В поисках … клада!
план-конспект занятия по логопедии
систематизировать знания, умения и навыки детей 6-7 лет с нарушениями речи о видах, частях транспорта через дидактические игры и составление рассказа-описания по алгоритму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_poiskah_._klada.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
для детей 6-7 лет с нарушениями речи
В поисках … клада!
Дети отправляются в путешествие согласно карте. Решая проблемные ситуации, они закрепляют лексический материал по теме транспорт.
Ведущая образовательная область:
Речевое развитие
Сопутствующие образовательные области:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Цель: систематизировать знания, умения и навыки детей 6-7 лет с нарушениями речи о видах, частях транспорта через дидактические игры и составление рассказа-описания по алгоритму.
Коррекционно-образовательные задачи:
обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;
активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
закреплять умение составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;
закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
закреплять умение образовывать существительные множественного числа;
закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта;
закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, слогового анализа;
стимулировать развитие общей и мелкой моторики;
стимулировать развитие зрительного, слухового внимания, памяти, логического мышления.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать коммуникативные навыки (договариваться друг с другом);
воспитывать уважение к труду водителя;
воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу.
Оборудование:
мультимедийное сопровождение;
2 мольберта;
презентация физминутки;
магниты;
указка.
Материалы:
Карта путешествия, с обозначенным местом клада;
фигурные карточки с заданиями;
«волшебный слоговой поезд»;
корзины с условным обозначением видов транспорта;
предметные картинки;
картинки с изображением разных видов транспорта;
бумажные салфетки;
сундук;
«водительское удостоверение» на каждого ребенка.
Предварительная работа: работа воспитателя в группе по плану тематической недели «Транспорт».
Планируемые результаты:
Знать:
виды транспорта, части транспорта;
названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта;
материалы, которые используются при изготовлении транспорта.
Уметь:
уметь согласовывать прилагательные с существительными;
уметь составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;
уметь четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
уметь образовывать существительные множественного числа;
уметь составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему.
Владеть:
активным словарным запасом по теме «Транспорт»;
навыками операций обобщения, классификации, слогового анализа;
коммуникативными навыками (договариваться друг с другом).
Ход НОД:
Этапы НОД | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I. Организационный момент 2 минуты | - Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. (показываю конверт) - Но это необычное письмо (разворачиваю письмо). - Да, ребята, это карта, где обозначено место «Клада»!? - Ребята, что еще изображено на карте? - Эти фигуры скрывают в себе много интересных приключений, которые помогут нам с вами добраться до клада. Вы согласны совершить это увлекательное путешествие? - Тогда в путь ребята! | - Это карта! - На карте изображены фигуры разного цвета. - Да! |
II. Введение в тему 3 минуты | - Загудел паровоз и картинки нам привез. (Запись гудка поезда) - Ребята, сначала – назовите свою картинку и посчитайте количество слогов в названии этой картинки; потом – определите в каком вагончике нашего поезда она может расположиться (с одним окошком – 1 слог; 2 окошка – 2 слога; 3 окошка – 3 слога; 4 окошка – 4 слога): трактор, самолет, поезд, автобус, велосипед, корабль, мотоцикл, вертолет, лодка, самокат, теплоход, кран. - Ребята, назовите одним словом, предметы которые мы с Вами делили на слоги? Молодцы! - Ребята, скажите, какие виды транспорта существуют? - Верно, ребята, транспорт бывает наземным, водным и воздушным, легковым, грузовым, специальным, железнодорожным, пассажирским. | Дети по одному подходят к доске произносят слово, определяют количество слогов и крепят на магниты картинки. Далее дети образуют круг перед доской. - Транспорт! - Транспорт бывает наземным, водным и воздушным, легковой, грузовой, специальный, железнодорожный. |
