КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕСОЧНОЙ и АКВАТ Развитие дыхания
статья по логопедии
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕСОЧНОЙ и АКВАТ
Развитие дыхания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_i_uprazhneniy_pesko_i_akvaterapiya.docx | 68.33 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕСОЧНОЙ и АКВАТ
Развитие дыхания
Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
«Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой»;
- «Выровняй дорогу». От детской машинки педагог проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой;
- «Что под песком?». Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение;
- «Ямка». Ребёнок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;
- «Помоги зайцу». В песке делается три-четыре углубления- «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалёку располагается лиса (волк). Необходимо «замести» все следы, чтобы хищник не обнаружил зайца;
- «Дорога к другу». На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струёй образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;
- «Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;
- «Буря». Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребёнок длительной сильной воздушной струёй вызывает «бурю»
- «Кораблик». Необходимо - ёмкость с водой, кораблик (бумажный кораблик, пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки). Ход игры: Подуть плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.
- «Половодье». Необходимо -ёмкость с водой, картина «Дед Мазай и зайцы», пенопластовые островки, мелкие игрушки зверей из киндер-сюрпризов.
Ход игры: рассказать историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья. Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед Мазай собрал зайцев в лодку и выпустил на безопасное место. Сейчас ты будешь в роли Деда Мазая. Ребенку нужно с помощью игрушечного кораблика пройти все островки и «спасти» всех, кто терпит бедствие.
Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук,
совершенствование мелкой моторики
- Положить ладони на песок или в воду, почувствовать полное расслабление пальцев.
- Погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.
- Погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочерёдно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
- Погрузить пальцы в песок или в воду, и лёгкими движениями создавать «волны».
Артикуляционные упражнения
- «Лошадка». Щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
- «Индюки». Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл»,и пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.
- «Качели». Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
- «Часики». Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
- «Накажи непослушный язык». Губами ритмично шлёпать по высунутому языку со звуками «Пя-пя-пя», ладонями обеих рук легко похлопывать по песку.
Автоматизация звуков
- «Сильный мотор». Произносить звук [Р] , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук [Р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
- «Слабый моторчик» . Произносить [Р'] (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.
- «Горочка». Набрать в руку песок или воду и произносить звук [С], насыпая горку (или выливая воду из ладошки). Вариант этого упражнения выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком [С] и, набрав песок и произнося звук, засыпать её.
- «Дорожка». Произносит заданные педагогом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлёпывая по песку или воде ладошками.
- «Совпадение». Педагог закапывает в песок игрушки со звуком [Ш]: мышка, мишка, матрёшка, кошка, мошка, лукошко, так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребёнку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук[Ш]. Ребёнок, называет игрушку, раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребёнком, то получает вознаграждение.
Развитие фонематического слуха
- «Весёлые прятки». Прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки - руки держать над песочницей.
- «Песочный дождик». Педагог произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребёнок, повторяя их, пересыпает песок (переливает воду) из ладошки в ладошку. Слоговые сочетания: ба - па, та - да, са - за, жа - ша, ма - на - ма, да - та - да. Слова: кот - год - кот; том - дом - ком; басня - башня - пашня.
- «Новоселье». В песочнице нарисованы 2 домика. Под толстым слоем песка спрятаны игрушечные животные. Ребёнок с помощью щипцов достаёт их и расселяет в разные дома ( например, в «дом С» и «дом Ш»).
Формирование слоговой структуры слова
- «Назови предмет». Педагог ставит в песочницу игрушки. Затем предлагает ребёнку вырыть одну ямку возле предмета, в названии которого один слог, вырыть две ямки, возле предмета, в названии которого два слога и т.д.
- «Весёлый поезд». Педагог рисует на песке поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, мышь, волк, корова, коза, собака, белка, цыплёнок), каждый в своём вагоне. В первом - те слова-игрушки, в названии которых 1 слог, во втором - 2, в третьем-3 слога.
- «Исправь ошибку». Педагог чертит на песке ошибочное количество полосок.
Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
- «Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
- «Собери жемчуг». На дне моря (ёмкость с водой) «жемчужины» разных цветов.
Педагог называет слово, предлагает посчитать количество слогов и достать со дна моря столько жемчужин, сколько слогов в предложенном слове.
Совершенствование грамматического строя речи
- «Кто знает больше слов?» (на подбор и согласование существительных с прилагательными). Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (огурец - овальный, зелёный, продолговатый; ёлка - пластмассовая, колючая, высокая и т.д.).
