Предметно-развивающая среда логопедического кабинета ДОУ
статья по логопедии
Предметно-развивающая среда логопедического кабиинета организована таким образом, чтобы способствовать гармоничному развитию всех сторон речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-razvivayushchaya_sreda_dword_2.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета дошкольного образовательного учреждения
Основное назначение логопедического кабинета - это создание оптимальных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.
Одним из важных факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Предметно-развивающая среда должна обладать мобильностью, быстро реагировать на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционно-образовательном процессе потребности и возможности ребенка.
Развивающая среда в логопедическом кабинете организована таким образом, что бы способствовать развитию всех сторон речи и неречевых психических функций. Педагогическое пространство логопедического кабинета должно рассматриваться как система взаимосвязанных коррекционно-воспитательных ситуаций, субъектами которых являются ребенок и логопед. При этом следует помнить, что эта система реализуется в условиях специально разработанной предметно-развивающей среды, представляющей собой совокупность предметов помещения кабинета, основное назначение, которых - побуждать ребенка к деятельности, стимулировать поиск, любознательность.
Создавая предметно-развивающую среду логопедического кабинета, мы руководствовались следующими принципами:
- соответствие психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям;
- инновационная направленность (соответствие ФГТ, учет современных образовательных технологий);
- системность (весь материал систематизирован по зонам, каждой зоне отведено определенное пространство кабинета);
- доступность;
- мобильность (настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся);
- многообразие материала.
Оформление логопедического кабинета должно учитывать современные образовательные технологии (СОТ).
Личностно-ориентированные технологии учитываются следующим образом: для обеспечения индивидуальной детской деятельности планируется создать ситуации занятости и увлеченности каждого ребенка.
Для реализации современных игровых технологий предусмотрено
расширение функциональности предметно-развивающей среды: в работе будут использоваться настольно-печатные игры, игротеки, логопедические рифмовки, пальчиковый театр, сенсомоторные игры.
Технологии проектной деятельности также могут широко использоваться: для обеспечения возможности реализовывать исследовательскую, экспериментально - познавательную деятельность, у ребенка должен быть выбор способа выполнения задания.
Я решила разделить помещение логопедического кабинета по целенаправленному оснащению и применению материалов на следующие условные зоны:
Зоны для детей | Зоны для взрослых |
|
|
Зона коррекции звукопроизношения. Здесь находятся: настенное зеркало с дополнительным освещением, небольшой рабочий стол ( в соответствии с ростом ребенка), логопедические зонды, литература по автоматизации и дифференциации дефектных звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях и связных текстах, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (шипящие, свистящие, соноры).
Зона развития мелкой моторики, в которой находятся разнообразные пазлы, шнуровки, конструкторы, мозаика, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, бисером, спичками, трафареты на различные лексические темы и др.
Зона развития речевого дыхания, включающая в себя различные игры для формирования плавной воздушной струи и речевого выдоха: листочки, бантики, листики деревьев, травинки, пузырьки, бабочки, «ветродуйчики», мелкие, легкие игрушки и т.д.
Зона развития фонематического восприятия, анализа и синтеза: картинный материал «звукоподражания», дидактический материал «паронимы», схемы для определения позиции звука в слове, «звуковые дорожки», картинный материал и игры для определения места звука в словах и др.
Зона развития лексико-грамматической стороны речи состоит из различного картинного материала по развитию лексико-грамматической стороны речи (игры «один-много», «большой-маленький», «подбери предлог», «назови одним словом»), пособий по развитию связной речи (сюжетные картинки, сюжетные картинки с последовательностью событий, картинный материал «антонимы», «синонимы», «азбука действий» и др. Также здесь собраны игровые задания на закрепления грамматических категорий, картотеки различных словесных игр.
Зона дидактического и методического сопровождения. В ней собрана документация логопедического пункта. Широко представлена методическая литература, логопедические тетради и альбомы. А также программно-методическое обеспечение всех логопедических занятий (диски с развивающими играми, логоритмическими упражнениями в аудио сборниках).
Информационная зона, где размещаются: график работы логопеда, расписание занятий, консультации для родителей, памятки, материал для воспитателей.
Итак, грамотно организованная на нашем логопункте предметно-развивающая среда будет способствовать:
- целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе коррекционной работы;
- реализации предметно-практической направленности специального педагогического пространства;
- обеспечению чувства психологической защищенности
- сочетанию привычных и инновационных методов в организации и проведении коррекционных занятий.
Отмечу, что эта работа не может быть единовременной, моделирование среды должно продолжаться в течение всего учебного года и в дельнейшем совершенствоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета
Игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте....
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета.Центр по подготовке детей к обучению грамоте "АБВГДейка"
Статья о предметно-развивающей наполняемости одной из зон логопедического кабинета-зоны по подготовке к обучению грамоте....
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета. Центр по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
В статье раскрыто содержание предметно-развивающей среды логопедического кабинета по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР....
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
В презентации представлена развивающая среда логопедического кабинета в детском саду. Изложены основные принципы построения пространства и ее значимость в коррекционном процессе....
Предметно - развивающая среда логопедического кабинета и группы детского сада
Предметно - развивающая среда логопедического кабинета и группы детского сада служит для закрепления полученных произносительных навыков, самостоятельной деятельности детей и развития творческих спосо...
ДИЗАЙН-ПРОЕКТ "Индивидуализация предметно-развивающей среды логопедического кабинета"
Дизайн-проект разработан в соответствии с основными принципами организации предметно-развивающей среды, а так же в соответствии с разделением на несколько рабочих зон....
Предметно-развивающая образовательная среда логопедический группе "Мичээр"
Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы в логопедической группе во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. Л.С. Выготский писал: «След...