Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Все мы хотим слышать правильную чистую речь наших воспитанников. Для того, чтобы формировать правильное звукопроизношение у детей, начиная с младших групп, нам необходимо тренировать мышцы языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста
Все мы хотим слышать правильную чистую речь наших воспитанников. Для того, чтобы формировать правильное звукопроизношение у детей, начиная с младших групп, нам необходимо тренировать мышцы языка.
Язык — это мышечный орган, который состоит из 16 мышц, покрытых слизистой оболочкой, всю его толщу пронизывают кровеносные сосуды.
Когда человек спит, его язык всё равно находится в постоянном движении. Язык новорожденного ребенка расположен прямо на плоскости рта и напоминает лопатку. Но, постепенно, в процессе сосания, глотания, крика, гуления, лепета, мышцы языка начинают укрепляться.
Когда малышу вводят первый прикорм, пищу более густую, чем молоко, тогда ребенок начинает активно сглатывать, укрепляется небно-глоточное кольцо. Язык ребенка уходит в полость рта и занимает там привычное для нас физиологическое положение: край языка находится за нижними зубами, а тело языка прижимается к небу. Благодаря этому, в речи ребенка появляются первые слова, и речь начинает активно развиваться.
Язык, губы, зубы, гортань, голосовые связки – создают наш артикуляционный аппарат, с помощью которого мы говорим.
Центр управления речью находится в коре головного мозга в центре Брока, а за восприятие речи на слух отвечает центр Вернике. Центр Брока также управляет всеми моторными процессами: общей, мелкой моторикой, и речью. Вот почему, если у ребенка сильно нарушена речь, то, как правило, страдает и координация движений, и имеются нарушения моторики пальцев рук. Поговорим о тренировке мышц артикуляционного аппарата. Для этого существует артикуляционная гимнастика.
Комплекс упражнений по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата.
Цель — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Важно помнить о том, что артикуляционная гимнастика является довольно-таки трудным видом деятельности, поэтому проводить ее лучше в форме игры, либо сопровождая каждое упражнение показом специальных картинок, чтением стихов.
Для щёк:
- Надувание обеих щек одновременно.
- Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
- Набрать воздух в щеки. Перекатывать воздух из одной щеки в другую.
- Набрать воздух в щеки. Массировать щеки изнутри воздухом.
- Сделать языком укол в одну щеку, в другую.
- Помассировать языком щеки изнутри по кругу.
Для губ:
- «Улыбка»– улыбнуться, держать улыбку под счет до пяти.
- «Заборчик»– улыбнуться, поставить зубки друг на друга и ровно сомкнуть. Держать под счет до пяти.
- «Хоботок»– сомкнуть губы, вытянуть их вперёд и напрячь.
- «Трубочка»– сложить губы трубочкой и вытянуть вперёд.
- «Бублик»– округлить губы, как при «о» и слегка выдвинуть вперёд.
- Чередовать упражнения «улыбка-трубочка».
Для языка:
- «Лопаточка»– широкий язык положить на нижнюю губу, расслабить.
- «Иголочка»— рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь и сделать узким.
- «Качели»— Рот открыть. Губы в улыбке. Широкий язык поднять за верхние зубы, прикоснуться к бугоркам. Опустить за нижние зубы.
- «Часики»– Открыть рот, улыбнуться. Узкий язычок перемещать из одного угла рта в другой, как маятник часов.
- «Почистим зубки»— Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние, а затем нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком влево-вправо.
- «Горочка»– Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубы, спинку поднять к верхним зубам. Язык напрячь.
- «Катание с горочки»— язык в положении «горочка». Зубками «съезжаем» сверху-вниз по спинке языка.
- «Вкусное варенье»— губы в улыбке, рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз, стараясь тянуться к носу, занести язык за верхние зубы.
- «Чашечка»– губы в улыбке, рот открыт. Язык положить широкой лопаточкой на нижнюю губу, расслабить. Затем широкий край языка загнуть вверх в виде «чашечки» и занести в рот.
- «Лошадка»— Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку.
- «Грибок»– Раскрыть рот, улыбнуться. Присосать широкий язык к нёбу. Натянуть подъязычную уздечку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста "Сказка о веселом язычке"
Для того, чтобы упражнения в артикуляции было интереснее, предлогаю Вам "Сказку о веселом язычке". Сказка поможет детям с интересом выполнять упражнения, развить память и воображение и развивать артик...
Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста 3 - 7лет
Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата...
Статья на тему: Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста
Артикуляционная гимнастика...
Презентация "Артикуляционная гимнастика" для детей дошкольного возраста.
В презентации представлены упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики....
Особенности проведения артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста
Воспитание чистой речи у детей – серьезная задача не только для логопеда,но и для родителей и воспитателей. И они должны знать специальнуюлогопедическую (артикуляционную) гимнастику, ознакомиться с ме...
Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста
Данное пособие поможет в работе с детьми для подготовки артикуляционных органов для правильного звукопроизношения, укрепления мыщц лица, языка, губ, мягкого неба, а также разложение сложного артикуляц...
Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных н...