Проект "Ловкие пальчики"
проект по логопедии (старшая группа)

Михейкина Диляра Ильдусовна

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1.  

Паспорт проекта…………………………………………………..

3

  1.  

Актуальность (проблема)………………………………………...

6

  1.  

Анализ внешней и внутренней среды…………………………...

8

  1.  

Цели и задачи проекта……………………………………………

13

  1.  

Участники проекта………………………………………………..

14

  1.  

Ресурсы проекта…………………………………………………..

16

  1.  

Механизм реализации проекта…………………………………..

17

  1.  

План реализации проекта………………………………………...

20

  1.  

Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности……

23

  1.  

Перспективы дальнейшего развития проекта…………………..

25

  1.  

Список использованной литературы……………………………

27

  1.  

Приложения……………………………………………………….

28

 

 

1.      ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Таблица 1- Паспорт проекта

Название проекта

«Ловкие пальчики»

Тема проекта

развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста        

Автор проекта

Михейкина Диляра Ильдусовна, учитель-логопед

Место реализации проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 108» города Чебоксары, Чувашской Республики, подготовительная группа

Проблема, на решение которой направлен проект

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития крупной и мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Итак, нарушения моторики, как крупной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

 Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для разработки проекта.

Цель проекта

Развитие пальчиковой моторики рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи проекта

- формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать мышление, память, внимание, сосредоточенность;

- формировать навыки учебной деятельности (умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции);

- создавать педагогические условия для развития речи у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук;

- систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка;

- подбирать диагностические методики для оценки уровня развития мелкой моторики руки ребенка.

- активизировать педагогический потенциал родителей.

Участники проекта

Учитель-логопед, воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели.

Сроки реализации проекта

с 26.12.2019 по 30.05.2020

(проект средней продолжительности)

Ожидаемые результаты

1. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

2. Развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.

3. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по развитию мелкой моторики и устранению речевых недостатков детей в домашних условиях

4. Обогащение родительского опыта в развитие мелкой моторики пальцев.

 

2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т. п.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Актуальность данной темы послужила разработке педагогического проекта «Ловкие пальчики».

 

3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

Анализ внешней среды

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такой режим дня ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

Большая часть родителей и педагогов в детском саду, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Настоящее современное общество - мир компьютеризированной техники. Повседневная замена игровых упражнений компьютером снижает развитость не только мелкой, но и крупной моторики. Облегченность нажатием клавиши не способствует полноценному развитию моторики пальцев рук, что в свою очередь оказывает влияния на развитие речи. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.

Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Начиная со старшей группы, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке к обучению письму. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты в процессе подготовки руки к письму ориентируют ребенка контролировать зрительно-моторную деятельность, а также стимулируют желание заниматься определенным видом деятельности в течение продолжительного времени.

Развитость мелкой моторики влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, высокий уровень которых предотвращает формирование школьных трудностей. Развитие сложно-координированных движений важно начинать с самого младшего возраста. Вот почему важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.

Для успешного развития мелкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как не ведущая рука оказывается ущербной, что является ошибочным.

Как известно, один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста является уровень развития крупной и мелкой моторики.

Анализ внутренней среды

Реализация данного проекта в ДОУ осуществляется через цикл ООД с детьми и на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом в  Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 108 «Сказка» города Чебоксары Чувашской Республики; сокращенное наименование – МБДОУ «Детский сад № 108» г. Чебоксары, функционирует с 1977 года, расположено по адресу: ул. Ленинского Комсомола, 46А, г. Чебоксары, Чувашская Республика, 428022.

Реализуя «Программу от рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы,  М.А.Васильевой, Т. С.Комаровой) работа с детьми по развитию мелкой моторики осуществляется через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, пальчиковые упражнения, практикуя их во всех видах деятельности и подбирая под лексические темы ООД.

Большое значение придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразная и разносторонняя, организована в различных направлениях. Проект представляет собой систематизированный материал по развитию мелкой моторики, применяемый во всех видах логопедических занятий, для преодоления речевых нарушений у детей. Разнообразие предлагаемых игровых упражнений и практических заданий способствует повышению уровня заинтересованности детей.

