конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе "А в Африке..."
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«А в Африке, а в Африке…»
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Дикие животные жарких стран»
Составила и провела учитель-логопед ГБДОУ №93 Шибалова Т.А.
Коррекционно-образовательные цели:
- Расширение словаря по теме: «Дикие животные жарких стран»
- Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
- Развитие слогового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие цели:
- Активизация речевой деятельности детей.
- Использование моделирования при работе над словом и предложением.
- Развитие временной и пространственной ориентировки, развитие фонематического слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти, наблюдательности.
- Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Формирование положительной установки на участие в мероприятии.
- Воспитание культуры общения, умение выслушивать ответы товарищей.
- Воспитывать самостоятельность. Развивать навыки коллективной работы.
- Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.
Оборудование:
- Песочница, игрушки животных жарких стран, глобус, кубик с моделями слов, индивидуальные конверты с набором моделей для схемы предложений, аудиозапись голосов животных, DVD проигрыватель, презентация, интерактивная доска.
Предварительная работа:
- Чтение сказки К.И.Чуковского «Доктор Айболит», разучивание физкультминутки, пальчиковой гимнастики.
Ход занятия
I Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. ( Дети здороваются).
Логопед: Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, рукой левой помахали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Дети: Все готовы заниматься.
Будем очень мы стараться!
II Сообщение темы занятия
Слайд №1 (обезьяна с узелками)
В нашу группу очень рано,
Постучалась обезьяна.
И с порога закричала:
«Вот, примите телеграмму!»
Телеграмму мы раскрыли,
И ужасно удивились!
Не из Америки, не из Бразилии,
Не из Японии и не из России.
А ведь всего за два часа,
Она из Африки дошла.
Логопед: Вы уже догадались, что это?
Дети: Это узелковое письмо.
Логопед: Ребята, откуда к нам пришло это письмо?
Дети: Письмо пришло из Африки.
Логопед: Чтобы узнать, что здесь написано, надо правильно расшифровать это письмо. Посмотрите, узелок, какого цвета находится между синим и оранжевым?
Дети: Серый.
Логопед: Если серый узелок находится между синим и оранжевым, это означает слово «помогите»
Логопед: А где находится розовый узелок?
Дети: Розовый находится после зеленого.
Логопед: Если розовый висит после зеленого, это означает слово «дети».
Логопед: Если оранжевый узелок висит справа от серого это означает слово «позовите». Где висит оранжевый узелок?
Дети: Оранжевый висит справа.
Логопед: Какой узелок висит перед коричневым?
Дети: красный узелок
Логопед: Правильно, красный узелок перед коричневым означает слово «заболели».
Логопед: Какой узелок находится после красного, но перед желтым?
Дети: Черный узелок.
Логопед: Это обозначает слово «наши».
Логопед: Какой узелок заканчивает письмо?
Дети: Фиолетовый узелок.
Логопед: Если фиолетовый в конце, то это означает слово «Айболит»
Логопед: Сложите слова вместе так, чтобы стало понятно, что написано в письме, которое мы расшифровали (Помогите! Наши дети заболели. Позовите Айболита)
Слайд №2 (расшифрованное письмо)
Логопед: Ребята, надо спасать зверей. Давайте позовем Айболита.
Дети: Добрый доктор Айболит, приходите
Зверям Африки помогите!
Входит Айболит (воспитатель): Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые. Это вы меня звали?
Логопед: В детский сад к нам попала телеграмма из Африки. Мы ее расшифровали, а там написано: Помогите! Наши дети заболели. Позовите Айболита.
Айболит: Африка! Африка! А где же эта Африка находится?
Айболит с детьми подходят к глобусу.
Айболит: Дети, вы в какой стране живете? (в России)
А в каком городе? (Санкт-Петербурге)
А где же Африка, далеко или близко? (дети рассматривают глобус)
Айболит: Ладно! Ладно! Побегу!
Бедным зверям я помогу!
А вы, дети, со мной?
Ну что, отправляемся в путь?
IIIОсновная часть
Динамическая пауза под песню из к/ф «Красная шапочка» (дети выполняют движения согласно словам песни)
Если долго, долго, долго,
Если долго по тропинке,
Если долго по дорожке
Топать, ехать и бежать.
То, пожалуй, то конечно,
Можно в Африку прийти!
А-а в Африке реки вот такой ширины!
А-а в Африке горы вот такой вышины!
А-а крокодилы, бегемоты,
А-а обезьяны, кашалоты,
А-а и зеленый попугай.
Логопед: Перед нами море. Как нам его переплыть? (надо сесть на корабль)
Слайд №3 (корабль на море)
Логопед: Нам надо плыть через два моря: Черное и Средиземное. Чтобы наш путь был не скучен, мы с вами поиграем. Давайте вспомним зверей, которые живут в Африке. Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Д/И «Угадай животное»- слухового внимания и фонематического слуха
- Название этого животного начинается с согласного звука [Б], а заканчивается на [т] (бегемот)
- начинается с согласного [Н], а заканчивается на [г] (носорог)
- начинается с мягкого согласного [3ь], а заканчивается на гласный звук (зебра)
-начинается с твердого согласного [к], состоит из трех слогов (крокодил)
- начинается с согласного, который всегда твердый и состоит из двух слогов (жираф)
- название этих животных состоит из одного слога (лев, слон)
Логопед: Молодцы! Отгадали все загадки и назвали всех животных.
