Родительское собрание в старшей логопедической группе
материал по логопедии (старшая группа)

Хомяк Татьяна Владимировна

Родительское собрание в старшей логопедической группе (начало года)

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Добрый вечер, уважаемые родители. Меня зовут Татьяна  Владимировна. Я  учитель – логопед данной группы.      

         Вы все, наверняка, знаете, чем занимается учитель - логопед. Это специалист, который занимается коррекцией речи.        

         Сейчас я вам вкратце расскажу, что должны знать и уметь дети к 5 годам.      

          К 5 годам дети должны свободно пользоваться развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Иметь достаточный словарный запас, владеть навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение.

         Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

         Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:

- коррекция звукопроизношения;
- формирование грамотной, выразительной речи;
- обучение чтению;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, обучению грамоте;
- индивидуальный подход к ребенку;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.                                                                                                                                                    

В первые две недели сентября проводилось обследование речи  детей. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования занесены в речевые карты детей.

Обследование речи выявило следующее:
Нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р).

Общим для всех детей группы является нарушение, называющееся общее недоразвитие речи, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны, лексики (бедный словарный запас), грамматики (несформированность грамматического строя речи), связной речи (неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями).

- Обобщающие слова не используют в речи

Мебель (комната, гостиная)

- Не знают названия частей предметов:

Ножки (палочки), сиденье (чтобы сидеть)

- Дети с трудом могут подобрать нужное слово:

Лимон какой? – большой

Лиса какая? – оранжевая

- Не называют правильно слова с противоположным значением

Высокий - маленький, длинный - не длинный

Не называют действия: лает (гавкает), мычит (му)

Не согласуют прилагательные с существительными в роде, числе, падеже: желты мяч, сини автобус..

Допускают ошибки в использовании предлогов:

Девочка мечтает от кукле.

Допускают ошибки в образовании притяжательных прилагательных: белкин хвост (Беличий)

- в образовании относительных прилагательныхсливный сок

множественного числа

- Трудности при пересказе сказки, составлении рассказа по серии картин, сюжетной картинке.

           В логопедических группах коррекционная работа проводится ежедневно: в групповой работе, подгрупповой и индивидуальной.

Каждую неделю новая лексическая тема.

На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

а) по расширению и активизации словаря детей;

Огурец какой? – зеленый, длинный, хрустящий, пупырчатый, шершавый, полезный, сочный…
б) по отработке правильного употребления грамматических категорий

- образование множественного числа существительных

Игра «Один – много»

Например: огурец - огурцы, стол – столы, ухо – уши, дом – дома.

- образование сущ с ум-ласкат суффиксами

Игра «Назови ласково»

Стул – стульчик, хвост-хвостик, кукла-куколка, куб-кубик.

согласование существительных с числительными

Игра «Посчитай»

1 лист, 2 листа, 3 листа, 4 листа, 5 листьев

Занятия по развитию связной речи

Дети будут учиться:

- пересказывать короткие сказки;

- составлять рассказ по картинке или серии картинок с опорой на схему.

- отгадывать и заучивать загадки.

Занятие по обучению грамоте

На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки.

Буквы называем не «Бэ, ВЭ, Пэ…», а «Б, В, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению.

Мы учим детей выделять звуки на слух из слов в разных позициях: в начале, середине и в конце слов.

Например: Выделение звука «а» в словах:

Аист – мы слышим звук «а» в начале слова

мука – мы слышим звук «а» в конце слова

лак – мы слышим звук «а» в середине слова

Развивать навык звукового анализа и синтеза слов.

Индивидуальные занятия 

 Индивидуальная работа проводится в следующих направлениях:

проверка домашних заданий;
развитие фонематического слуха
- дыхательные упражнения

артикуляционные упражнения

Для правильного произношения звуков, язык, губы, зубы должны находится в определенном положении, необходима тренировка органов артикуляционного аппарата.

коррекция звукопроизношения, включающая

постановку звука;

автоматизацию правильного произношения звука в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, связной речи;

дифференциацию от близких по звучанию звуков.

- слоговая структура слова

развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
Игра «Четвертый лишний» (выделение лишнего предмета из группы предметов)

Например: Яблоко, груша, огурец, лимон. Какой предмет лишний?

- огурец. Почему?

- Яблоко, груша и лимон это фрукты, а огурец овощ.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль.

Взаимосвязь логопеда с родителями осуществляется через тетрадь. Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- Логопедическая тетрадь – это документ. Обращаться с ней следует аккуратно.

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

- задания на развитие мелкой моторики рук (печатать, раскрасить, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

- ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание.

- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания;

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, не исправлять речь, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной.

Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. Обсудите прочитанное.

На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Удачи, успехов в совместной работе наших любимых детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей логопедической группе

Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи....

Родительское собрание в старшей логопедической группе.Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Время проведения: I период обучения, октябрь.План проведения:1. Что такое «логопедия...

Родительское собрание в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».

Родительское собрание  в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Время проведения: II период обучения, февраль.План:1....

Цикл логопедических выступлений на родительских собраниях в старшей логопедической группе.

Родительское собрание № 1.Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».Родительское собрание № 2.Тема: «Логопеди...

Родительское собрание в старшей логопедической группе «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Дорогие родители!Я поздравляю всех с началом учебного года, теперь мы старшая логопедическая группа. У нас изменился режим дня, время проведения и количество занятий в день. Чтобы образовательный проц...

Родительское собрание в старшей логопедической группе. Тема:" Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"

Цель: Познакомить родителей  с возрастными особенностями детей старшей группы.Задачи:Формирование у родителей практических умений взаимодействия с детьмиРазвивать интерес к познанию своего ребёнк...