Применение данного материала способствует:

           -стимулированию развития речи через активизацию движений пальцев рук;

          -  овладению приемами самомассажа и расслабления;

          - развитию тактильной чувствительности и умению оперировать мелкими предметами;

          - координированию движениями обеих рук;

          - формированию переключаемости с одного вида движения на другое.

          - развитию изобразительных и графических навыков;

          - повышению уровня зрительно-двигательной координации, моторной ловкости;

         - развитию двигательной памяти, произвольности и точности движений;

         - формированию фонетико-фонематической базы речи;

         -формированию навыков правильного произношения, т.к. сокращаются сроки в процессе постановки и автоматизации звука;                                         

         - развитию фразовой и связной речи, речевой моторике;

         - активизации развития высших психических функций, познавательной деятельности;

        - формированию социальной адаптации у детей.

Развивая мелкую моторику в рамках проекта, мы обогащаем и расширяем работу, опираясь на интересы ребенка и семьи.

Каждое упражнение – это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Игры и игровые упражнения проводятся с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи. Используются различные по фактуре материалы и разнообразные приемы. Работа с детьми будет эффективной лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.

 Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.

Для удобства работы педагога упражнения представлены в виде календарного понедельного плана. Игры и игровые упражнения проводятся на материале различных лексических тем. Форма работы может быть разная: с целой группой детей, с небольшими подгруппами (3-4 ребенка) и индивидуально с каждым ребенком.

Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии весь материал был разделен в соответствии с лексическими темами (см. таблица 1).

 

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: Развитие пальчиковой моторики рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи проекта:

  1. - формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  2. - развивать мышление, память, внимание, сосредоточенность;
  3. - формировать навыки учебной деятельности (умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции);
  4. - создавать педагогические условия для развития речи у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук;
  5. - систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка;
  6. - подбирать диагностические методики для оценки уровня развития мелкой моторики руки ребенка.
  7. - активизировать педагогический потенциал родителей.

 

 

5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Участниками реализации проекта являются учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №108» г. Чебоксары Михейкина Диляра Ильдусовна, дети подготовительной к школе группы и родители. Роль участников проекта представлена в таблице №2.

Таблица 2-Участники проекта

Участник

Роль в реализации проекта

Учитель-логопед

Руководство по разработке и реализации проекта.

Работа с родителями:

1.Анкетирование родителей:

«Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»

2. Совместное оформление информационно-наглядного материала по теме : «Пальчиковая гимнастика»

3. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов

4. Консультации для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования»; «Пальчиковая гимнастика»; «Что представляет собой пальчиковая гимнастика»; «Влияние развития мелкой моторики руки

на развитие речи детей»

5. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей

6. Зафиксировать и проанализировать особенности развития мелкой моторики на начало учебного года.

Родители

Взаимодействуют, сотрудничают с учителем-логопедом при организации мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта.

 

Воспитанники

(дети подготовительной к школе группы)

Активные участники проекта. Принимают участие в развитии мелкой моторики.

 

 

6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

 

Нормативно-правовые ресурсы:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

Программа: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.2015г.

Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной.

Кадровые ресурсы: учитель-логопед Михейкина Диляра Ильдусовна

Материально-технические ресурсы:

     • Научно-методической литературы по теме проекта;

• Методика «Дорожки» (Л. А. Венгер);

• Графическая проба «Заборчик» (А. Р. Лурия);

• «Перебор пальцев» (Е. И. Рогов);

• Реципрокная координация движений (Н. И. Озерецкий);

• Анкета для родителей;

• Традиционный методы (пальчиковая гимнастика, игры с бельевыми прищепками, аппликации с крупой, выкладывание счётных палочек, игра с мозаикой, массаж кистей рук, пазлы, кубики, рамки- вкладыши, шнуровки, нанизывание бусин, штриховки);

- нетрадиционные методы (Су-джок терапия, аппликатор Кузнецова, игра с массажным мячиком, песком, сенсорной коробкой);

- памятка «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

 

-памятки «Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста»;

-дидактические игры: «Кто, что ест?», «Пальчиковые дорожки»

 

7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 3 – Механизм реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

1. Изучение:

-научно-методической литературы по теме проекта;

- понятий, касающихся темы проекта;

2. Подбор диагностического материала.

3. Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики.

4. Создание предметно-развивающей среды.

5. Диагностический этап:

А) Диагностика воспитанников проводилась с помощью диагностического инструментария:

• Методика «Дорожки» (Л. А. Венгер).

• Графическая проба «Заборчик» (А. Р. Лурия).

• «Перебор пальцев» (Е. И. Рогов).

• Реципрокная координация движений (Н. И. Озерецкий).

Б) Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме.

 

Работа выстраивалась в трех направлениях:

1. В совместной деятельности педагога и детей;

В логопедическом кабинете созданы все условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игры.

Мероприятия:

использование на логопедических занятиях:

-традиционных методов (пальчиковая гимнастика, игры с бельевыми прищепками, аппликации с крупой, выкладывание счётных палочек, игра с мозаикой, массаж кистей рук, пазлы, кубики, рамки- вкладыши, шнуровки, нанизывание бусин, штриховки);

-нетрадиционных методов (Су-джок терапия, аппликатор Кузнецова, игра с массажным мячиком, песком, сенсорной коробкой);

В процессе своей педагогической деятельности особое внимание я уделила таким нетрадиционным приемам работы как ниткография, песоктерапия и «Игры в сказку».

С педагогами ДОУ – с помощью проведения консультаций, семинаров-практикумов, бесед.

Мероприятия:

Содержание мероприятий.

1. «Чтобы лучше говорить-надо с пальцами дружить» (родительское собрание, октябрь.

2. Домашняя игротека

«Игры на развитие мелкой моторики рук» (семинар-практикум, октябрь.

3. «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи» (собрание, ноябрь.

4. «Игры с крупами, как средство автоматизации звуков» (семинар-практикум, декабрь.

5. «Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста» (консультация, январь.

6. «Применение Су-джок терапии при коррекции речи у детей» (мастер-класс, февраль.

7. «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» (мастер-класс, март.

 

- Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

-проанализировать реализацию проекта с детьми и родителями.

- систематизировать полученный опыт, программно-методические материалы и разработки, созданные в результате реализации проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 4 – План реализации проекта

Месяц

Темы месяца

Пальчиковая гимнастика

Сентябрь - октябрь

У, А, О, П.

Детский сад.

Игрушки.

Осень. Фрукты.

Части тела

«Наша группа».

В нашей группе все друзья (ритмично стучат кулачками друг о друга).

Самый младший – это я (разжимают пальчики, начиная с мизинчиков). Это Лиза, это Саша, это Владик, это Даша.

Ноябрь

Т, П-Т, К, П-Т-К.

Туалетные принадлежности.

Домашние животные.

Домашние птицы.

 

Дай молоко, Буренушка (показывают, как доят корову),

Хоть капельку – на донышке,

Ждут меня котятки – малые ребятки (мордочка кошки).

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простокваши,

Молока для каши (загибают пальчики).

Всем дает здоровье молоко коровье (доят). 

Декабрь

И, Ы, Э.

Домашние птицы.

Зима.

Зимующие птицы.

Новый год.

Стою и снежинки в ладошку ловлю (ритмичные удары пальцами левой руки по ладони правой).

Я зиму, и снег, и снежинки люблю (удары пальцами правой руки по ладони левой – перебор).

Но где, же снежинки? (сжать кулаки)

В ладошке вода (разжать).

Куда же исчезли снежинки? (сжать)

Куда? (разжать)

Растаяли хрупкие льдинки – лучи

Как видно, ладошки мои горячи (потряхивание ладонями).

Январь

П-Пь, Т-Ть.

Новый год.

Рождество.

Дикие звери.

Мы на елке веселились (ритмичные хлопки в ладоши).

И плясали, и резвились (ритмичные удары кулачками).

После добрый Дед Мороз.

Нам подарки преподнес (шагают по столу средним и указательными пальцами обеих рук).

Дал большущие пакеты (рисуют руками большой круг).

В них же вкусные предметы (хлопки).

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин (загибают пальцами начиная с большого).

Февраль

К-Кь, М-Мь, Н-Нь, Ф-Фь.

Дикие звери.

Дом, семья.

День защитника Отечества.

Мебель.

1, 2, 3, 4 (загибают пальцы, начиная с большого).

