Статья в материалах Всероссийской научно-практической конференции "Реализация ФГОС ДО: проблемы, возможности, опыт и перспектива"
статья по логопедии

Алтынгареева Виктория Ринатовна

Статья в материалах Всероссийской научно-практической конференции  "Реализация ФГОС ДО: проблемы, возможности, опыт и перспектива"  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Алтынгареева В.Р., учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад №1 «Березка»

с.Николо-Березовка» Краснокамский район

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда весьма велика. Это обусловлено тем, что заметно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее многочисленная группа детей с нарушениями речи различной формы, структуры дефекта и степени выраженности, которые в свою очередь, препятствуют формированию полноценных навыков чтения и письма, блокируют успешность освоения школьной программы. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют развитию у них неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.                                                                  

Поэтому, основное направление моей работы в логопедическом пункте (далее - Логопункт) с детьми - это преодоление речевых нарушений и безболезненная адаптация ребёнка к социальной действительности, т.е. развитие коммуникативных качеств. Основными нарушениями в речевом развитии являются системные или фонематические нарушения речи, которые носят разную форму и степень выраженности. По итогам педагогической диагностики выявляю  ведущие  в структуре речевые нарушения, определяю эффективные методы и приёмы устранения и  составляю соответствующую  коррекционную систему работы с детьми.

 Одной из эффективных и интересных форм работы  считаю  использование  информационных технологий.                                      

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности и самостоятельно приобретать новые знания и умения. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий ребенку необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь».  

Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера. Компьютер привлекателен для детей, что позволяет увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала.  

Основываясь  на интересе  детей дошкольного возраста  к  компьютерным играм, мною были составлены с помощью программы  MS Power Point  серии презентаций развивающих игр по формированию звукового, фонематического и слогового анализа, подобранных с учетом возраста и возможностей ребенка (приложение 1). Эти игры  способствуют преодолению речевых нарушений, развитию интереса  к умственной деятельности, самостоятельности и  творческой инициативе. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служил и служит мощным техническим средством обучения,  и играет роль незаменимого помощника в  воспитании и в общем развитии ребенка.                                                                      

В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми?

Компьютерные игры открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

  1. Подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.
  2. С помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого «сложного»  ребенка.
  3. Формировать у ребенка процесс осмысливания собственных произносительных навыков.
  4. Сложное программное обеспечение имеет чрезвычайно простое управление.
  5. Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

Занятие на компьютере и для самого ребенка создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:

  1. Ребенок учится говорить правильно, стремится исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательный рисунок.
  2. Во время логопедических занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.
  3. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
  4. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.
  5. У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-образовательный процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей.

Приложение 1

 «ДОМ, ЗАМОК, ИЗБУШКА»

Цель: Закрепление навыков слогового анализа слова.

Правила игры: поделить слова на слоги и «поселить» в зависимости от количества слогов в дом, замок, избушку.

«ЧУДО ДЕРЕВО»

Цель: учить детей дифференцировать звуки  «С-Ш», «З-Ж», «Р-Л», «Ч-Щ». Правила игры: украсить дерево картинками, в названии которых есть заданный звук.

«НАЙДИ НУЖНЫЙ ДОМИК»

Цель: формировать навык различать твердые и мягкие согласные звуки. Правила игры: ребенок заселяет в  домик с синим окошком картинки, в названии которых согласный звук твердый, а в  домик  с зеленым окошком картинки, в названии которых согласный звук мягкий.

«НАЙДИ И НАЗОВИ»

Цель: определить место звука в слове.    

Правила игры: в зависимости от того, где находится звук в слове, закрашивается соответствующий квадратик (начало, конец, середина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции

Статья раскрывает поликультурность гайдаровского сбора....

Актуальные проблемы воспитания и обучения одаренных детей и детей с ОВЗ в период детства Материалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск

Актуальные проблемывоспитания и обученияодаренных детей и детей с ОВЗв период детстваМатериалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск...

Швецова А.Д., Пак Сун Хи Кинетическая сказка в коррекционной работе с детской тревожностью //Современная психология образования: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции

Стаья посвящена описанию одного из возможных вариантов коррекционной работы со старшими дошкольниками с повышенной тревожностью посредством сказкотерапии, построенной в системе занятий на основе приме...

Статья для Х Всероссийской научно-практической научной конференции:"Особенности развития детей в двуязычной семье"

Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей в нашей стране. Это позволяет прийти к выводу о необходимости активизации обучения русскому языку как неродному, а основному, начина...

Публикация в сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (10 апреля 2018 г.)

Публикация в сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (10 апреля 2018 г.) "Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития" по тем...

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (Новосибирск, 15 марта 2019 г.) НОВОСИБИРСК 2019

quot;РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ". В данной статье обсуждается роль организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении. Автор рассматри...

Публикация в сборнике статей по материалам Всероссийской научно - практической коференции.

Статья "Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2...