Речевые игры для развития грамматического строя речи у детей с ТНР по теме Деревья и кустарники.
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа)

Наталья Тимофеева

Игры можно использовать на подгрупповых занятиях, награждая тех, кто дал больше правильных ответов, а также на индивидуальных занятиях, используя мяч. Во время индивидуальных занятий логопед задаёт вопрос и кидает ребёнку мяч, ребёнок отвечает и кидает мяч обратно логопеду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry_po_teme_derevya_i_kusty_dlya_publikatsii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры по теме Деревья и кусты.

Существительные: дерево, куст, растение, береза, тополь, рябина, сосна, ель, осина, дуб, клен, липа,  шиповник,  малина, сирень, шипы, гроздья, ягоды, почки, ветки, ствол, листья,  крона, верхушка, кора, корни, шишки, желуди,  хвоя, плоды, семена, пень.

Глаголы: растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

Прилагательные: хвойные, лиственные, белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый,  зрелые,  твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

Игра «Возле дома и в лесу».

Логопед: «Возле дома растёт клён, а в лесу растут …?», ребёнок: « В лесу растут клёны».

Берёза- берёзы, тополь- тополя, рябина- рябины, сосна- сосны, ель- ели, осина- осины, дуб- дубы, липа- липы, шишка- шишки, желудь- желуди, крона- кроны, иголка- иголки, пень- пни.

Игра «Один - много».

Клён- много клёнов, берёза- много берёз, тополь- много тополей, рябина- много рябин, липа- много лип, сосна- много сосен, ель- много елей, осина- много осин, дуб- много дубов, шишка- много шишек, желудь- много желудей, крона- много крон, иголка- много иголок, пень- много пней.

Игра « Есть или нет?»

Логопед: «Возле дома есть клён?», ребёнок: « Нет клёна».

Берёза- нет берёзы, тополь- нет тополя, рябина- нет рябины, сосна- нет сосны, ель- нет ели, осина- нет осины, дуб- нет дуба, липа- нет липы, сирень- нет сирени, малина- нет малины, шиповник- нет шиповника, шишка- нет шишки, желудь- нет желудя, крона- нет кроны, иголка- нет иголки, пень- нет пня.

Игра « Сосчитай-ка!».

Один клён, два клёна, три клёна, четыре клёна, пять клёнов.

Одна берёза, две берёзы, …, пять берёз

Один тополь, два тополя,…, пять тополей.

Одна рябина, две рябины, …, пять рябин.

Одна сосна, две сосны,…, пять сосен.

Один дуб, два дуба, …, пять дубов.

Один пень, два пня, …, пять пней.

Игра «Какой листок?»

Лист березы – березовый, лист клёна- кленовый, лист рябины – рябиновый, лист осины – осиновый, лист дуба — дубовый, лист липы- липовый,  лист сирени- сиреневый, лист малины- малиновый, иголка ели — еловая, иголка сосны — сосновая

Игра «Назови ласково».

Берёза- берёзка,  рябина- рябинка, осина- осинка, дуб- дубок, сосна- сосенка, дерево- деревце, куст- кустик, шишка- шишечка, ветка- веточка, корни- корешки, пень- пенёк.

Игра «Какой, какая, какое?»

Ель (какая?)- стройная, зеленая, колючая, хвойная.

Дуб (какой?)- могучий, развесистый, крепкий.

Берёза (какая?)-стройная, высокая, кудрявая, белая.

Игра «Чьи плоды?»

Закончи предложение.

Жёлуди растут на … дубе; гроздья рябины растут на … рябине; яблоки растут на … яблоне;

круглая шишка на … сосне; длинная шишка на … ели, ягоды шиповника на … шиповнике, берёзовые серёжки на … берёзе, семена клёна … на клёне.

Игра «Скажи наоборот».

Сосна высокая, а рябина   низкая.

У сосны иглы длинные, а у ели…(короткие)

У клена листья большие, а у березы…(маленькие)

У дуба ствол толстый, а у березы …(тонкий)

У березы ствол светлый, а у клена (темный)

Игра «Четвёртый лишний»

Клен, рябина, ель, тюльпан;

береза, дуб, шиповник, тополь;

яблоня, шиповник, черемуха, рябина;

осина, липа, дуб, ель;

сосна, тополь, рябина, ива;

шиповник, сирень, клён, малина;

ель, дуб, осина, тополь.

Игра «Какие бывают леса?»
Если в лесу растут сосны и ели, то это лес какой?  Хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то это какой лес?  Лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то это какой лес? Смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это какая роща? Берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это какая роща? Дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это какая роща?  Кленовая роща.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Транспорт»

Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Транспорт» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Для проведения необ...

Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возр...

Игры по развитию грамматического строя речи у детей средней группы

Представлены игры и рекомендации по развитию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста...

Словесные игры для развития грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста .

Консультация  для  родителей  по  теме:  " Словесные  игры  для  развития  грамматического  строя  речи  детей  старшего  дошкольн...

Методическая копилка "Дидактические игры на развитие грамматического строя речи у детей 4-7лет"

Методическая копилка "Дидактические игры на развитие грамматического строя речи у детей 4-7лет"...