III. Основная часть 21 минута 1. Дидактическая игра «Разложи-ка!?» 2. Дидактическая игра «Дружит или не дружит» | - И вот наше первое препятствие на пути к КЛАДУ. - Ребята, посмотрите на фигуру и скажите, на каком природном объекте мы будем преодолевать наше препятствие. (зачитываю задание с карточки – КРУГ) - Ребята, перед вами корзины с условным обозначением видов транспорта: синий – цвет воды – водный; коричневый – цвет земли – наземный; белый – как невидимый воздух – воздушный. - Ваша задача, разложить картинки в соответствующие лотки. - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А скажите, какой транспорт мы еще не назвали? (На экране, появляется картинка метро) - К какому виду транспорта относится метро? - Молодцы, Вы назвали все виды транспорта правильно! Продолжим наш путь на метро до следующего приключения! - И вот мы у следующего препятствия. Что это? (показываю картинку – эскалатора) - Нам надо подняться наверх по эскалатору. Логопед обращает внимание детей на экран. На экране по три картинки. Педагог читает задание со следующей карточки-фигуры. (показываю следующую фигуру – КВАДРАТ) Автомобиль «дружит» с автобусом или глобусом? Самолет «дружит» с ракетой или котлетой? Трамвай «дружит» с поездом или домом? Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной? Корабль «дружит» с лодкой или ложкой? - Какие вы молодцы! И здесь вы справились с препятствием! | - Мы будем преодолевать наше препятствие на озере. Дети раскладывают картинки по лоткам. - Мы не назвали метро. - Метро относится к подземному виду транспорта. - Это эскалатор. Дети должны сказать правильно и аргументировать свой ответ. Лишняя картинка исчезает с экрана. |
3. Дидактическая игра «Одно слово на двоих» | - Отправляемся дальше. И вот мы у следующего препятствия. (обвожу следующую фигуру – ОВАЛ) - Какой природный объект изображен на овале? - Правильно, мы будем преодолевать препятствие в болоте! - Посмотрите на экран, что вы видите? - Правильно это хвосты, эти предметы имеют одно название, но разное значение. Как вы думаете для чего лисе и самолету хвост? - Как вы думаете для чего крыло самолету? Крыло птице? - Как вы думаете для чего нос теплоходу? Нос волку? Нос человеку? | - На овале изображено болото! - Хвост самолета и лисий хвост - Лисе нужен хвост, чтобы следы заметать, а самолету чтобы удерживать самолет в воздухе. - Самолету крылья нужны, чтобы совершить подъем в воздух и приземлиться. А птице, чтобы перелетать с места на место. - Теплоходу нос нужен, чтобы рассекать волны и продвигаться по воде. Волку нос чтобы чуять добычу на далеком расстоянии. Нос человеку чтобы вдыхать воздух. |
4. Упражнение «Из чего-какой?». Закончи предложения. | - Слоги слово загадали? Сложите слово из слогов и получите ответ, на чем продолжим наше путешествие? (БУС, ТО, АВ) - Молодцы, ребята! Мы отправляемся на автобусе до очередного препятствия! (обвожу следующую фигуру – ПРЯМОУГОЛЬНИК) - Ребята, где мы будем преодолевать препятствие? (показываю карточку с картинкой леса) - Дверца из металла (какая?) - Руль из пластмассы (какой?) - Сиденье, обшитое кожей (какое?) - Колесо из резины (какое?) - Молодцы! Вы отлично справились с препятствием. Но не теряем времени, отправляемся дальше. (провожу указкой по пути следования и обвожу следующую фигуру – ТРЕУГОЛЬНИК) | - Ав-то-бус! - Мы будем преодолевать препятствие в лесу! - Дверь металлическая. - Руль пластмассовый. - Сиденье кожаное. - Колесо резиновое. Дети встают около логопеда полукругом. |
5. Упражнение «Что на что похоже?» (на мольбертах размещены две группы картинок). | - Ребята, посмотрите на фигуру, на какой природный объект она похожа? - Правильно! Наше следующие препятствие – это горы! - Ребята, вот два мольберта как две горы! На одной «горе» обычные предметные картинки, а на второй «горе» - картинки транспорта и его частей. - Вам, ребята, надо сравнить эти предметы. Что на что похоже? Первая группа: экскаватор, трактор, руль, самолет, автомобиль, подъемный кран. Вторая группа: жираф, баранка, птица, крот, жук, конь. - Ребята, вы должны подумать и сказать, что на что похоже. Выберите предмет из первой группы картинок и сравните его с предметом из второй группы картинок и объясните, почему вы так думаете. - Молодцы, ребята! Вы устали? - Мы немного отдохнем и опять играть пойдем! | - Треугольник похож на гору! - Руль круглый, как баранка. - Самолет похож на птицу, потому что он тоже имеет крылья, нос, хвост и летает. - Экскаватор похож на крота, потому что он роет землю. - Автомобиль похож на жука формой, оба двигаются и гудят. - Трактор и конь пашут землю. - Подъемный кран похож на жирафа, потому что он тоже высокий и большой. - Да! |
IV. Физкультминутка «Шофёр» 1 минута Отдельная презентация | Едем, едем на машине, Нажимаем на педаль, Газ включаем, выключаем, Смотрим пристально мы вдаль. Дворники счищают капли: Влево, вправо - чистота. Волосы ерошит ветер. Мы шоферы хоть куда! | движения рулем сгибать и вытягивать ногу тянуть «рычаг» к себе, от себя ладонь ко лбу руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо шевелить пальцами поднять большой палец |
Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса» 1 минута | Подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания. | Дети дуют на салфетки. |
