Рекомендации для родителей неговорящих детей для совместных занятий дома.
методическая разработка по логопедии
Содержание.
1. Значение речи в психологическом развитии ребёнка.
1.1. Речь - основное средство общения.
1.2. Три основных этапа овладением речью как средством общения.
1.3. Показатели развития речи в норме.
2. Речевые расстройства как следствие нарушения общения.
3. Коррекционно- воспитательная деятельность. Работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spb_gkuz_tsvl.docx | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
СПБ ГКУЗ ЦВЛ ««Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина
Психоневрологический детский дневной стационар
Игры и упражнения для занятий с неговорящими детьми.
Составила логопед Тинт Наталия Викторовна
Рекомендации для родителей неговорящих детей для совместных занятий дома.
Содержание.
1. Значение речи в психологическом развитии ребёнка.
1.1. Речь - основное средство общения.
1.2. Три основных этапа овладением речью как средством общения.
1.3. Показатели развития речи в норме.
2. Речевые расстройства как следствие нарушения общения.
3. Коррекционно- воспитательная деятельность. Работа с родителями.
4. Цели и задачи домашних занятий с неговорящими детьми.
5. Игры и упражнения:
- Блок заданий №1.
- Блок заданий №2.
- Блок заданий №3.
- Блок заданий №4.
- Блок заданий №5.
- Блок заданий №6.
- Блок заданий №7.
- Блок заданий №8.
6. Список литературы.
- ЗНАЧЕНИЕ РЕЧИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
РЕБЕНКА.
1.1. Речь - основное средство человеческого общения.
Речь - основное средство человеческого общения. Речь - средство планирования деятельности и контроля над ней.
Важное значение в конце первого года жизни имеет реакция ребенка на речевое общение.
Дети с нормальным психическим развитием к концу года адекватно реагируют на речевое общение и интонацию, отвечают действиями на некоторые словесные просьбы. Ребенок с отставанием в развитии слабо реагирует на общение с взрослыми и на окружающие предметы, долго не дифференцирует «своих» и «чужих».
- Три основных этапа овладением речью как средством общения.
В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа:
• На довербальном этапе ребёнок не понимает речи взрослых, но здесь складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем (ребёнок реагирует на голос, шум и пр.).
• На втором этапе - этапе возникновения речи - ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослого, произносить первые звуки, слоги, слова.
• На третьем этапе развития речевого общения осуществляется овладение разными способами (диалог)
- Показатели нормального речевого развития.
Для 2-3 летнего ребёнка в норме характерно очень быстрое расширение словарного запаса. Произнесение слов основано на звуковом и словесном подражании.
В 2 года малыш узнаёт имена и название предметов. Говорит 50-70 слов, в основном существительные. В речи преобладают восклицания. Начинает произносить двух-трёх сложные предложения.
В три года оперирует развёрнутыми фразами. Понимает обиходную речь и содержание сказок, активно общается с окружающими с помощью речи, комментирует свои действия, начинает задавать вопросы. Значительно возрастает активный словарь. Интенсивное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становиться ведущим средством общения и развития мышления.
Темп развития в дошкольном возрасте является очень высоким (к концу 3 лет -1000-1500 слов). Показателем нормального развития речи на этом возрастном этапе является возможность ребенка к трем годам строить предложения из 3 - 4 слов и более, употреблять знакомые слова в нескольких грамматических категориях, формах.
Выявление не резко выраженных отставаний в развитии речи и особенно понимание причин этого отставания, на этом возрастном этапе представляет большую сложность. В период с 3 до 7 лет (дошкольный возраст) происходит дальнейшее развитие речи. Он характеризуется относительно ограниченным запасом слов, неправильным произнесением отдельных звуков. Участие в игровой деятельности способствует развитию связной речи, пополнению словарного запаса.
Итак, развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью слов ребенок обозначает лишь то что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, а позднее слова обобщающего характера. (на основании схемы нормального развития детской речи по А.Н.Гвоздеву)
Известно, что способность к усвоению речи ограничена во времени. Процессы опережающего обеспечения речевой функции, разворачивающиеся еще на первом году жизни, в дальнейшем постепенно угасают при отсутствии подкрепления. Если речевая функция не оформилась к 4 -5 годам, дальнейшее речевое развитие ставится под большую угрозу.
