Многофункциональное настольное логопедическое пособие «Домик знаний»
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Это авторское пособие используем для индивидуальной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и ограниченными возможностями здоровья. Данное пособие "Домик знаний" предназначено для автоматизации и дифференциации звуков, а так же развивает фонематическое восприятие, мелкую моторику и высшие психические функции. Благодаря ему у детей повышается мотивация и интерес к логопедическим занятиям, усидчивость, работоспособность, самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 651.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Многофункциональное настольное логопедическое пособие «Домик знаний»
Авторы: Корчукова Л.Ф., Минина Ю.В.
Не секрет, что в настоящее время увеличивается число детей, дошкольного возраст, имеющих отклонения в речевом развитии. Негативные изменения показателей происходит как в качественном, так и количественном плане: с каждым годом дефекты речи становятся все сложнее, приобретают комбинированные формы.
Дети с задержкой речи и тяжелыми речевыми нарушениями нуждаются в регулярном и более длительном логопедическом воздействии. Практика же показывает, что многократные повторения одного и того жен материала утомляют не только ребенка, но и взрослого.
В то же время без дублирования, повторений, особенно на этапе автоматизации звука, логопедическая работа затягивается на несколько месяцев, а то и лет. Учителям-логопедам приходится придумывать , как и какими средствами разнообразить занятия, чтобы отработанный материал не наскучил ребенку, был для него интересен. Положительная мотивация может возникнуть под влиянием новых методов, приемов, материалов. Новизна – побудитель динамики, способ повышения эффективности коррекционной работы.
Поэтому мы придумали и сделали многофункциональное пособие «Домик знаний», которое помогает в коррекционной работе.
Пособие представляет собой объемный (30х50 см) деревянный дом.
Используется домик знаний по-разному.
Например, сегодня возле домика ребенок встречает герой (Незнайка, гномик и др.), двери дома закрыты на замочек. Создается проблема, построенная на любопытстве ребенка: чтобы открыть замок, нужно что-то сделать. Например, Незнайка просит с ним поиграть ( выполнить массаж пальцев и кистей рук; с этой целью на балконе лежит Су - Джоки; можно положить грецкие орехи, шишки). Логопед говорит сначала сам, а по мере выучивания слов - вместе с ребенком(детьми):
Чтобы четко говорить
Надо с пальцами дружить.
Выполняется игра с Су- Джок- шарами. Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Незнайка предлагает ребенку помочь ему правильно произнести звук (С).
Чтобы звуки повторять,
Надо язычок размять.
На железной крыше домика крепиться картинка с артикуляционными упражнениями (для звука С) и зеркало для контроля.
На стене натянуты лески, прищепками на прикреплены картинки с автоматизируемым звуком. Также с помощью прищепок ребенок может определить количество слогов в слове.
Для упражнений на дыхание развешиваются на эту леску легкие предметы (пенопластовые шарики, снежинки, новогодний дождик и т.п.). ребенку говорим: «Подуй на дымок» ( в разное время года меняем дыхательные тренажеры). Цель: выработка сильной воздушной плавной струи.
Воздушная струйка озорница,
Фокус делать мастерица.
На другой стороне дома на фронтоне расположены счеты из бусин разного размера для согласования числительных с существительными в игре «Посчитай до 5, 7 и т.д.)
Ниже на железной стене домика ребенку предлагаются игры на автоматизацию и дифференциацию звуков «Фоторгаф», «Эхо», «Лабиринт» и т.д. интересно проходят игры на согласование местоимений с существительными: «Мой, моя, мое», «Жадина». Картинки берутся одной лексической темы или разных.
Развиваем у детей осознанное восприятие гласных, твердых и мягких согласных звуков, учим детей правильно употреблять термины «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», развиваем фонематический слух. Учим детей определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание, используем при этом звуковые схемы. Для этого предлагаем игры «Подарки», «Наряди елочку», «В гости к Биму и Бому».
Побуждаем ребенка к развернутым, последовательным высказываниям, развиваем логику, мышление, воображение при составление рассказов «Что было сначала, что потом?, «Расскажи историю в картинках».
В игре «Волшебная палочка» учим ребенка изменять название предметов по образцу: «Назови ласково», «Один много».