Много мебели в квартире (сжимают и разжимают кулачки).

В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку,

Чтобы ноги отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали – на кровати мы лежали.

А потом мы с котом посидели за столом (загибают пальцы, начиная с большого).

Чай с вареньем дружно пили,

Много мебели в квартире (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).

 

Март

 

Д-Дь, В-Вь, Б-Бь, Г-Гь.

Восьмое марта.

Посуда.

Весна.

Раз, 2, 3, 4, 5 (возят машинку по пальчику, начиная с большого).

Можно гонки начинать (с мизинца).

По кругу, по кругу, вперед и назад (по кругу в разные стороны).

Но пальцы машинку мою тормозят (катают машинку по пальчикам, которые слегка согнуты).

Закрылись (сжимают кулак) Машинка стоит в гараже.

И фары погасли, не светят уже (заглядывают в маленькую щелочку в кулаке).

Апрель

С-Сь, З-Зь.

Твердые и мягкие согласные звуки.

Одежда.

Обувь.

Головные уборы.

У матрешкиной сестрицы (ритмичные удары пальцами правой руки начиная с указательного по левой руке).

По деревне небылицы (наоборот).

Ходит утка в юбку, в теплом полушубке.

Курочка в жилете, петушок в берете.

Коза в сарафане, заинька в кафтане (загибают пальцы).

А всех пригоже, корова в рогоже (хлопки и удары кулачками).

Май

П-Б, Т-Д, К-Г, С-З.

Глухие и звонкие согласные звуки.

Транспорт.

Дикие птицы.

Мой город.

Моя страна.

1, 2, 3, 4 (загибают пальцы, начиная с большого).

Много мебели в квартире (сжимают и разжимают кулачки).

В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку,

Чтобы ноги отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали – на кровати мы лежали.

А потом мы с котом посидели за столом (загибают пальцы, начиная с большого).

Чай с вареньем дружно пили,

Много мебели в квартире (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).

 

9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

1. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

2. Развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.

3. Обогащение родительского опыта в развитие мелкой моторики пальцев.

Критерии реализации проекта:

Педагоги:

1. Расширен кругозор педагогов о влиянии пальчиковой гимнастики на развитие речи детей через:

• консультации;

• семинары – практикумы;

• мастер-классы.

Дети:

1. Развиты умения правильно выполнять упражнения по мелкой моторике.

2. В совместной деятельности дети свободно владеют играми по мелкой моторике.

3. Использовав игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей сформирована словесная речь.

4. Выполняя любые поручения у детей, сформирован навык доводить дело до конца.

5. Проводя в течении года работу по развитию моторики рук у детей развиты и сформированы сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развита тактильная чувствительность рук.

Родители:

1. Доведение до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

2. Формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности и т. д.

 

10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Проект может быть использован педагогами в рамках организации тематических занятий в образовательной области.

1. Познание.

-Экспериментальная деятельность:

познание свойств: предметов быта, природного материала (фасоль, крупа, прищепки) .

-Д/и «Лото»«Нарядные бусы» и т. д.

2. Коммуникация.

- Заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры«Семья»«Капуста»«Кошкин дом» и т. д.

3. Социализация.

- Коллективное творчество, приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

4. 4. Художественное творчество.

-Выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины»«Узоры на подносе»и т. д.

5. Предметно – развивающая среда.

- Пополнение уголка сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика).

6. Здоровье.

-Укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник.

7. Совместная деятельность с родителями.

-Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.

-Выполнение творческих заданий.

-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.

Проект с 11.12.2017 по 30.05.2018 (проект средней продолжительности), направлен на развитие мелкой моторики рук и может быть использован в практике ДОУ.

Вывод:

Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук-один из основных показателей, как речевого развития детей, так и интеллектуального, и, следовательно, готовности к школьному обучению.

 

Список литературы

  1. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2017.
  2. Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Ткаченко Т.А. С пальчиками играем, речь развиваем. 3-5 лет. – М. : Литур, 2016.
  4. Фалева А.С. Тактильные чистоговорки: тетрадь тренажер. Выпуск 3. Свистящие звуки. (4-6 лет). ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2018.
  5. Фалева А.С. Самомассаж с использованием природного материала. 5-10 лет. ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2017.
  6. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. – СПб : Детство – Пресс, 2008.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_lovkie_palchiki.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №108 «Сказка»

ПРОЕКТ

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

Тема: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Выполнила:

Михейкина Диляра Ильдусовна

Учитель-логопед

Чебоксары 2019г

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта…………………………………………………..