У меня есть кубик, а на нем разные фигуры. Давайте вспомним, что они обозначают?
(красный квадрат - «живые» предметы, белый квадрат - «неживые» предметы, кружок - признак предмета, треугольник- действие предмета, прямоугольник- «маленькое» слово, предлог)
Логопед: Я буду кидать кубик, а вы называть те слова, которые обозначают каждая фигура.
Логопед: А теперь я приглашаю вас в каюту корабля и там мы продолжим игру.
Давайте с помощью этих фигурок выложим предложение «Маленькие львята греются под жарким солнышком».
Поменяйте местами фигуры: 1-4, 2-5, 3-6, 4-3, 5-1, 6-2. Как теперь будет звучать предложение? «Под жарким солнышком греются маленькие львята»
Молодцы! А теперь сами придумайте предложения про любое животное жарких стран и выложите его схему.
(Примерные предложения детей: Ловкая обезьяна прыгает по деревьям. В реке плавает зубастый крокодил. По степи бежит полосатая зебра. И т.д.)
Логопед: Очень хорошие предложения вы придумали и правильно составили схему.
Пока мы играли, наш корабль причалил к Африке.
Слайд №4 (корабль подплывает к материку Африка)
В Африке надо быть очень внимательным, чутко прислушиваться к окружающим звукам. Опасность может подстерегать на каждом шагу. Закройте глаза и послушайте голоса животных Африки, а потом скажите, чей голос вы слышали.
Звучит аудиозапись «Голоса животных Африки»
(Предполагаемые ответы детей: Я слышал обезьяний крик, слоновий крик, львиное рычание, тигриное рычание.)
Логопед: В джунглях Африки надо быть очень зорким, чтобы заметить животных.
Слайд №5 (На экране изображение «Джунглей»).
Д/И «Кого я вижу»- образование прилагательных от существительных
Логопед: Кого вы заметили в джунглях?
Предполагаемые ответы детей:
-В джунглях прячется лев. Как ты догадался? Я вижу львиную гриву.
- В реке стережет добычу крокодил. Почему ты так думаешь? Я вижу крокодилью пасть.
-Среди лиан качается обезьянка. Как узнали об этом? Я вижу обезьяний хвост.
- Я заметил слона, потому что вдалеке видны слоновьи уши.
Логопед: Молодцы! Вы заметили всех притаившихся животных.
А вот и больные животные, которые нам прислали телеграмму. (Открываем песочницу, в которой расставлены животные)
Назовите всех животных (дети перечисляют)
Логопед: И рада и счастлива вся детвора.
Приехали, приехали мы к вам
ВСЕ: Ура! Ура!
Логопед: Айболит, я знаю, знаю, почему заболели животики у бедных животных – они что-то не то съели. Ребята, давайте вспомним, кто, чем питается, и разделим животных: справа поставим травоядных, а слева-хищников.
Д/И «Хищники и травоядные»
Логопед: И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по животикам.
И всем по порядку дает шоколадку,
И ставит, и ставит им градусники!
Вот и вылечил он их Лимпопо!
Вот и вылечил больных Лимпопо!
И пошли они смеяться Лимпопо!
И плясать и баловаться Лимпопо!
Каждый ребенок берет животное и под песню «Чунга-чанга» танцуют.
Логопед: Нам тоже пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с животными.
Слайд №6 (на экране самолет)
Логопед: Самолет рейсом Африка - Санкт-Петербург ждет нас. Летим!!!
Декламация с движением рук:
Мы летели высоко.
Мы летели низко,
Мы летели далеко,
Мы летели близко.
IV Итог
Логопед: Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Давайте вспомним всех зверей, которые живут в Африке, и которыми мы подружились.
Пальчиковая гимнастика:
Я в путешествие попал,
И в жарких странах побывал,
И увидел там шакала,
Страуса, гиппопотама,
Обезьяну, тигра, льва,
Крокодила и слона.
Хорошо живется им –
Не бывает снежных зим.
Логопед: Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими, ест. Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы объясните, какому человеку оно подходит.
«Львиная грива». (О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос.)
«Крокодиловы слезы». (Так можно сказать о человеке, проливающем слезы.)
«Топает, как слон». (Это человек с тяжелой походкой.)
«Кожа, как у бегемота». (О человеке, которого ничем не удивишь.)
«Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит кривляться.)
«Черепаший шаг». (Человек, который очень медленно ходит.)
«Волчий аппетит». (Очень голодный человек.)
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие в Африку. Вам понравилось? Что вам запомнилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....
Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествуем по морю"
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память...
Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группы по теме: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин".
Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группе. Тема: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин". ОО "Речевое развитие"....
Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Зимушка-зима»
Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Зимушка-зима»...
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....
Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у пожарного».
Конспект по развитию речи в подг. к школе группе на тему: «В гостях у пожарного»....
Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе...