Роль учителя- логопеда в экологическом воспитании дошкольников.
статья по логопедии (старшая группа)

Валитова Наталья Викторовна

В статье описан опыт работы учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР.

Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных учреждениях активно вводятся учебные методики и занятия на тему экологичного образа жизни и уходе за окружающей средой. Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.

Современный специалист должен помогать детям сформировать собственную, доступную для них, научную картину мира, представление о роли человека в этом мире и его взаимоотношениях со средой. Я, учитель-логопед, также стараюсь не остаться в стороне от целенаправленного , организованного, систематичного, последовательного, педагогического процесса  формирования системы экологических знаний.

 Если задачи воспитателя в экологическом воспитании - это формирование системы научных экологических знаний,  доступных дошкольнику,   то задача логопеда  – активно  поддержать в этом,   решая еще и  коррекционные задачи,  а именно, формировать звукопроизношение, развивать фонематическое восприятие, обогащать словарный запас,  преодолевать  аграмматизм, формировать слоговую структуру слов, развивать связное речевое высказывание,  а также восприятие, внимание, память, мышление.  

Экологическое воспитание в ДОО тесно переплетается с изучение определённой лексической темы. Если посмотреть на годовое лексическое планирование, то увидишь, что около 50%  тем связаны с темами экологического содержания, например, такие как: «Времена года: Зима, весна, лето, осень», «Деревья», « Зимующие и перелетные птицы», «Дикие и домашние животные», «Первоцветы», «Насекомые», «Животные холодных стран», «Животных жарких стран», «Морские обитатели», «Речные обитатели», «Фрукты», «Овощи».

Коррекционно-логопедическая работа по лексическим темам экологической направленности позволят решить следующие задачи:

- становление экологической культуры у детей;

- развитие экологического сознания и мышления;

- формирование ответственного отношения к окружающей среде;

- развитие активного словаря, грамматического строя, связной речи дошкольников.

В работе используются различные методы:

- наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций,

- словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы,

- практические (экологические игры) 

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Чтобы повысить эффективность экологического воспитания я на своих занятиях использую дидактические эколого-речевые игры.

«С какого дерева листик?» (цель: закрепить знания о особенности с деревьев, учить образовывать относительные прилагательные);

«Кто поможет малышу?» (цель: уточнить знания детей о приспособлении разных животных и птиц к своей среде обитания);

«Четвёртый лишний» (цель: найти лишнюю картинку или игрушку-животное, которое не живёт в определённой климатической зоне, учить употреблять сложно-подчиненные предложения);

«Мяч лови – детёныша назови» (цель: называть детёнышей животных или птиц определённой среды обитания, а также учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксам).

 «Кто в каком доме живет?» (Цель:  закрепить знания о жилье животных, но учить использовать предложно-падежные конструкции),

Наряду с традиционными  игровыми приемами, дидактическими играми, я  использую современные технологии. С помощью мультимедийных презентаций дети ярче воспринимают предметы и явления природы.

Такие игры способствуют активному развитию словаря, грамматического строя, связной речи. Основная цель дидактических игр экологического характера заключается в том, чтобы сформировать у детей дошкольного возраста мотивацию к природоохранной деятельности.

Одна из задач коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи – развитие монологической речи. Изучение каждой лексической темы предполагает занятия по развитию связной речи. На  таких занятиях, я использую различные виды рассказов, которые непосредственно связаны  с экологической тематикой.

Рассматривание картин помогает развивать монологическую речь детей, обучение которой строится по следующим видам рассказов:

  • описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Огурец»«Собака»«Первоцветы»,
  • описательный рассказ, построенный на сравнении разных предметов («Яблоко и груша»«Ель и береза»«Корова и кошка»)
  • описательный рассказ о времени года («Расскажи о весне»«Мое любимое время года»«Что ты знаешь об осени?»);
  • составление творческих рассказов по воображению («Кто самый сильный?»«Путешествие на Север»,
  • составление творческих рассказов из личного опыта («Как наша семья отмечала Масленицу»«Как мы поздравим мам и бабушек»,
  • составление коллективных описательных рассказов по фотографиям и репродукциям картин известных русских художников («Защитники Отечества»«Три богатыря» В. М. Васнецова)
  • сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой»«Что случилось на реке весной»).

       Для снятия утомления, напряжения во время непосредственной деятельности проводятся с детьми физкультминутки, пальчиковые гимнастики экологического содержания.

  • У нас в саду расцвел цветок. (дети показывают бутон)
  • Чтоб стал красив он и высок,
  • Раскрыл на утро лепестки, (раскрывают ладони, разводят пальцы)
  • Должны работать корешки! (изображают “корни”)

Такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.

Важное место в своей коррекционной работе я уделяю совместной деятельности детей и их родителей. Еженедельно в индивидуальной тетради для домашних заданий отражается лексическая тема недели, где предлагаются задания для обогащения словаря детей, связанные с экологией. Для заучивания наизусть даю стихи, потешки, загадки о животных, растениях, временах года. Для развития мелкой моторики подбираются задания с использованием бросового и природного материала. Также недавно мною были реализован проект  «Цветы», в ходе которого родители вместе с детьми не только сфотографировались и нарисовали любимый цветок, но и составляли описательный рассказ  на эту тему.

Такая работа способствует сотрудничеству, эмоциональному и психологическому сближению родителей, детей и логопеда. Родители понимают необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Таким образом, работа по экологическому воспитанию неразрывно связана с коррекционной работой по обогащению, уточнению словаря, развитию монологической речи. Ребенок сможет передать свои мысли, впечатления, представления связно, грамотно в том случае, если он научился наблюдать и видеть, замечать мир, который его окружает, анализировать природные явления, взаимодействия живой и неживой природы.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Роль учителя -логопеда в экологическом воспитании дошкольника с ОНР".

Если задача воспитателя в экологическом воспитании- формирование доступных дошкольнику экологических знаний, бережного отношения к природе, то задача логопеда -поддержать его в этом, решая коррекционн...

презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ

Презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК  и ППРО И...

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на материале лексической темы « Лес. Деревья»

Основным проводником экологического  образования  в дошкольном возрасте является воспитатель. Если в  коррекционно – развивающей работе  ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, ...

Конспект занятия "Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР".

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР....

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольниковС ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа...

«Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи».

laquo;Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи»....