3

Актуальность (проблема)………………………………………...

6

Анализ внешней и внутренней среды…………………………...

8

Цели и задачи проекта……………………………………………

13

Участники проекта………………………………………………..

14

Ресурсы проекта…………………………………………………..

16

Механизм реализации проекта…………………………………..

17

План реализации проекта………………………………………...

20

Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности……

23

Перспективы дальнейшего развития проекта…………………..

25

Список использованной литературы……………………………

27

Приложения……………………………………………………….

28

1.        ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Таблица 1- Паспорт проекта

Название проекта

«Ловкие пальчики»

Тема проекта

развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста        

Автор проекта

Михейкина Диляра Ильдусовна, учитель-логопед

Место реализации проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 108» города Чебоксары, Чувашской Республики, подготовительная группа

Проблема, на решение которой направлен проект

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития крупной и мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Итак, нарушения моторики, как крупной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

 Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для разработки проекта.

Цель проекта

Развитие пальчиковой моторики рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи проекта

- формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать мышление, память, внимание, сосредоточенность;

- формировать навыки учебной деятельности (умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции);

- создавать педагогические условия для развития речи у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук;

- систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка;

- подбирать диагностические методики для оценки уровня развития мелкой моторики руки ребенка.

- активизировать педагогический потенциал родителей.

Участники проекта

Учитель-логопед, воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели.

Сроки реализации проекта

с 26.12.2019 по 30.05.2020

(проект средней продолжительности)

Ожидаемые результаты

1. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

2. Развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.

3. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по развитию мелкой моторики и устранению речевых недостатков детей в домашних условиях

4. Обогащение родительского опыта в развитие мелкой моторики пальцев.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т. п.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Актуальность данной темы послужила разработке педагогического проекта «Ловкие пальчики».

3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

Анализ внешней среды

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такой режим дня ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

Большая часть родителей и педагогов в детском саду, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Настоящее современное общество - мир компьютеризированной техники. Повседневная замена игровых упражнений компьютером снижает развитость не только мелкой, но и крупной моторики. Облегченность нажатием клавиши не способствует полноценному развитию моторики пальцев рук, что в свою очередь оказывает влияния на развитие речи. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.

Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Начиная со старшей группы, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке к обучению письму. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты в процессе подготовки руки к письму ориентируют ребенка контролировать зрительно-моторную деятельность, а также стимулируют желание заниматься определенным видом деятельности в течение продолжительного времени.

Развитость мелкой моторики влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, высокий уровень которых предотвращает формирование школьных трудностей. Развитие сложно-координированных движений важно начинать с самого младшего возраста. Вот почему важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.

Для успешного развития мелкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как не ведущая рука оказывается ущербной, что является ошибочным.

Как известно, один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста является уровень развития крупной и мелкой моторики.

Анализ внутренней среды

Реализация данного проекта в ДОУ осуществляется через цикл ООД с детьми и на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом в  Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 108 «Сказка» города Чебоксары Чувашской Республики; сокращенное наименование – МБДОУ «Детский сад № 108» г. Чебоксары, функционирует с 1977 года, расположено по адресу: ул. Ленинского Комсомола, 46А, г. Чебоксары, Чувашская Республика, 428022.

Реализуя «Программу от рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы,  М.А.Васильевой, Т. С.Комаровой) работа с детьми по развитию мелкой моторики осуществляется через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, пальчиковые упражнения, практикуя их во всех видах деятельности и подбирая под лексические темы ООД.

Большое значение придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразная и разносторонняя, организована в различных направлениях. Проект представляет собой систематизированный материал по развитию мелкой моторики, применяемый во всех видах логопедических занятий, для преодоления речевых нарушений у детей. Разнообразие предлагаемых игровых упражнений и практических заданий способствует повышению уровня заинтересованности детей.

