Чтобы чётко говорить, нужно с пальцами дружить
консультация по логопедии (младшая группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtoby_chyotko_govorit_nuzhno_s_paltsami_druzhit.docx | 30.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».
(Консультация для родителей)
Учитель-логопед Курбатова Ю.В.
Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых дней его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института Коррекционной педагогики доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Поэтому тренировка движений пальцев и кистей рук очень важна. Она стимулирует речевое развитие ребёнка, улучшает артикуляционные движения, подготавливает кисти рук к письму и развивает мышление ребёнка. Не случайно упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:
- во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
- во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда можно достигнуть наибольшего эффекта от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, их можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т. д. Во время занятий можно использовать различные иллюстрации, стихи, рассказы или другой наглядный материал. Можно предложить ребенку выучить потешку или прибаутку наизусть, тем самым, помимо мелкой моторики, вы разовьете еще и память.
Продолжительность занятий зависит от возраста и физического развития детей. Для малышей оптимальное время для гимнастики составляет от 3 до 5 минут, а для старших дошкольников — до 15 минут.
Вот несколько примеров упражнений на развитие мелкой моторики рук дошкольников:
- Пальчиковый бассейн.
В подходящую по размеру емкость насыпаем 1кг гороха или фасоли, «закапываем» внутрь что-нибудь привлекательное для малыша (яркие мячики, фигурки животных), и просим его отыскать их. Во время этой увлекательной игры от малыша нельзя отходить, во избежание попадания мелких предметов в рот!
- Сильные ладошки. Ребенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее — резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажер).
- Мозаика. Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки).
- Конструктор. Величина деталей и «сложность конструкции» зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций (например, с построения башенки).
- Бусины. Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
- Шнуровки. Так как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию», имеет смысл обыграть процесс «шнурования»: например, попросите ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок).
- Волшебный поднос. На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 — 3 лет можно рисовать цифры и буквы.
- Разноцветные прищепки. Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее).
- Золушка. Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
- Счетные палочки. Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
- Маленький скульптор. Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
- Застегни пуговку. Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра. Во втором прорежьте соответствующие петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку — в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем возьмите руки малыша в свои и повторите упражнение. И только после этого предложите малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если малыш не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение и для его успешного выполнения требуется тренировка.
Чем ещё можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Разминать пальцами пластилин, глину.
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики, карандаши.
- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.
- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
- Закручивать шурупы, гайки, крышки.
- Складывание матрешек.
- Игры с песком, водой.
- Мять руками поролоновые шарики, губку.
- Рисовать, раскрашивать.
Пальчиковая гимнастика.
«Капуста» | Выполняемые движения |
Мы капусту рубим, | резкие движения прямыми кистями сверху вниз |
Мы морковку трем, | пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя |
Мы капусту солим, | имитируют посыпание соли из щепотки |
Мы капусту жмем. | интенсивно сжимают и разжимают пальцы |
В кадку все утрамбовали, | потирают кулак о кулак |
Сверху грузиком прижали. | ставят кулак на кулак |
- Теневой театр (пальцы превращаются в животных).
На развитие мелкой моторики благоприятно влияют фигуры, вырезанные ножницами. Для начала необходимо предлагать ребенку вырезать фигуры, которые имеют прямые линии. Это может быть квадрат или прямоугольник. Постепенно нужно усложнять задания и научить ребенка вырезать снежинки, хороводы, силуэты и так далее. Можно совместно с ребенком украсить дом к празднику, вырезав листочки или цветочки.
- Аппликация. Подобное занятие позволит вам вместе с ребенком создавать различные картинки, открытки или другие оригинальные композиции. Для занятия вам потребуются цветная бумага, клеящий карандаш, ножницы, картон и старые журналы.
- Оригами, плетение бумажных ковриков. Подобные занятия необходимы для развития памяти и глазомера. Кроме того, создавая из бумаги фигурки животных, букеты цветов, кораблики и так далее, ваш ребенок развивает воображение и усидчивость. Для плетения ковриков можно использовать ивовые прутья, солому, шпон, бумагу или картон, ткань, ленты и тесьму.
