Традиционные и нетрадиционные виды логопедического массажа.
консультация по логопедии

Речь - одна из основных психических функций. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, он может понятно выражать свои мысли и желания. И, наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими. К сожелению, в настоящее время отмечается рост числа детей с проблемами речи. Вовремя начатая коррекционная работа способна предупредить возникновение вторичных отклонений. Одним из методов лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий является логопедический массаж.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад № 17 «Василек»

Тема: «Традиционные и нетрадиционные виды логопедического массажа»

Подготовила: учитель – логопед

Поздеева О.А.

г.о. Мытищи, 2021г.

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не

 только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга,

 но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.

М.Е. Хватцев.

Речь - одна из основных высших психических функций. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, в настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных.

Вовремя начатая коррекционная работа способна предупредить возникновение вторичных отклонений. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием и нетрадиционных. Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики.

Одним из методов лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий является логопедический массаж.

Логопедический массаж можно делать всем детям с расстройствами речи. Его нужно начинать как можно раньше, пока не закрепилась порочная поза артикуляционного уклада. А тем детям, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

Традиционные и нетрадиционные виды логопедического массажа:

О.Г. Приходько предлагает методику дифференцированного логопедического массажа, которая предназначена для коррекции серьезных речевых расстройств. Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, что оказывает успокаивающее, расслабляющее воздействие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей, сокращают мышцы.

Сеансы логопедического массажа по методу О.Г. Приходько проводится циклами по 10-15-20 сеансов, каждый день или через день.  Повторить цикл можно после перерыва на 1-2 месяца.

Приспособления для массажа, рекомендуемые О.Г. Приходько.

Логопедический массаж Е.В. Новиковой еще называют зондовым, так как для его проведения требуется использование специальных приспособлений, разработанных автором методики. Каждый зонд из комплекта выполняет свою функцию и уникален. Используя эти зонды в определенной последовательности, логопед эффективно воздействует только на те участки и области, которые нуждаются в коррекции.

Также во время сеанса логопедического массажа при дизартрии или другой причине задержки речевого развития специалист варьирует силу нажатий в области губ, щек, мягкого неба, языка, жевательных и мимических мышц. В. Зондовый массаж практически безболезненный. Некоторый дискомфорт может возникнуть у детей с повышенным тонусом мышц. Именно поэтому очень важно, чтобы малыш перед сеансом занял наиболее комфортную позу, которая позволит ему максимально расслабиться.

Для логопедического массажа Е.В. Новиковой разработано 12 специальных зондов, каждый из которых воздействует на определенную группу мышц губ, языка, щек, мягкого нёба.

Каждый сеанс массажа включает упражнения:

- из комплекса массажа языка руками;

- из комплекса массажа щек;

- из комплекса массажа скул;

- из комплекса массажа круговой мышцы рта;

- из комплекса массажа зондами;

- из комплекса массажа мышц мягкого нёба.

Е.Ф. Архипова предложила свою методику логопедического массажа, который предназначен для коррекции серьезных речевых расстройств. Этот метод подразумевает дифференцированное воздействие на мышцы лица и полости рта в зависимости от заболевания. Такой логопедический массаж показан при дизартрии, а также детям с ДЦП.

Сеансы логопедического массажа по методу Е.Ф. Архиповой проводят курсами от 10 до 20 ежедневных занятий. Между курсами рекомендуется не делать длительных перерывов, это может негативно отразится на полученных результатах.

Логопедический массаж по методу Е.А. Дьяковой - это систематизированные знания различных мировых светил в области логопедии. Именно ею был разработан учебник, по которому по сей день учатся будущие специалисты логопеды-дефектологи.

 Такой логопедический массаж помогает улучшить артикуляцию при дизартрии, ДЦП, повышенном тонусе мышц, заикании. Улучшается кровоснабжение мышц лица и органов артикуляции, что постепенно оказывает влияние на артикуляцию и мимику.

Авторская методика нетрадиционного логопедического массажа И.Б. Карелиной, выполняемого зубной щеткой, является более щадящим и приемлемым для детей имеющих речевую патологию, дошкольного возраста.

Крупенчук О.И. разработала новую методику проведения логопедического массажа обычными ложками.  

Массаж БАТ.

Биологически активные точки (БАТ) – это зоны, по которым кровеносные, лимфатические и нервные каналы проходят наиболее близко друг к другу. Массаж этих точек улучшает кровоснабжение головного мозга, усиливает отток лимфы, регулируя тем самым кровяное давление, способствует улучшению зрения и слуха. Активные движения стимулируют кровообращение в кончиках пальцев, нервные окончания пальцев рук непосредственно связаны с мозгом, их работа способствует расслаблению и успокоению. При проведении массажа (БАТ) нужно учитывать следующее:

- на первых сеансах массируют 3-4 точки, постепенно увеличивая их количество.

- симметричные точки массируют одновременно и попарно.

Такой массаж предшествует логопедическому занятию.

Рекомендуется проводить массаж курсом: между первыми двумя курсами перерыв не менее двух недель, между 2-м и 3-м перерыв около 3 месяцев. Курсы проводятся повторно каждые 3-6 месяцев. Сеансы массажа следует проводить через день. Перерыв между сеансами не должен превышать 3 дней.  

Кинейзиотейпирование помогает нормализовать тонус мышц артикуляционного аппарата и улучшить речь. Название метода происходит от двух слов: kinesio-движение и tape -лента. Кинезиотейпирование выполняют с помощью специальных хлопковых лент-тейпов. Они аналогичны по эластичности человеческой коже и не содержат аллергенов.

В основе тейпинг-терапии лежит мануальная терапи - это коррекция функций организма путем воздействия на поверхность тела. Кинезиотейпирование имеет продолжительное действие. Ленты накладываются на определенные участки тела и остаются там несколько дней или недель (до двух недель). Кинейзиотейпирование позволяет за счет наложения лент управлять тонусом мышц: повышать или понижать тонус.

В логопедической практике тейпы помогают:

- улучшить функции губ (накладываются на круговую мышцу рта);

- нормализовать подвижность челюстных суставов, открывание рта и процесс глотания (область наложения ленты — подбородочно-подъязычная мышца, используются при гиперсаливации;

- улучшить подвижность гортани (тейпы накладывают на грудинно-подъязычную мышцу для снятия ее напряжения);

- стабилизировать нижнюю челюсть.

Для детей достаточно в неделю 2-х процедур, которые могут проводиться после индивидуальных занятий по звукопроизношению.

Метод искусственной локальной контрастотермии (О.Г. Приходько) применяется для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, а также при артикуляционной апраксии. Заключается метод в контрастотермальном воздействии низкотемпературных (криомассаж) и высокотемпературных агентов (термомассаж). В качестве низкотемпературных агентов выступают ледяная крошка или очень холодная вода, а высокотемпературных горячая вода или настой трав.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Массаж должен быть дефференцированным, необходимо учитывать специфику дефекта, особенности строения артикуляционного аппарата. Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эм...

ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Существуют различные виды и приёмы логопедического массажа...

Виды нарушений речи и логопедический массаж

В материале содержится информация для родителей какие бывают нарушения речи и нужен ли при этом логопедический массаж...

презентация на тему: Традиционные и нетрадиционные виды закаливания детей

Презентация расскажет о методах и приемах закаливания...

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Мастер - класс для педагогов "Виды и приёмы логопедического массажа"

Логопедический массаж — часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств....