Использование мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР .
статья по логопедии (старшая группа)

Суцкая Татьяна Юрьевна

Правильная организация коррекционного обучения является сложным процессом. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим, поэтому применяют прием мнемотехники.Применение мнемотехники направлено на итоговое развитие речи. Благодаря этой методике, процесс запоминания, услышанной информации значительно облегчается, что происходит посредством расширения объемов памяти, за счет формирования дополнительных ассоциаций и игровой формы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники для развития связной

 речи  у детей с ОНР

 

Аннотация: В статье представлено понятие мнемотехники, ее значение в развитии связной речи детей с ОНР. Также представлены этапы и результаты применения мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР.

Ключевые слова: дошкольники, развитие речи, мнемотехника, мнемотаблицы, мнемоквадраты, мнемосхемы.

Abstract: The article presents the concept of mnemonics, its importance in the development of speech of preschool children. The stages and results of the use of mnemonics in the development of speech of preschool children are also presented. 

Key words: preschoolers, language development, mnemonics, mnemonic tables, mnemonic squares, mnemonic diagrams. 

 

Дошкольный возраст является самым благоприятным для закладывания основ грамотной, четкой, связной речи, что в свою очередь, выступает важным условием развития ребенка. Но в современных условиях богатая речь у дошкольников – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие педагоги: Р.И. Лалаева , Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Они отмечают, что для детей с ОНР характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков речи.

Правильная организация коррекционного обучения является сложным процессом. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим, поэтому применяют прием мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

В.К. Воробьева называет данную методику сенсорно-графическими схемами; Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями; В.П. Глухов – блоками-квадратами, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.

Итак, мнемотехника – это система методов и способов для развития запоминания, сохранения и воспроизведения речевой информации [2, С.35]. Применение мнемотехники направлено на итоговое развитие речи. Благодаря этой методике, процесс запоминания, услышанной информации значительно облегчается, что происходит посредством расширения объемов памяти, за счет формирования дополнительных ассоциаций и игровой формы обучения.

Мнемотехника основывается на сплетении нескольких зрительных образов и их последующей фиксации в коре головного мозга.

Воспроизведение образов осуществляется посредством ассоциативных связей, возникающих в мозгу при их упоминании.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы, представленные схемами с определенными информационными данными.  

Такие таблицы могут быть: предметными – самыми простыми для освоения; предметно-схематическими – средней сложности; схематические – самый прогрессивный уровень освоения.

В зависимости от возраста дошкольников, они могут сами принимать участие в составлении таблиц, рисуя и раскрашивая. Также в дошкольных учреждениях часто применяют алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов (рис. 1).

 

Рис. 1 Пример мнемосхемы [1, С.83]

 

Глядя на данные схемы-рисунки, дети с легкостью воспроизводят текстовую информацию. Мнемосхемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, оказывают помощь детям в выстраивании: связности, последовательности, лексико-грамматической наполняемости рассказа.

Мнемотехнику необходимо строить от простого к сложному [3, С.159]:

Результаты обучения дошкольников с использованием приемов мнемотехники представлены: увеличением у детей круга знаний об окружающем мире; появлением желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появлением у детей интереса к заучиванию стихов и потешек; повышением уровня словарного запаса; преодолением детьми робости, застенчивости, дети учатся свободно держаться перед аудиторией.

Таким образом, применение приемов мнемотехники благотворно сказывается на развитии ассоциативного мышления, воображения, визуальной памяти и восприятия, слуховой памяти и восприятия.

Но мнемотехникой не должна быть ограничена работа по развитию речи у детей дошкольного возраста. Мнемотехника – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, т.к. применение мнемотаблиц позволяет дошкольникам намного легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Параллельно с мнемотехникой необходимо проводить речевые игры, применять настольно-печатные игры, помогающие детям в обучении классификации предметов, развитии речи, зрительного восприятия, внимания, наблюдательности, и др.

 

Список литературы:

  1. Голиусова, Ю.И. Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников / Ю.И. Голиусова, Н.А. Новикова, А.А. Сидоренко, Н.А. Хламова, Р.Р. Тарунина // Молодой ученый. – 2017. – №36. – С. 83-86.
  2. Добродомова, О.С. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста / О.С. Добродомова, И.С. Моисеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №12-5. – С. 35-38.
  3. Куклина, Л.Д. Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста / Л.Д. Куклина // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: ст. в сб. международ. науч.-практ. конф.; под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. – Пенза, 2017. – С. 158-161.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для развития речи детей

В презентации предложены различные виды использования мнемотаблиц и мнемодорожек для развития речи детей. Из практики могу сказать, что данный вид деятельности очень нравится детям и помогает в работе...

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...

Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста

Материал для воспитателей дошкольных учреждений...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...