Рисование и раскрашивание картинок. Эта деятельность очень полезна для детей, имеющих такие отклонения физического развития, как слабый двигательный аппарат активной руки. Такие дети очень плохо держат ручку, плохо контролируют свою деятельность. Рисование позволяет устранить этот дефект и укрепить пишущую руку. Во время рисования происходит развитие детского воображения, прививается интерес к искусству, ребенок учится различать цветовую гамму и так далее.
Начинать лучше всего с таких заданий как:
Обводка по контуру.
Рисование по точкам.
Рисование второй части рисунка.
Рисование элементов, не отрывая руки.
Благодаря графическим упражнениям ребенок лучше ориентируется на листе бумаги, а также получает хорошую подготовку руки для учебы в школе.
Штриховка. Подобные занятия необходимо выполнять на чистом листе. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не отрывал руку от бумаги во время ведения линии. Многие считают, что штриховка — это один из наиболее легких упражнений, однако это не уменьшает ее эффективности.
Выделяют несколько видов штриховок:
Короткая и частая.
Мелкая штриховка с возвратом.
Центрическая.
Длинная параллельная.
Каждый вид штриховки подразумевает определенные правила.
Помимо развития мелкой моторики Вы можете способствовать развитию речевого дыхания.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Основными задачами в работе над развитием речевого дыхания являются следующие:
- Вырабатывать свободный плавный удлиненный выдох, используя специальные игровые упражнения.
- Путем подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.
Рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребенка игровых упражнений:
- Дутье через соломинку в стакан с водой;
- Надувание воздушных шаров;
- Дутье на разноцветные вертушки;
- Игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
- Пускание мыльных пузырей;
- Дутье на одуванчики весной.
При всех этих забавах ребенок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот.
Дорогие родители! Вы первые и самые важные учителя Вашего ребенка. Первая его школа – Ваш дом – окажет огромное воздействие на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Радуйтесь Вашим детям, даруя им как готовность к учению через умение слушать, говорить, думать, так и опыт успеха, который они пронесут через всю жизнь.
И первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как необходимой предпосылке умения читать, писать, да и всего остального учения.
Подстегивайте любопытство ребенка, разжигайте в нем желание поговорить о том, что он лично видел, узнал и испытал. Ведь только Вы можете постоянно общаться с ребенком лицом к лицу как с личностью.
Читайте и перечитывайте Вашему малышу его любимые, неоднократно слышанные, стихи и сказки. Вы должны поддерживать разговор с ребенком, беседовать с ним о предметах домашнего обихода, одежде, игрушках, домашних животных. Постоянно занимайтесь со своими детьми, беседуйте с ними. Эти занятия создадут базу для дальнейшего развития ребенка.
Не готовьтесь к будущей школьной жизни, а живите настоящей жизнью ребенка уже сейчас.
К трем годам произносительная сторона речи детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением согласных, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопрос взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время еды).
Следует отметить, что к трем годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме «Р» и шипящих, или даже все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи. Например, ребенок заменяет шипящие и свистящие на «Т» и «Д» («санки» - «танки»). Наблюдается также неправильное формирование отдельных звуков (межзубное, призубное, боковое произношение свистящих). Речь некоторых детей крайне неразборчива, а отдельные малыши не говорят совсем.
К трем годам происходит интенсивное увеличение словаря. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка: усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов, начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространенные предложения, бессоюзные сложносочиненные предложения. Одновременно с развитием словаря развивается мышление, память, воображение ребенка. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш тренирует и артикуляционный аппарат.
С детьми четвертого года жизни воспитатели проводят работу по уточнению и закреплению правильного произношения следующих групп звуков: «М», «П», «Б», «Д», «Н», «К», «Г», «Х», «Й», «Ф», «В», «С», «З», «Ц», «Т»; учат четко и внятно произносить слова и фразы, развивают слуховое внимание детей. Уточнение и закрепление правильного произношения звуков взрослый осуществляет, предлагая ребенку отчетливо называть игрушки, животных, предметы, изображенные на рисунках в книгах, а также в процессе повторения чистоговорок, заучивания загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определенными звуками. Развитию слухового внимания и речевого слуха способствуют стихи типа небылиц, перевертышей, загадок. Отгадывать загадки дети будут лучше и быстрее, если отгадка есть среди двух – трех предметов, лежащих на столе. Дети этого возраста лучше запоминают загадка, если предварительно слышат о предмете-отгадке.