- «Пересчитай» (на согласование существительных с порядковыми числительными). Педагог перед занятием прячет в песке игрушки и предлагает ребёнку откопать их и пересчитать (первая машина, второй кораблик и т.д.)
- «Расставь игрушки» (на употребление в речи предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»). Педагог предлагает ребёнку рассадить гостей у Мишки на дне рождении, проговаривая свои действия (за зайцем - мышь, перед мышью - белка и т.д.)
- «Один-много» (на употребление существительных в родительном падеже множественного числа). Педагог предлагает ребёнку присыпать песком предметы, проговаривая действия (одна миска - много мисок, одно зеркало - много зеркал и т.д.)
- «Кораблекрушение» (на употребление существительных в винительном падеже) Педагог предлагает ребёнку достать со дна моря (ёмкость с водой) предметы, оставшиеся после кораблекрушения, проговаривая действия (нашёл пушку, нашёл мачту и т.д.)
Звуковой анализ слова и предложения
На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
- «Слово рассыпалось». Ребёнок пишет или ищет в песке разные буквы, затем составляет из них слова.
- «Волшебные превращения». Педагог предлагает детям написать слово (1, сложное), а затем превратить его в другое, заменив один звук (букву) (Рак-
- «Секретное письмо». Педагог чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения. Затем учитель-логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.
- «Исправить ошибку». Педагог чертит на песке схему предложения и произносит предложение. Дети соотносят предложение и начерченную схему, находят ошибку и исправляют схему на песке.
- «Собери жемчуг». На дне моря (ёмкость с водой) «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого. Педагог называет слово и предлагает сделать звуковой анализ на дне моря из цветных жемчужин.
Обучение грамоте
- «Напиши на песке, воде» Ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а педагог их читает. Допускается и обратный вариант: педагог пишет, а ребёнок читает.
Читающим детям можно предложить написать на песке короткое слово (с 1м слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Педагог угадывает задуманное и написанное ребёнком слово.
Развитие связной речи
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения.
- «Дорисуй картинку и составь предложение». Педагог рисует на песке солнце, ёлку, цветок или другие предметы. Задача ребёнка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение. («Таня держит в руках цветок»). Фраза проговаривается в момент действия.
- «Начни предложение». Ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребёнок) заканчивает фразу.
- «Друзья». При рисовании на песке ребёнок составляет сложные предложения («У Тани цветок, а у Миши плюшевый мишка»).
Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, воображать, придумывая продолжение рассказа.
Профилактика оптической дисграфии
- «Скульптор». С помощью кинетического песка лепить буквы (печатные, рукописные)
- «Конструирование». Педагог выдает учащемуся бумажный набор элементов букв. На песке учащийся лепит букву из предложенных элементов)
- «Реконструирование». Педагог просит учащегося разобрать слепленные из песка буквы, оставив только одинаковые элементы.
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А ещё желательно
Делать всё внимательно!
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря -
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня!
РИТУАЛ «ВЫХОДА» ИЗ «ПЕСОЧНОЙ СТРАНЫ»
В ладошки наши посмотри -
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. "Использование песочной терапии в развитии дошкольников"
В консультации раскрывается терапевтический эффект игры с песком. Рассказывается как создать песочную терапию, что для этого понадобится....
Статья "Использование инновационных технологий для развития дыхания у детей с заиканием"
Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Накопление данных по характеристике дыхательной функции у заикающихся дошкольников, разработка более эффективных и научно об...
«Использование песочной игротерапии в развитии детей дошкольного возраста»
Что нужно для игры в песок?А нужно,в сущности,так мало:Любовь,желанье,доброта....
Картотека игр и упражнений по теме песочная терапия в деятельности воспитателя
Картотека игр и упражнений по теме песочная терапия в деятельности воспитателя...
Семинар для воспитателей. «Использование педагогической песочницы, ПЕКС карт в работе с детьми дошкольного возраста. Педагогическая песочница: основные характеристики, использование песочного поля для развития дошкольников»
Консультация для педагогов ДОУ...
Картотека упражнений по использованию логопедических тренажёров для развития подвижности кончика языка.
Картотека упражнений в стихотворной форме по использованию логопедических тренажёров для развития подвижности кончика языка...
Методическая разработка учителя-логопеда: «Практические упражнения при использовании песочной терапии в коррекции речи детей с ОВЗ»
В данной разработке описаны упражнения, игры, которые положительно влияют на развитие речи детей с ОВЗ...