язычок отправился в цирк. Сколько же интересного они там увидели! Открыли представление барабанщики. Выйдя на арену, они громко били в барабаны: «Ды-ды-ды!» (упражнение «Барабанщики»).
Затем под куполом цирка появились воздушные гимнасты. Они раскачивались, перелетали с одной трапеции на другую (упражнение «Качели» 5-6 раз).
После гимнастов выступали цирковые лошадки (упражнение «Барабанчики», «Натянем поводья», «Кучерское межгубное р-р-р»).
Очень интересным было выступление дрессированных тигров, которые сидели на высоких тумбах (широкий язык положить на нижнюю губу), качались на качелях (упражнение «Качели»). Иногда тигры сердились на дрессировщика и выгибали спины (упражнение «Киска сердиться»).
Но больше всего Язычку понравилось выступление фокусника. Придя домой, он придумал собственный фокус (упражнение «Фокус»).
История №10.
Язычок собирает грибы.
Наступила осень – пора сбора грибов. Язычок, взял большую корзину (упражнение «Чашечка»), отправился в лес. По дороге в лес он увидел ручеёк (холодная струйка воздуха «стекает» на середине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов, губы раздвинуты в улыбке упражнение «Ручеёк»).
Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке (дети подставляют ладошки под подбородок, проверить каждого ребёнка).
Язычок долго ходил по лесу, и наконец вышел на полянку. Увидел на ней много- много грибов (упражнение «Грибок»).
Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, а это мухомор…» и т. д. Язычок (то же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребёнку).
Набрав полную корзину грибов, Язычок вернулся домой.
История №11.
Язычок учиться играть на музыкальных инструментах.
Язычок любил музыку, и ему очень хотелось научиться играть на музыкальных инструментах. Он купил барабан, дудочку, гармошку.
Сначала Язычок стал брать уроки игры на барабане. Палочки звонко отбивали дробь: «Ды-ды-ды!» (упражнение «Барабанщик»).
Освоив барабан, Язычок начал учиться игре на дудочке (упражнение «Трубочка», свернуть язык трубочкой и подуть в неё).
Самым трудным оказалось научиться игре на гармошке (упражнение «Гармошка»).
Язычок очень старался, поэтому учёба его шла успешно. Скоро он смог исполнять на своих музыкальных инструментах любые мелодии (несколько раз повторить упражнение «Барабанщик», «Дудочка», «Гармошка»).
Заключение.
Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)
При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...
Комплекс артикуляционной гимнастики "Озорной язычок"
Представлен комплекс артикуляционной гимнастики...
Картотека комплекса артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшей группы (5 – 6 лет).
Задача совершенствования артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре дос...
«Сказка про весёлый язычок» Комплекс артикуляционной гимнастики
Любой из нас пришёл на свет на этот мирТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬЦель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментиро...
Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшего дошкольного возраста
Картотека. Комплекс артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект досуга по развитию речи в младшей группе с элементами артикуляционной гимнастики и рисования «Сказочное знакомство с Весёлым Язычком »
Досуг по развитию речи в младшей группе. Цель: познакомить детей с элементами артикуляционной гимнастикой....
"Комплексы артикуляционных гимнастик в стихах и историях"; "Мини - конкурсы"; "Конкурсы - выставки" учителя - логопеда во взаимодействии с семьями воспитанников.
quot;Комплексы артикуляционных гимнастик в стихах и историях" "Мини - конкурсы"; "Конкурсы - выставки"...