- Речевые расстройства как следствие нарушения общения.
Ребёнок с задержкой психического развития, ребёнок с нарушением общения - это проблема, которая интересует врачей, психологов, логопедов, педагогов.
Речевые расстройства, как следствие нарушения общения, в свою очередь ещё больше усугубляют затруднения в контакте с окружающими. Внешняя речь практически отсутствует, а внутренняя может сохраняться. Такой ребёнок не всегда выполняет речевые инструкции из-за моторных трудностей, недостаточной целенаправленности и невозможности сосредоточить внимание, но полученная ребёнком информация в той или иной мере учитывается в деятельности, поведении. У ребёнка может богатый пассивный словарь, соответствующий возрастной норме.
Свои проблемы ребёнок не может решить самостоятельно, а значит, коррекционная работа по развитию речи должна начинаться в более раннем возрасте и проводиться с учётом речевого развития ребёнка.
3. Работа с родителями.
Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями, активное участие родителей в этом коррекционном процессе ускоряет и облегчает реабилитацию ребенка.
Для совместной деятельности родителей и детей с целью выполнения домашних заданий составлено это пособие.
Игры и упражнения взяты из системы домашних занятий: «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком», Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В.
4. Цели системы домашних занятий с ребёнком:
а) формировать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослым работу;
б) учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение;
в) развитие моторики рук, имитационные движения в сопровождении стихотворного текста;
г) формирование произвольного выдоха;
д) учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к сопряженному или произвольному звукоподражанию:
е) учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению, функциональному назначению, побуждать к произвольному звукоподражанию, развивать память и внимание.
5.Игры и упражнения, элементы системы домашних занятий «55 способов общения с неговорящим ребёнком»:
Блок заданий № 1.
1.Ладушки.
Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.
Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:
Ладушки.ладушки.
Где были? У бабушки!
Ладушки - ладошечки,
Звонкие хлопошечки!
Хлоп-хлоп!
2.Гули-Гули
Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.
Взрослый, действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст:
Прилетели гули-гули голубочки, (машет руками)
На головку сели гули моей дочке. (кладет руки на голову малыша)
Ой! Шу, полетели! (разводит руки ребенка в стороны).
Блок заданий 2.
1.Ищу куклу
Цель: учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение. Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:
Где же кукла наша.
Найдем мы куклу Машу!
Вова к кукле подойдет.
Вова куколку найдет.
Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, целесообразно начинать эту работу с использования цветных повязок на голове матери, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка).
Услоднение:
- находить игрушку по ее характерным деталям в пространстве комнаты (уши зайца выглядывают из коробки, мяч из-за ножки стола, голова куклы из-под подушки и т.п.);
- находить игрушки в пространстве комнаты с помощью «подзорной трубы», охватывающей оба глаза (листа плотной бумаги, сверну того в широкую трубочку).
2.Появление игрушки
Цель: учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.
а. Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например, справа), с предварительной фиксацией взгляда на нем. Предлагаемая инструкция: «Это мишка! Он спрятался. Посмотри, где он спрятался?». Прослеживание движения игрушки в заданном направлении над ширмой (для этой игры можно использовать игрушки Би-ба-бо для кукольного театра).
б. Появление игрушки из-за ширмы одновременно со звуковым сигналом (ударом в бубен). Усложнение (вводится в случае, если ребенок легко справляется с основным заданием):
3.Найди игрушку.
Цель: развивать зрительное восприятие ребенка: находить игрушку (мячик, куклу, мишку) в заданном пространстве комнаты; учить соотносить игрушку с ее изображением на предметной картинке, называть ее, используя звукоподражание или лепетные слова.
Взрослый побуждает ребенка находить заданные игрушки в пространстве комнаты, называть их.
Вариант №1: после предварительного показа и игры взрослый прячет игрушку, затем просит малыша найти ее, назвать, используя звукоподражание, и предъявляет предметную картинку с ее изображением (рассматривает ее и называет).
Вариант №2: взрослый дает инструкцию: «Найди мячик на диване (под столом)»; ребенок находит мячик и предметную картинку с его изображением, совершает игровые действия с игрушкой, называет, используя звукоподражание («оп»).
Блок заданий 3.
1. Поглаживая и похлопывая по руке и ладони.
Цель: развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных действий руками.
Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются словами:
С горки - бух! (движение от локтя к пальцам руки)
На горку - ух! (движение от кончиков пальцев до локтя)
По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям.
2.Загибание и разгибание пальцев.
Цель: активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятия со взрослым.
Взрослый действует руками ребенка: загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:
Этот пальчик - бабушка. Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - дедушка. Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот мальчик - папочка. Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик - мамочка. Этот пальчик уж заснул.
Этот пальчик - Вовочка. Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
3.Отстукивание кулачками.
Цель: развивать моторику руки в сочетании со стихотворным текстом.
Взрослый читает стихотворный текст: «Тук - тук, - я стучу, новый столик сколочу», побуждает ребенка удерживать руку в кулаке, отстукивая кулачком по поверхности стола каждое слово короткой потешки (помощь взрослого в виде совмещенных действий).
4.Игра Колобок.
Цель: развивать моторику руки.
Ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом. В случае двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка.
Кулачок как колобок. Одна рука сжата в кулак - «колобок», другой рукой
Мы сожмем его разок- ребенок поглаживает кулачок, несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется.
5.Игра Пила
Целы развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
Пила, пила,
Пили живей.
Мы домик строим для зверей!
(скользящие движения ребром ладони по поверхности стола).
Блок заданий 4.
1.Игра Перышко.
Цель: формировать произвольный выдох.
Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.
2. Игра Занавесочка.
Цель: формировать произвольный выдох.
Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги. Предлагаемая инструкция: «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).
3.Игра Ветерок
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть па цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек!
Дунь - по - дунь, наш ветерочек,
Ветерочек, ветерок,
Дунь - по - дунь, наш ветерок!
4.Игра Бабочка лети.
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка «летает». Игра сопровождается стихотворным текстом:
Бабочка летала.
Над Вовочкой порхала.
Вова не боится -
Бабочка садится.
Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть на нее.
5. Игра Чей паровоз громче гудит.
Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху.
Для проведения игры необходимы несколько маленьких пузырьков с узким горлышком из- под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же самое ребенку - подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).
Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2 - 3 предъявленных пузырьков гудел (свистел) громче.
Блок заданий №5.
1. Игра Малыш
Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию «уа».
Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом: звуком колокольчика или барабана, взрослый показывает игрушку - пупсика, называет ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа- уа!», побуждает к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения, можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит действия руками ребенка).
2.Игры «Кто позвал?», «У нас в гостях»
Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания.
С помощью сюрпризного момента из «чудесного» мешочка, коробочки, из-за ширмы ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослый совершает игровые действия с мишкой, сопровождая их словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У - у - у!» Поздоровайся с мишкой (взрослый побуждает ребенка к произвольному или сопряженному произнесению звукоподражания).
Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение. Игру «Кто позвал» вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок: «у-у-у!». Игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовут» малыша. Он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала».
Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком «у-у-у!» и паровозиком «у-у-у!».
Блок заданий №6:
1.Узнавание предметов и их звучание по изображению
Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению, функциональному назначению, побуждать к произвольному звукоподражанию, развивать внимание и память.
Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках: самолет, кукла, паровозик, волк. Используя звукоподражание, называет их («у - у», «а - а», «уа - уа»). Затем последовательно (по одной) предъявляются контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывает парные картинки друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).
2.Игра «Что пропало?»: взрослый убирает одну из картинок и просит назвать ее. используя звукоподражание.
Вопросы:
• Кто ушел? (кукла:«Уа - уа!»)
• Что улетело? (самолет: «У - у - у!»)
• Кто убежал? (волк: «У - у - у!»)
Блок заданий №7.
1. Игра Разноцветные домики
Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета (можно использовать игрушки из задания №2).
Ребенку предлагается разложить мелкие игрушки (кубики) в домики (2-4 коробочки, раскрашенные в основные цвета).
Предлагаемые инструкции:
- Найди такой же домик.
- В каком домике живет игрушка? Покажи.
- Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета.
2.Разноцветные столики. На столе перед ребенком 2-4 листа разноцветной бумаги и коробка, в которой находятся предметы аналогичных цветов (колечки от пирамидок, пуговицы и др.). Ребенку предлагается разложить эти предметы на соответствующий цвету лист бумаги.
3. Игра Разноцветные флажки.
Цель: учить выделять красный цвет предметов по слову.