Применение данного материала способствует:

           -стимулированию развития речи через активизацию движений пальцев рук;

          -  овладению приемами самомассажа и расслабления;

          - развитию тактильной чувствительности и умению оперировать мелкими предметами;

          - координированию движениями обеих рук;

          - формированию переключаемости с одного вида движения на другое.

          - развитию изобразительных и графических навыков;

          - повышению уровня зрительно-двигательной координации, моторной ловкости;

         - развитию двигательной памяти, произвольности и точности движений;

         - формированию фонетико-фонематической базы речи;

         -формированию навыков правильного произношения, т.к. сокращаются сроки в процессе постановки и автоматизации звука;                                          

         - развитию фразовой и связной речи, речевой моторике;

         - активизации развития высших психических функций, познавательной деятельности;

        - формированию социальной адаптации у детей.

Развивая мелкую моторику в рамках проекта, мы обогащаем и расширяем работу, опираясь на интересы ребенка и семьи.

Каждое упражнение – это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Игры и игровые упражнения проводятся с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи. Используются различные по фактуре материалы и разнообразные приемы. Работа с детьми будет эффективной лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.

 Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.

Для удобства работы педагога упражнения представлены в виде календарного понедельного плана. Игры и игровые упражнения проводятся на материале различных лексических тем. Форма работы может быть разная: с целой группой детей, с небольшими подгруппами (3-4 ребенка) и индивидуально с каждым ребенком.

Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии весь материал был разделен в соответствии с лексическими темами (см. таблица 1).

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: Развитие пальчиковой моторики рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи проекта:

  1. - формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  2. - развивать мышление, память, внимание, сосредоточенность;
  3. - формировать навыки учебной деятельности (умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции);
  4. - создавать педагогические условия для развития речи у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук;
  5. - систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка;
  6. - подбирать диагностические методики для оценки уровня развития мелкой моторики руки ребенка.
  7. - активизировать педагогический потенциал родителей.

5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Участниками реализации проекта являются учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №108» г. Чебоксары Михейкина Диляра Ильдусовна, дети подготовительной к школе группы и родители. Роль участников проекта представлена в таблице №2.

Таблица 2-Участники проекта

Участник

Роль в реализации проекта

Учитель-логопед

Руководство по разработке и реализации проекта.

Работа с родителями:

1.Анкетирование родителей:

«Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»

2. Совместное оформление информационно-наглядного материала по теме : «Пальчиковая гимнастика»

3. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов

4. Консультации для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования»; «Пальчиковая гимнастика»; «Что представляет собой пальчиковая гимнастика»; «Влияние развития мелкой моторики руки

на развитие речи детей»

5. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей

6. Зафиксировать и проанализировать особенности развития мелкой моторики на начало учебного года.

Родители

Взаимодействуют, сотрудничают с учителем-логопедом при организации мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта.

Воспитанники

(дети подготовительной к школе группы)

Активные участники проекта. Принимают участие в развитии мелкой моторики.

6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

Нормативно-правовые ресурсы:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

Программа: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.2015г.

Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной.

Кадровые ресурсы: учитель-логопед Михейкина Диляра Ильдусовна

Материально-технические ресурсы:

     • Научно-методической литературы по теме проекта;

• Методика «Дорожки» (Л. А. Венгер);

• Графическая проба «Заборчик» (А. Р. Лурия);

• «Перебор пальцев» (Е. И. Рогов);

• Реципрокная координация движений (Н. И. Озерецкий);

• Анкета для родителей;

Традиционный методы (пальчиковая гимнастика, игры с бельевыми прищепками, аппликации с крупой, выкладывание счётных палочек, игра с мозаикой, массаж кистей рук, пазлы, кубики, рамки- вкладыши, шнуровки, нанизывание бусин, штриховки);

- нетрадиционные методы (Су-джок терапия, аппликатор Кузнецова, игра с массажным мячиком, песком, сенсорной коробкой);

- памятка «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

-памятки «Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста»;

-дидактические игры: «Кто, что ест?», «Пальчиковые дорожки»

7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 3 – Механизм реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

1. Изучение:

-научно-методической литературы по теме проекта;

- понятий, касающихся темы проекта;

2. Подбор диагностического материала.

3. Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики.