III. Основная часть (Продолжение) 6. Дидактическое упражнение «Придумай новые слова» | - Загадка по мнемотаблице: Бежит, гудит. - Молодцы! Дальше мы отправляемся на автомобиле! - И вот мы у следующего препятствия. (обвожу следующую фигуру – РОМБ) - Где мы будем преодолевать препятствие? - Совершенно верно – это пустыня. - А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». - А как мы будем «ЕХАТЬ», нам помогут схемы «коротких слов» (предлогов). - Итак, карточку подставляй и -новое слово называй! | - Автомобиль! - Мы будем преодолевать препятствие в пустыне! Дети заводят моторчики. Дети подставляют название карточки предлога к слову ЕХАТЬ и называют новое слово: В – ЕХАТЬ; НА – ЕХАТЬ; ПОД – ЕХАТЬ; У – ЕХАТЬ; ПО – ЕХАТЬ; ОТ – ЕХАТЬ; ЗА – ЕХАТЬ; С – ЕХАТЬ. |
7. Дидактическая игра «Узнай по контуру» | - Молодцы! Отправляемся дальше по нашему пути к КЛАДУ. (провожу указкой по пути следования и обвожу следующую фигуру – МНОГОУГОЛЬНИК). - Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. А кто знает, что такое автомагазин? (Наложенные один на другой контуры транспорта). - В автомагазине продаётся множество разнообразных автомобилей. Нужно назвать по контуру автомобиль и сказать, для чего он нужен. (Составление предложения с союзом чтобы). - Молодцы, это было очень сложное препятствие! Но вы с ним справились! И продолжаем наше путешествие. До КЛАДА осталось совсем коротенькое расстояние! (провожу указкой по пути следования и обвожу следующую фигуру – ТРАПЕЦИЯ) | - Автомагазин - это магазин, где продаются машины. Дети составляют предложения с союзом чтобы. |
8. Дидактическая игра «Кто чем управляет?» | - Ребята, посмотрите на фигуру, скажите через что мы будем преодолевать препятствие? - Ответьте мне, ребята! Весь транспорт движется САМ? На экране появляется картинка транспорта. А когда дети назовут профессию появляется соответствующая картинка - Ребята, скажите, кто управляет автомобилем? (самолетом, поездом, кораблем, мотоциклом, вертолетом, велосипедом). - Вы, ребята, молодцы! Точно знаете, кто каким транспортом управляет. - Итак, вот наше место КЛАДа! (показываю сундучок) - Но он закрыт!? Что бы нам его открыть мы с вами должны выполнить последнее препятствие! | - Мы будем преодолевать препятствие через мост! - Нет! Люди им управляют. - Автомобилем управляет водитель. (самолетом - пилот, поездом – машинист, кораблем – капитан, мотоциклом – мотоциклист, вертолет – летчик, велосипедом - велосипедист). |
9. Упражнение «Расскажи-ка». Рассказывание по опорной схеме | - Мы с вами в автосалоне, вам необходимо купить транспорт. - Для этого вам нужно объединиться в пары, выбрать понравившийся автомобиль. И рассказать о ней по опорной схеме на экране. - Молодцы! Вы справились со всеми задания и имеете полное право получить КЛАД! | Дети по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме и «покупают машину». Дети открывают КЛАД – сундук. Заглядывают внутрь. |
V. Итог 1 минута | - Вы вознаграждены за свои старания и успехи в преодолении препятствий – это водительские удостоверения! - Теперь Вы настоящие водители! - Ребята, вы все хорошо знаете, какие бывают виды транспорта, для чего самолету хвост, из чего двери в автомобиле и много всего другого про транспорт! - Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Максим, Никита знают, что транспорт бывает наземным, водным и воздушным и т.д. - Правильными, интересными были ответы на вопросы у Софии, Алексея, Фирдавса. - Костя знает, что такое автомагазин и был там с папой. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны друг к другу. | Дети получают «водительские удостоверения». Дети рассматривают «водительские удостоверения» и слушают педагога. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математический досуг "В поисках клада"
Досуг для старшей группы с участием родителей....
Поиски клада
Комплексное итоговое занятие в средней группе...
Поиски клада.
Весёлое летнее развлечение,которое легко организовать и провести,опираясь на возможности территории детского сада....
Сценарий спортивного праздника " На поиски клада"
Данный сценарий спортивного праздника, был приурочен ко Дню Здоровья. Праздник проводился на улице. Задействованы были все группы детского сада....
Спортивно - интеллектуальный праздник "В поисках клада."
В основу состязаний положена сюжетная линия о таинственном кладе. Все дети знат , что клад точно где-то есть, и его поиски превращаются в увлекательную игру. Этот праздник включает в себя не только сп...
Конспект занятия "В поисках клада"
Программное содержание:Образовательные задачи: напомнить способы образования чисел три и четыре; закреплять навыки счета и отсчета предметов; упражнять в сравнении предметов по длине и ширине;Во...
"В поисках клада"
План-конспект непосредственно образовательной деятельности, форма математическое путешествие....