Методика логопедической работы по формированию навыков повествовательной речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Методика логопедической работы по формированию навыков повествовательной речи включает два этапа:
Первый этап - развитие связной речи практическим методом.
Второй этап - обучение программированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.doc | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика логопедической работы по формированию навыков повествовательной речи
Методика логопедической работы по формированию навыков повествовательной речи включает 2 этапа:
1. Первый этап - развитие связной речи практическим методом (с помощью логопеда и как получится у ребенка)
Задачи:
- развить у ребенка мотивационную сторону, заинтересовать его
В основе связной речи лежат 2 группы мотивов: экстралингвистические (интерес) лингвистические (интерес к тому как сказать)
- научить ребенка с помощью логопеда составлять относительно длинные рассказы (5-6 предложений)
Основное внимание при этом уделяется логической последовательности.
На этом этапе логопед не обращает внимание на фонетические и грамматические проблемы речи.
Чтобы решить эти задачи использует игры:
1) игры на восстановление определения логического порядка, события на материале сюжетных картинок. (где есть наглядная программа) Нужно выстроить наглядную программу из сюжетных картинок на основе прочитанного рассказа.
2) Игры в семантические абсурды (игры в небылицу)
3) рассчитан на развитие внутреннего чувства экрана -игры на замысел
Придумываить случай с опорой на денотативный план – программа заданная денотатами, элементы которой можно объединить в ситуацию. Дедушка, мальчик, пенек, ёжик.
4) ассоциативные вербальные игры (направлены на формирование операций поиска слова в долговременной памяти.
5) чтение как специальный прием в развитии связной речи
-научить ребенка по прочитанному зачину придумывать продолжение.
-познакомить детей с основными жанрами связной речи.
2. 2 этап. Обучение программированию.
Задачи:
- познакомить детей с правилами смысловой связи предложений.
- знакомить с правилами лексико-синтаксической связи.
- уточнение семантики слов, автоматизировать в речи детей двух-, трехсложных слов со стечением согласных и четырехсложных слов, развитие зрительной линейной памяти.
Логопедическое занятие 1 типа. (проводится 7-8)
- организационный момент.
- Чтение рассказа (5-6 предложений), адаптированного логопедом.
ТРЕБОВАНИЯ к подбору текста: текст должен быть цепной (текст, в котором связь обуславливается тем, что в предыдущих двух предложениях говорится об одном и том же предмете). Текст должен иметь познавательный факт. Все предложения простые, распространенные.
- Сенсорно-словарная работа.
Логопед предлагает банк предметных картинок и просит отобрать те, которые подходят (или не подходят) к рассказу.
Слово УЛЕЙ – картинки берлоги, скворечника, конуры.
4. Знакомство с картинно-графическим планом.
Кот (стрелочка) мед
Мед (стрелочка) малинник
«Стрелочка» это тоже слово. Создаем наглядно-образный план.
- знакомство со смысловым правилом. Логопед загораживает все предложения, кроме 1 и 2.
- проверочный, с опорой на план.
Второй тип логопедического занятия.
Закрепление усвоенных знаний.
В структуру занятия вводим поломки (по одной):
- исчезновение целого предложения
- в двух предложениях нарушена предметная повторяемость
- в одном предложении детонаты переставлены (особенно в первом).
1. Организационный момент.
2. Восстановление детьми картинно-графической картины
3. Пересказ рассказа с опорой на программы (оставим всю левую часть).
4. Моделирование поломки (поломку ребенок не должен видеть)
5. Подвести детей к итогу.
Третий тип логопедического занятия.
Цель: Развитие глагольной синонимии. Глагол – структурно-семантический центр предложения.
!!!! Проводим только на знакомом детям тексте.
- Организационный момент.
- Построение картинно-графической программы по памяти.
- Развитие линейной вербальной памяти. Дети должны назвать по порядку глагольные слова «стрелочки». (все предложение дети сказали шепотом, а вслух только глагольное слово).
- словарная работа. Учим подбирать синонимы. Объявляем слова-запреты (глаголы называть нельзя). Логопед сначала сам подбирает вербальный ряд, чтобы там были слова-синонимы и не синонимы, но похожее по звучанию. «Какое слово подходит?» подходящее слово ребенок сам встраивает в предложение. Смысл не изменился, а слово мы подобрали другое.
- Перекрестный пересказ. Первый ребенок повторяет предложение по-старому, а второй – по-новому. Остальные слушатели – контроль.
Четвертый тип логопедического занятия.
Цель: знакомство детей с с правилами языковой, лексико-синтаксической связи предложений.
Последовательность ввода:
- местоимение
- местоименное наречие (там, тут)
- производные слова (лиса –лисица)
- синонимы
1. Организационный момент.
2. Самостоятельное составление программы.
3. Линейная вербальная память.
4. Словарная работа. Знак «запрет» перемещается на детонат. Метод выбора из заданного вида.
5. Перекрестный пересказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика логопедической работы по формированию слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)
Методика логопедической работы по формированию слоговойструктуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц) Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированны...
Методика логопедической работы по формированию слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)
Методика логопедической работы по формированию слоговойструктуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц) Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированны...
Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...
Логопедическая работа по формированию навыка словаобразования прилагательнах у детей с ОНР III уровня.
Статья в которой, раскрывается важнейшая и до сих пор очень мало изученная проблема логопедии – формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с речевой патологией...
Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...
Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ
Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...
Логопедическая работа по формированию навыков связной речи у дошкольников общим нарушением речи посредством рассказов цепной структуры.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно выс...