Конспект лексико - грамматического занятия для детей с ТНР в подготовительной группе " Наша Родина - Россия" ( по Н. Нищевой).
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сейидова Елена Владимировна

В данном конспекте уточняютя и раширяются представления детей о нашей Родине, попутно решаются задачи по формированию лексико - грамматического строя и связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_rodina_-_rossiya.docx35.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности                                                                   ( область «Речевое развитие») .

(Формирование лексико – грамматического строя и связной речи).

Подгрупповое занятие для  детей подготовительной группы с ТНР.

Тема недели: Мой дом. Мой город. Москва – столица нашей Родины.

Тема НОД: Наша Родина – Россия.

Учитель-логопед: Сейидова Е.В.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- уточнить и расширить представления детей о России;

 Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование навыка чтения.

коррекционно-развивающие:

- развивать связную речь, фонематические представления, тонкую и общую моторику, выразительность движений, творческое воображение;

коррекционно – воспитательные:

воспитывать у детей любовь к родному краю, Родине.

Словарная работа:активизация словаря ( Русь, Родина, Россия, Отечество, столица, необъятная,

Оборудование: Гимн России. Герб России. Картинка  «Москва - столица нашей родины». Текст стихотворения - И.С.Никитина «Русь». Магнитная доска, касса букв.

                                                                   Ход НОД:

1.Организационный момент.

Учитель – логопед:

- Сегодня у нас состоится очень важный разговор. Мы будем говорить о нашей великой и прекрасной родине - России. Это карта России. Послушайте пьесу русского композитора Юрия Чичкова «Ромашковая Русь» Послушайте стихи о России.

Под большим шатром

Голубых небес-

Вижу – даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше тёмных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся

И лежат пути

Во все стороны

Широко, ты Русь

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

По седым морям

Из далёких стран

На поклон к тебе

Корабли идут

И поля цветут,

И леса шумят

И лежат в земле

Груды золота

И во всех концах света белого

Про тебя идёт

Слава громкая

Уж и есть за что,

Русь могучая

Полюбить тебя

Назвать матерью.

Учитель – логопед:

- Россия нарисована необъятной, могучей, великой и красивой. Как называет её поэт в конце стихотворения (поэт назвал её матерью) И мы должны любить свою родину как мать.

2.Основная часть.

2.1.Упражнение «Это важное слово».

Учитель – логопед:

- Сейчас мы с вами разгадаем ребус. Велика и необьятна Россия. Много в ней городов, рек и озёр. Есть в России горы, её берега омывают разные моря

-Что такое Россия (так называется наша страна)

-Москва ( столица нашей родины)

- Дон  (река в России)

- Енисей  (река в России)

- Нева  (река в России)

- Байкал (самое глубокое озеро)

- С какой буквы начинается слово Россия (Р)

-Вторая буква в слове Москва (О)

- С какой буквы начинается слово Дон (Д)

- Третья буква в слове ЕНИСЕЙ  (И)

- Какая первая буква в слове Нева. (Н)

- Вторая буква в слове Байкал(А)

- Получилось слово РОДИНА,

2.2.Чтение рассказа К.Д.Ушинский  «Наше отечество»

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

2.3.Беседа по прочитанному.

Учитель – логопед:

- Как начинается рассказ? Как называет автор свою родину? Почему мы зовём родину Отечеством? Почему мы зовём её родиной? Как заканчивается рассказ?

2.4.Коллективное составление плана рассказа.

Учитель – логопед:

- С чего вы начнёте рассказ? ( как автор называет родину)

- О чём расскажите дальше? (расскажем почему родина называется Отечеством)

- Как вы продолжите рассказ (объясним, почему родину мы называем матерью)

- Как вы закончите рассказ (мы объясним, почему у человека одна Родина) 

                                 

2.5. Физминутка «Наша Родина»

Разводят руки в стороны; 

Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землей пролети:

Отрицательно качают головой;

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Приседают, руки вниз;

Глубоки наши светлые воды,

Встают, руки в стороны;

Широка и привольна земля,

Стучат руками перед собой;

И гремят, не смолкая, заводы,

Руки в стороны, плавные взмахи.

И шумят, расцветая поля…

2.6. Повторное чтение рассказа.

2.7.Пересказ текста детьми.

2.8. Игра с мячом «Семейка слов»

Учитель  логопед:

- Давайте образуем слова из одной семейки со словом Родина.

- Ваша  мама вас… (родила)

- Каким словом можно назвать папу и маму? (родители)

- А каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? (родственники)

-  Какой брат у тебя есть?(родной)

-  А кто живет в нашей стране? (народ)

- Какую песню мы пели? (народную)

         - Как по -другому можно назвать ключ, бьющий из под земли? (родник)

- Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина . Вот какая большая семья получилась! И вы теперь знаете, что Родина – это та земля, где мы родились, где живет наш народ. Родина – родная земля.

3.Итог НОД.

Учитель – логопед:

- О чем мы сегодня с вами говорили? Что вам осоенно запомнилось? Дети, давайте встанем в круг, соединим ладошки, улыбнемся друг другу и подарим тепло своих сердец!  

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР в подготовительной группе Тема: «Профессии»

В целях данного занятия отражены следующие цели:- актуализация словаря по теме "Профессии";- совершенствование грамматического строя речи;- обогащение экспрессивной речи сложными словами: рыболов, зем...

Конспект занятия в подготовительной группе «Наша Родина – Россия» с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

Цели: продолжаем знакомить с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе.Оборудование: интерактивная доска, цифровое оборудоание,выставка...

Конспект открытого занятия по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша Родина - Россия"

Конспект занятия по нравственно -патриотическому воспитанию.Материал может быть интересен воспитателям ДОУ....

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Наша Родина-Россия»

Это занятие для детей подготовительной группы  воспитывает любовь к Родине , к родному краю....

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша Родина Россия"

Закрепить понятия   о глобусе и  символике  России, активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Формировать у детей чувство патриотизма, дать представление, что такое Р...

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию в подготовительной группе " Наша Родина-Россия"

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию в подготовительной группе.Цель: Воспитывать у детей чуство патриотизма и любви к Родине....