4. Создание предметно-развивающей среды.

5. Диагностический этап:

А) Диагностика воспитанников проводилась с помощью диагностического инструментария:

• Методика «Дорожки» (Л. А. Венгер).

• Графическая проба «Заборчик» (А. Р. Лурия).

• «Перебор пальцев» (Е. И. Рогов).

• Реципрокная координация движений (Н. И. Озерецкий).

Б) Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме.

Работа выстраивалась в трех направлениях:

1. В совместной деятельности педагога и детей;

В логопедическом кабинете созданы все условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игры.

Мероприятия:

использование на логопедических занятиях:

-традиционных методов (пальчиковая гимнастика, игры с бельевыми прищепками, аппликации с крупой, выкладывание счётных палочек, игра с мозаикой, массаж кистей рук, пазлы, кубики, рамки- вкладыши, шнуровки, нанизывание бусин, штриховки);

-нетрадиционных методов (Су-джок терапия, аппликатор Кузнецова, игра с массажным мячиком, песком, сенсорной коробкой);

В процессе своей педагогической деятельности особое внимание я уделила таким нетрадиционным приемам работы как ниткография, песоктерапия и «Игры в сказку».

С педагогами ДОУ – с помощью проведения консультаций, семинаров-практикумов, бесед.

Мероприятия:

Содержание мероприятий.

1. «Чтобы лучше говорить-надо с пальцами дружить» (родительское собрание, октябрь.

2. Домашняя игротека

«Игры на развитие мелкой моторики рук» (семинар-практикум, октябрь.

3. «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи» (собрание, ноябрь.

4. «Игры с крупами, как средство автоматизации звуков» (семинар-практикум, декабрь.

5. «Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста» (консультация, январь.

6. «Применение Су-джок терапии при коррекции речи у детей» (мастер-класс, февраль.

7. «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» (мастер-класс, март.

- Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

-проанализировать реализацию проекта с детьми и родителями.

- систематизировать полученный опыт, программно-методические материалы и разработки, созданные в результате реализации проекта.

8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 4 – План реализации проекта

Месяц

Темы месяца

Пальчиковая гимнастика

Сентябрь - октябрь

У, А, О, П.

Детский сад.

Игрушки.

Осень. Фрукты.

Части тела

«Наша группа».

В нашей группе все друзья (ритмично стучат кулачками друг о друга).

Самый младший – это я (разжимают пальчики, начиная с мизинчиков). Это Лиза, это Саша, это Владик, это Даша.

Ноябрь

Т, П-Т, К, П-Т-К.

Туалетные принадлежности.

Домашние животные.

Домашние птицы.

Дай молоко, Буренушка (показывают, как доят корову),

Хоть капельку – на донышке,

Ждут меня котятки – малые ребятки (мордочка кошки).

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простокваши,

Молока для каши (загибают пальчики).

Всем дает здоровье молоко коровье (доят).  

Декабрь

И, Ы, Э.

Домашние птицы.

Зима.

Зимующие птицы.

Новый год.

Стою и снежинки в ладошку ловлю (ритмичные удары пальцами левой руки по ладони правой).

Я зиму, и снег, и снежинки люблю (удары пальцами правой руки по ладони левой – перебор).

Но где, же снежинки? (сжать кулаки)

В ладошке вода (разжать).

Куда же исчезли снежинки? (сжать)

Куда? (разжать)

Растаяли хрупкие льдинки – лучи

Как видно, ладошки мои горячи (потряхивание ладонями).

Январь

П-Пь, Т-Ть.

Новый год.

Рождество.

Дикие звери.

Мы на елке веселились (ритмичные хлопки в ладоши).

И плясали, и резвились (ритмичные удары кулачками).

После добрый Дед Мороз.

Нам подарки преподнес (шагают по столу средним и указательными пальцами обеих рук).

Дал большущие пакеты (рисуют руками большой круг).

В них же вкусные предметы (хлопки).

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин (загибают пальцами начиная с большого).

Февраль

К-Кь, М-Мь, Н-Нь, Ф-Фь.

Дикие звери.

Дом, семья.

День защитника Отечества.

Мебель.

1, 2, 3, 4 (загибают пальцы, начиная с большого).

Много мебели в квартире (сжимают и разжимают кулачки).

