Консультация для родителей: "О правильном дыхании"
консультация по логопедии (старшая группа)
Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей: "О правильном дыхании" | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«О правильном дыхании»
Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека. Мы не задумываемся о его важности, а между тем, правильное речевое дыхание является основой четкой дикции, от него зависит сила голоса и темп речи.
Дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Поэтому именно развитие речевого дыхания является одним из важных этапов коррекции при нарушениях речи в детском возрасте.
Последовательность работы над формированием правильного речевого дыхания.
- Формирование диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха.
- Различение носового и ротового выдохов.
- Развитие речевого дыхания.
На первом этапе осваивается навык дышать глубоко, задействуя все отделы легких. Это возможно при участии диафрагмы в процессе дыхания. Напряжение межреберных мышц, плавное движение диафрагмы обеспечивают ровный и продолжительный выдох, незаметный со стороны. На втором этапе происходит подготовка дыхательного аппарата к голосообразованию, приходит умение различать направление воздушной струи, чувствовать работу дыхательных мышц. Третий этап учит равномерно распределять воздух на выдохе и осуществлять его добор в процессе речи. Это важно для того, чтобы разделить фразу на интонационно-смысловые отрезки.
Правила при выполнении упражнений.
- помещение, где проходит занятие, необходимо проветрить;
- дыхательные упражнения выполнять до еды;
- одежда должна быть свободная, не стесняющая движений;
- во время выполнения упражнений на вдохе следить, чтобы не поднимались плечи, а на выдохе — не надувались щеки.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
1.«Лети, бабочка!» Цель: Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Для этого упражнения приготовьте несколько бумажных бабочек (можно сделать вместе с ребенком). К каждой бабочке привяжите нитку, а нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Покажите ребенку, как бабочки приходят в движение, если на них подуть, а затем предложите ребенку. 2. «Вертушка» Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно :
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. 3. «Футбол». Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких. Учить управлять своим организмом. Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша – размещаются на столе для занятий.
Вариант № 1. Ребенок дует на ≪мяч≫, пытаясь ≪забить гол≫. Вата должна оказаться между кубиками.
Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Вариант № 2. Через несколько занятий усложните упражнение: пусть ребенок дует на шарик, положив распластанный язык на нижнюю губу. Воздушная струя должна проходить посередине языка.
4. «День Рождения» Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек - сегодня "день рождения мишки". Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей - зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите "праздничный торт" с зажженной свечой.
-У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт - помоги мишке задуть свечи.
Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла - снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.
Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха - она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.
Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.
Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. Можно придумать другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя. Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать. 5.«Воздушный шарик»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол. - Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.
Уважаемые родители, так же Вам могут помочь:
- свистки, деревянные свистульки и дудки;
- мыльные пузыри;
Если организовать занятия с детьми в форме игры, это позволит создать непринужденную атмосферу, обеспечит их активность, разбудит интерес и поможет быстрее получить желаемый результат. Дышите глубоко, живите ярко!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Формирование правильного речевого дыхания"
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование...
Консультация для родителей "Развиваем правильное речевое дыхание".
Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия; как часть занятия; как специальные упражнения в виде игровых занятий; как игры....
Консультация для родителей "Обучение правильному дыханию"
Наглядная информация для родителей с комплексом дыхательных упражнений...
Консультация для родителей «Развитие правильного речевого дыхания»
консультация для родителей о развитии правильного речевого дыхания...
Консультация для родителей «Обучение правильному дыханию через игры и игровые упражнения»
laquo;Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»...
Консультация для родителей «О правильном дыхании»
Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании дошкольников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомото...
консультация для родителей о правильном дыхании
консультация для родителей о правильном дыхании...