На крыше домика расположен математический планшет, который дает ребенку возможность на чувственном опыте освоить некоторые базовые математические понятия. В частности, планиметрии и геометрии: периметр, площадь, геометрические фигуры и т.д. происходит развитие индуктивного дедуктивного мышления, формирование представлений о симметрии, конгруэнтности, трансформации размера, формы, т.е. планшет – «два в одном»: расширяет обучающие возможности, знакомит с частями, делением целого на части. С помощью цветных резинок(которые лежат в трубе дома) ребенок делает схему предмета (деление целого на части, дом, ракета, буквы, цифры и т.д.).
Там же находится танграм-старинна китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. Известно около семи тысяч различных комбинаций. Из разрезанных на 7 кусочков одного квадрата можно собирать разнообразные силуэты людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, а также можно научиться выкладывать цифры, буквы и др. игра способствует развитию у детей умение играть по правилам и выполнять инструкции, активизации наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимание цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Базовым элементом танграма является тан. Минимальное количество базовых фигур, равное семи, приводит к гениальной простоте комбинаций.
Правила: Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметов силуэтов. Все собираемые фигуры должны иметь равную площадь, т.к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следует что:
- В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов;
- При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга т.е. располагаться только в одной плоскости;
- Элементы фигур должны примыкать один к другому.
«Домик знаний» позволяет выполнять игры и упражнения с цветными счетными палочками.
Для этого на железной стене размещается картинка с изображением собираемого предмета. Палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. А также позволяют закрепить предоставления о пространстве, геометрических фигур, овладеть конструктивными навыками, знакомят ребенка с понятием «симметрия».
В конце занятия ребенок открывает ключом дверь дома, и получает подарок (картинку, наклейку или сладкий приз).
Данное пособие позволяет учителю-логопеду решать ряд задач:
- автоматизировать поставленные звуки;
- дифференцировать звуки: гласныей-согласый; твердый-мягкий, звонкий-глухой;
- определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- согласовывать местоимения с существительными: мой, моя, моё, мои;
- согласовывать числительные с существительными;
- закреплять употребление существительных в единственном и множественном числе;
- образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
- развивать мелкую моторику пальцев, глазомер;
- Развивать высшие психические функции.
Благодаря пособию «Домик знаний» у детей повысилась мотивация и интерес к логопедическим занятиям, усидчивость, работоспособность, самостоятельность. Ребёнок постоянно находится в движении- при выполнении различных заданий он не сидит, а двигается вокруг «Домика знаний», активно действует руками, контролирует себя. Это пособие используем для индивидуальной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и ограниченными возможностями здоровья. Пособие придумано нами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-881725-1485091566.jpg)
Многофункциональное пособие «Домик с разноцветными окошками»
Многофункциональное пособие: «Домик с разноцветными окошками» Цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребёнка, через развитие мелкой моторики и координацию движения рук....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-425955-1395826374.png)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/15/picture-994672-1557910172.jpg)
Многофункциональное пособие "Домик для дружных соседей"
Дидактическая игра является ведущим методом обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. она соответствует их возрастным и психологическим особенностям. Это, прежде всего - обучающ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/16/picture-1163901-1568649101.png)
Многофункциональное игровое дидактическое пособие-макет «Волшебный домик куклы Кати»
Домик– это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющий решать задачи развития ребёнка. Пособие направлено на решение одновременно нескольких задач, может быть использовано д...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/24/picture-1281971-1603556169.jpg)
Многофункциональное дидактическое логопедическое пособие «Логошарик».
Многофункциональное дидактическое логопедическое пособие «Логошарик» используется как для профилактики речевых нарушений, так и для коррекции звукопроизношени...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/17/picture-1279388-1602946192.jpg)
Мастер – класс для педагогов по проблемам развития речи дошкольников. Тема: Многофункциональное дидактическое пособие «Домик Всезнайки»»
Данный материал способствует пополнению практических знаний педагогов о речевом развитии детей дошкольного возраста и возможности применения их на практике; создает условия для плодотворног...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/02/picture-1253908-1591131265.jpg)
Дидактическое многофункциональное логопедическое пособие «Домик»
Одним из пособий, которое может помочь в логопедической работе, считаю «Домики». Данное пособие позволяет решить ряд насущных задач стоящих пред учителем-логопедом. Пособие многофункционал...