В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку,

Чтобы ноги отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали – на кровати мы лежали.

А потом мы с котом посидели за столом (загибают пальцы, начиная с большого).

Чай с вареньем дружно пили,

Много мебели в квартире (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).

Март

Д-Дь, В-Вь, Б-Бь, Г-Гь.

Восьмое марта.

Посуда.

Весна.

Раз, 2, 3, 4, 5 (возят машинку по пальчику, начиная с большого).

Можно гонки начинать (с мизинца).

По кругу, по кругу, вперед и назад (по кругу в разные стороны).

Но пальцы машинку мою тормозят (катают машинку по пальчикам, которые слегка согнуты).

Закрылись (сжимают кулак) Машинка стоит в гараже.

И фары погасли, не светят уже (заглядывают в маленькую щелочку в кулаке).

Апрель

С-Сь, З-Зь.

Твердые и мягкие согласные звуки.

Одежда.

Обувь.

Головные уборы.

У матрешкиной сестрицы (ритмичные удары пальцами правой руки начиная с указательного по левой руке).

По деревне небылицы (наоборот).

Ходит утка в юбку, в теплом полушубке.

Курочка в жилете, петушок в берете.

Коза в сарафане, заинька в кафтане (загибают пальцы).

А всех пригоже, корова в рогоже (хлопки и удары кулачками).

Май

П-Б, Т-Д, К-Г, С-З.

Глухие и звонкие согласные звуки.

Транспорт.

Дикие птицы.

Мой город.

Моя страна.

1, 2, 3, 4 (загибают пальцы, начиная с большого).

Много мебели в квартире (сжимают и разжимают кулачки).

В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку,

Чтобы ноги отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали – на кровати мы лежали.

А потом мы с котом посидели за столом (загибают пальцы, начиная с большого).

Чай с вареньем дружно пили,

Много мебели в квартире (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).

9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

2. Развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.

3. Обогащение родительского опыта в развитие мелкой моторики пальцев.

Критерии реализации проекта:

Педагоги:

1. Расширен кругозор педагогов о влиянии пальчиковой гимнастики на развитие речи детей через:

• консультации;

• семинары – практикумы;

• мастер-классы.

Дети:

1. Развиты умения правильно выполнять упражнения по мелкой моторике.

2. В совместной деятельности дети свободно владеют играми по мелкой моторике.

3. Использовав игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей сформирована словесная речь.

4. Выполняя любые поручения у детей, сформирован навык доводить дело до конца.

5. Проводя в течении года работу по развитию моторики рук у детей развиты и сформированы сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развита тактильная чувствительность рук.

Родители:

1. Доведение до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

2. Формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности и т. д.

10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Проект может быть использован педагогами в рамках организации тематических занятий в образовательной области.

1. Познание.

-Экспериментальная деятельность:

познание свойств: предметов быта, природного материала (фасоль, крупа, прищепки) .

-Д/и «Лото»«Нарядные бусы» и т. д.

2. Коммуникация.

- Заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры«Семья»«Капуста»«Кошкин дом» и т. д.

3. Социализация.

- Коллективное творчество, приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

4. 4. Художественное творчество.

-Выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины»«Узоры на подносе»и т. д.

5. Предметно – развивающая среда.

- Пополнение уголка сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика).

6. Здоровье.

-Укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник.

7. Совместная деятельность с родителями.

-Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.

-Выполнение творческих заданий.

-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.

Проект с 11.12.2017 по 30.05.2018 (проект средней продолжительности), направлен на развитие мелкой моторики рук и может быть использован в практике ДОУ.

Вывод:

Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук-один из основных показателей, как речевого развития детей, так и интеллектуального, и, следовательно, готовности к школьному обучению.

Список литературы

  1. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2017.
  2. Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Ткаченко Т.А. С пальчиками играем, речь развиваем. 3-5 лет. – М. : Литур, 2016.
  4. Фалева А.С. Тактильные чистоговорки: тетрадь тренажер. Выпуск 3. Свистящие звуки. (4-6 лет). ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2018.
  5. Фалева А.С. Самомассаж с использованием природного материала. 5-10 лет. ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2017.
  6. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. – СПб : Детство – Пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...