Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи «Путешествие в сказку «Зимовье зверей»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Данный конспект направлен на формирование грамматического строя речи, а так же на уточнение, расширение и активизацию словаря детей по русско-народной сказке "Зимовье зверей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krebs_ood_puteshestvie_v_skazku_zimove_zverey.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного «Путешествие в сказку «Зимовье зверей»
Цель: Развивать грамматический строй речи, активизировать словарь.
Задачи:
- Учить отвечать на вопросы по теме сказки, согласовывать прилагательные с существительными.
- Упражнять в умении образовывать существительные во множественном числе.
- Обеспечить развитие психических процессов: речь, воображение, память, мышление.
- Воспитывать желание отвечать на вопрос полным ответом.
- Демонстрационный материал: иллюстрации к сказке, наглядный материал к заданиям.
- Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Методические приёмы:
Наглядный: иллюстрации к сказке, волшебный сундучок.
Словесный: беседа, дидактические игры.
Ход занятия:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им (Здороваются с гостями).
Воспитатель: Ой, ребята, у нас появился волшебный сундучок. «Раз, два, три, Сундучок, что внутри, нам покажи!».
Воспитатель:
Воспитатель вынимает из сундучка детскую книгу.
- Кого вы видите на обложке? Дикие они или домашние? Можно ли по иллюстрации догадаться, о чем или о ком эта книга? Как называется сказка? («Зимовье зверей»). Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму).
Давайте вспомним, что произошло в лесу с домашними животными.
С чего все началось? Для чего звери решили строить зимовье? Как они его строили? Кто что делал? (Дети повторяют слова из текста:
- Бык брёвна носил, столбы тесал. ( тесал - выравнивал бревна.)
- Баран щепУ драл. (мелко колотил дерево на щепки.)
- Свинья глину месила, кирпичи делала, печку клала. (строила)
- Кот мох таскал, стены конопатил. (растение, растущее в сырых местах, закрывал щели в стенах.)
- Петух крышу клал. (закрывал )
Рассмотрим иллюстрацию, как они зимовали.
(Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье (подвал, помещение под полом) , кот на печи спит, петух под потолком на жёрдочке (перекладина для сидения птицы; насест) пристроился).
Что случилось однажды? (Бродили (тихо ходили) по лесу голодные волки, самый смелый вошёл в зимовье) . Как звери себя вели?
( Баран забился в угол, заблеял. Петух крыльями захлопал. Кот зафыркал, замяукал. Бык ударил волка рогами в бок. Свинья закричала: Кого тут съесть? ) Что зверям помогло спастись? (волк испугался и убежал)
Обрадовались звери, что все благополучно закончилось.
Физминутка:
Ребята, а легко ли было животным строить Зимовье? Поможем им. Встанем в круг.
И мы станем брёвна носить, - идут медленным шагом
Столбы тесать, - скользящие движения ладонями
Столбы тесать, - стучат кулачками друг о друга
Глину месить, - ногами переступают
Кирпичи делать, - показывают прямоугольник
Печку класть, - кладут один на другой
Мох таскать, - наклоняются, рвут мох
Стены конопатить, - затыкают щели
Крышу класть, - делают руками крышу над головой.
Воспитатель: Отдохнули, присядьте на банкетки. А сейчас мы подберём признаки к героям сказки «Зимовье зверей»…
Дидактическая игра «Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Бык – какой? – большой, рогатый, сильный
Петух – какой? – маленький, разноцветный, голосистый…
Свинья – какая? – толстая, ленивая, грязная, розовая…
Кот - какой? – маленький, пушистый, ловкий…
Баран - какой? – кудрявый, крупный, рогатый….
Волки – какие? – серые, злые, зубастые, голодные…
Зимовье – какое? – крепкое, тёплое, большое, просторное, уютное…
Воспитатель: Теперь расскажите мне, что делают герои сказки «Зимовье зверей...?
Дидактическая игра «Кто, что умеет делать?»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Методика проведения: воспитатель показывает(называет) животного, а ребёнок говорит, что оно любит делать, как кричит.
Например: Бык –мычит, жуёт траву, пасётся на лугу, брёвна носит… Петух – кукарекает, клюёт зерно, рано встаёт, всех будит, крышу кроет…. Баран – блеет, щепу дерёт, траву жуёт… Свинья – хрюкает, глину месит, жёлуди роет… Кот – мяукает, стены конопатит, мышей ловит…Волки – воют, по лесу бродят, испугались…
Воспитатель: А сейчас поиграем. Становитесь в круг.
Дидактическая игра «Один – много »
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Оборудование: мяч.
Методика проведения. Воспитатель называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч.
Бык – быки… Свинья – свиньи… Петух – петухи… кот - коты…. Баран – бараны… волк – волки….
Воспитатель: Отдохнули, присаживайтесь на банкетки. Теперь сравним по размеру героев сказки «Зимовье зверей».
Игра «Большой- маленький»
Бык и кот, свинья и петух, кот и баран, петух и бык, волк и кот (бык большой, а кот маленький и т.д.)
Итог занятия( Рефлексия):
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (Вспоминали сказку «Зимовье зверей», помогали зверям строить жилище, называли признаки животных, вспоминали кто, что делает). Что вам больше всего понравилось?
Подойдите к доске и покажите, если вам понравилось, как вы отвечали на занятии, то прикрепите полоску к весёлому лицу, если нет – то, к грустному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи, через использование сказки "Маша и медведь"
Данный конспект поможет:- развить нравственно-этический словарь детей;-активизировать словарь по темам: «Посуда», «Ягоды»;- отработать грамматические категории (уменьшительно-л...
Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»
Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...
Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»
Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...
Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»
Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...
Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»
Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...
Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»
Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...
Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»
Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...