Роль учителя- логопеда в экологическом воспитании дошкольников.
статья по логопедии (старшая группа)
В статье описан опыт работы учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников. | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР.
Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных учреждениях активно вводятся учебные методики и занятия на тему экологичного образа жизни и уходе за окружающей средой. Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.
Современный специалист должен помогать детям сформировать собственную, доступную для них, научную картину мира, представление о роли человека в этом мире и его взаимоотношениях со средой. Я, учитель-логопед, также стараюсь не остаться в стороне от целенаправленного , организованного, систематичного, последовательного, педагогического процесса формирования системы экологических знаний.
Если задачи воспитателя в экологическом воспитании - это формирование системы научных экологических знаний, доступных дошкольнику, то задача логопеда – активно поддержать в этом, решая еще и коррекционные задачи, а именно, формировать звукопроизношение, развивать фонематическое восприятие, обогащать словарный запас, преодолевать аграмматизм, формировать слоговую структуру слов, развивать связное речевое высказывание, а также восприятие, внимание, память, мышление.
Экологическое воспитание в ДОО тесно переплетается с изучение определённой лексической темы. Если посмотреть на годовое лексическое планирование, то увидишь, что около 50% тем связаны с темами экологического содержания, например, такие как: «Времена года: Зима, весна, лето, осень», «Деревья», « Зимующие и перелетные птицы», «Дикие и домашние животные», «Первоцветы», «Насекомые», «Животные холодных стран», «Животных жарких стран», «Морские обитатели», «Речные обитатели», «Фрукты», «Овощи».
Коррекционно-логопедическая работа по лексическим темам экологической направленности позволят решить следующие задачи:
- становление экологической культуры у детей;
- развитие экологического сознания и мышления;
- формирование ответственного отношения к окружающей среде;
- развитие активного словаря, грамматического строя, связной речи дошкольников.
В работе используются различные методы:
- наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций,
- словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы,
- практические (экологические игры)
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Чтобы повысить эффективность экологического воспитания я на своих занятиях использую дидактические эколого-речевые игры.
«С какого дерева листик?» (цель: закрепить знания о особенности с деревьев, учить образовывать относительные прилагательные);
«Кто поможет малышу?» (цель: уточнить знания детей о приспособлении разных животных и птиц к своей среде обитания);
«Четвёртый лишний» (цель: найти лишнюю картинку или игрушку-животное, которое не живёт в определённой климатической зоне, учить употреблять сложно-подчиненные предложения);
«Мяч лови – детёныша назови» (цель: называть детёнышей животных или птиц определённой среды обитания, а также учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксам).
«Кто в каком доме живет?» (Цель: закрепить знания о жилье животных, но учить использовать предложно-падежные конструкции),
Наряду с традиционными игровыми приемами, дидактическими играми, я использую современные технологии. С помощью мультимедийных презентаций дети ярче воспринимают предметы и явления природы.
Такие игры способствуют активному развитию словаря, грамматического строя, связной речи. Основная цель дидактических игр экологического характера заключается в том, чтобы сформировать у детей дошкольного возраста мотивацию к природоохранной деятельности.
Одна из задач коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи – развитие монологической речи. Изучение каждой лексической темы предполагает занятия по развитию связной речи. На таких занятиях, я использую различные виды рассказов, которые непосредственно связаны с экологической тематикой.
Рассматривание картин помогает развивать монологическую речь детей, обучение которой строится по следующим видам рассказов:
- описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Огурец», «Собака», «Первоцветы»,
- описательный рассказ, построенный на сравнении разных предметов («Яблоко и груша», «Ель и береза», «Корова и кошка»)
- описательный рассказ о времени года («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);
- составление творческих рассказов по воображению («Кто самый сильный?», «Путешествие на Север»,
- составление творческих рассказов из личного опыта («Как наша семья отмечала Масленицу», «Как мы поздравим мам и бабушек»,
- составление коллективных описательных рассказов по фотографиям и репродукциям картин известных русских художников («Защитники Отечества», «Три богатыря» В. М. Васнецова)
- сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»).
Для снятия утомления, напряжения во время непосредственной деятельности проводятся с детьми физкультминутки, пальчиковые гимнастики экологического содержания.
- У нас в саду расцвел цветок. (дети показывают бутон)
- Чтоб стал красив он и высок,
- Раскрыл на утро лепестки, (раскрывают ладони, разводят пальцы)
- Должны работать корешки! (изображают “корни”)
Такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.
Важное место в своей коррекционной работе я уделяю совместной деятельности детей и их родителей. Еженедельно в индивидуальной тетради для домашних заданий отражается лексическая тема недели, где предлагаются задания для обогащения словаря детей, связанные с экологией. Для заучивания наизусть даю стихи, потешки, загадки о животных, растениях, временах года. Для развития мелкой моторики подбираются задания с использованием бросового и природного материала. Также недавно мною были реализован проект «Цветы», в ходе которого родители вместе с детьми не только сфотографировались и нарисовали любимый цветок, но и составляли описательный рассказ на эту тему.
Такая работа способствует сотрудничеству, эмоциональному и психологическому сближению родителей, детей и логопеда. Родители понимают необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Таким образом, работа по экологическому воспитанию неразрывно связана с коррекционной работой по обогащению, уточнению словаря, развитию монологической речи. Ребенок сможет передать свои мысли, впечатления, представления связно, грамотно в том случае, если он научился наблюдать и видеть, замечать мир, который его окружает, анализировать природные явления, взаимодействия живой и неживой природы.
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Роль учителя -логопеда в экологическом воспитании дошкольника с ОНР".
Если задача воспитателя в экологическом воспитании- формирование доступных дошкольнику экологических знаний, бережного отношения к природе, то задача логопеда -поддержать его в этом, решая коррекционн...
презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ
Презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО И...
Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на материале лексической темы « Лес. Деревья»
Основным проводником экологического образования в дошкольном возрасте является воспитатель. Если в коррекционно – развивающей работе ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, ...
Конспект занятия "Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР".
Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР....
«Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с нарушениями речи»
Опыт работы по теме...
Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников
Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольниковС ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа...
«Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи».
laquo;Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи»....