=============================.
Характеристика речи детей от 2 до 3 лет.
Словарь. В два года словарь ребенка - 250-300 слов. Недостаточно развито понимание обобщенного значения слов. Дети пропускают в слове слоги, вставляют лишние звуки в слово, а при стечении согласных пропускают один звук («тол» - стол ).
Грамматика. Предложения состоят из одного слова, появляются предложения из нескольких слов. Речь еще очень несовершенна. Допускают ошибки в роде, в числе, в падеже существительных.
Звукопроизношение. Ребенок правильно произносит следующие звуки ( п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь). Дети или пропускают, или заменяют следующие звуки (с, з, зь, ш, ж, ч, щ, р, рь, л).
От 3 до 4 лет.
Словарь. В три года словарный запас составляет 800-1000 слов. Дети неправильно произносят длинные и мало знакомые слова.
Грамматика. Ребенок говорит короткими предложениями, состоящими из нескольких слов. Порядок слов в предложении не всегда правилен, нарушается согласование слов в предложении.
Звукопроизношение. Дети смягченно произносят некоторые согласные. Свистящие с, з, ц произносят недостаточно четко, заменяют, пропускают. Недостаточно четко произносят звуки ш, ж, ч, щ, не редко они пропускают или заменяют эти звуки. Звуки л, р пропускают, заменяют.
От 4 до 5 лет.
Словарь. К четырем годам словарь детей достигает 1900-2000 слов. В речи появляются новые слова, образованные по аналогии.
Грамматика. Дети используют в речи распространенные предложения. Речь становиться более последовательной, связной.
Звукопроизношение. Звуки ребенок произносит более правильно и четко. Замена шипящих и свистящих звуков исчезает. Произношение некоторых звуков у детей может быть не сформированным. Звуки л, р произносят не все дети.
От 5 до 6 лет.
Словарь. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500-3000. В речи встречаются перестановки и пропуски слогов и звуков только в трудных малознакомых словах (регулировщик и т. п.).
Грамматика. У детей увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. В речи ребенок использует все части речи.
Звукопроизношение. Дети готовы к правильному произношению и восприятию всех звуков родного языка. Встречаются недостатки произношения: шипящих; звуки р, л заменяются. Встречается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной слоговой структурой.
От 6 до 7 лет.
Словарь. Словарный запас увеличивается до 3000-3500. Грамматика. Ребёнок овладевает основными закономерностями соединения и изменения слов в предложении. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам. Звукопроизношение. Дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.
=============================.
для нормальных занятий с ребенком надо чтобы ему было хотя бы 4, а еще лучше 4,5 года, так как нужна направленная деятельность, а у маленьких ее нет.
===========================.
Обращаться с ребенком к логопеду надо не раньше 4 лет. Так как в норме именно к этому возрасту ребенок должен дифференцировать все звуки (т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие), к 4 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто.
В 3 года ребенку даже при нормальном речевом развитии "полагается" произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.
К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки - это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЧТОБЫ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверня...
Статья "Чтобы чётко говорить надо с пальцами дружить"
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая...
1.Развиваем речь ребёнка через игру-сказку. 2.Консультация для родителей "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить".
1. Буклет "Развиваем речь ребёнка через игру-сказку" опубликован на сайте "Педразвитие.ру" .Родителям предлложены речевые игры со сказочной сюжетной линией для детей среднего и старшего до...
Консультация "ЧТОБЫ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!"
ЧТОБЫ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!...
Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить
Уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать,...
конспект ознакомительного занятия на логопедическом пункте "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить"
Цель: познакомиться с ребёнком, рассказать об органах артикуляции, развивать мелкую моторику пальцев рук, работать над речевым дыханием, развитием голоса, ритмической стороной речи....
"Чтобы чётко говорить - надо с пальцами дружить"
Методические рекомендации для родителей детей раннего возраста...