Игра проводится с флажками, выполненными из цветной бумаги. Малышу предлагается выбрать из коробочки с разноцветными флажками только красные и поставить их в вазочку красного цвета.
4. Игра Посадим красные цветочки.
Цель: учить выделять красный цвет предметов, развивать мелкую моторику руки.
Игра проводится с использованием мозаики. Взрослый выбирает мозаику красного цвета и выкладывает ее на игровое поле («сажает цветок»), побуждая ребенка к совместным действиям.
Предлагаемые инструкции:
- Возьми такую же мозаику. Посади такой же цветочек.
- Где красная мозаика? Покажи. Посади красный цветок.
Усложнение: выкладывать цветочки заданного цвета по схеме.
- Цель: учить различать основные цвета предметов, учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называя его.
5.Игры на классификацию:
А. «Сильный ветер» (ватер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, необходимо поставить их на место).
Б. «Повесим флажки на веревочки» (цвет флажка соотносить с цветом веревочки).
В. «Цветные лепестки» (выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки).
Г. «От какого шарика веревочка» (цвет шарика соотносить с цветом веревочки).
Д. «Разноцветные скамейки» (посадить матрешку на скамейку того же цвета).
Е. «Наведем порядок» (разложить игрушки в коробочки, подбирая их по цвету).
Блок заданий 8.
1. Игра В гости пришла кукла.
Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания «а-а- а», развивать слуховое внимание.
С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием «а-а - а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое.
2.Игра Айболит.
Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания «а- а- а», развивать слуховое внимание.
Взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.
- У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!».
- Как плачет Зайка?
- У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.
Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним. потом произносит самостоятельно звукоподражание «а-а - а!».
3. Игра У нас в гостях (Зоопарк)
Цель: учить соотносить игрушки с сопряженным, отраженным или произвольным звукоподражанием и различать их.
Из-за ширмы последовательно появляются игрушки: мишка, кукла, крокодил, волк, зайчик. Они «здороваются» с малышом «а-а - а», «у - у - у» и прячутся за ширму.
Вопросы и инструкции:
- Угадай, кто поздоровался? Покажи.
- Позови того, кто поздоровался (вызов звукоподражаний). Усложнение: «Чудесный мешочек».
Доставая из него игрушки, ребенок воспроизводит звукоподражания.
Вопросы и инструкции: - Покажи, кто позвал? - Кто поздоровался так: «Л - а - а»?
4.Игра Кто ушел?
На столе 2-3 игрушки (самолет, волк, крокодил). Ребенок воспроизводит звукоподражание к каждой игрушке. После этого одна из них убирается (например, крокодил).
Вопрос: «Кто ушел ?» (побуждать к произнесению звукоподражания).
Взрослый обращает внимание на то, как ребенок фиксирует взгляд па игрушке и прослеживает взглядом ее движение над ширмой.
5.Игра Покажи как?
Цель: учить воспроизводить движение, изображенное на сюжетной картинке.
Ребенок рассматривает картинку, предлагаемую взрослым, отвечает на его вопросы: «Кто это? Что делает? Покажи, как:
Сюжетная картинка движения ребенка
Бабочка летит - ребенок машет руками, имитируя махи крыльев;
Птичка клюет - движения туловищем вперед с наклонами головы:
Девочка кушает - пальцы сжаты в кулак, движения рукой от стола ко рту;
Девочка идет -аналогичное движение совершается ребенком
Девочка прыгает с учетом его двигательных возможностей;
Кошка лакает молоко - имитирующее движение языком.
6.Игра Части тела
Цель: активизировать представления ребенка о схеме тела животных и игрушек.
На листе бумаги нарисован контур животного - кошки, выполненный из кругов. К нему прилагаются части тела, заранее вырезанные из картона.
Взрослый вместе с ребенком анализирует рисунок:
- Кто это?
- Где головка (туловище, хвостик, лапки)?
- Покажи.
Затем малыш накладывает картонные заготовки на рисунок-образец. Если задание не вызывает затруднений, можно предложить выполнить работу рядом с образцом. Мелкие детали (усы, глаза, уши) дорисовываются взрослым.
Список литературы:
- Бадалян Л.О. «Детская неврология». МЕДпресс-информ. 2016.
- Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В.: Система домашних занятий: «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком», 1997.
- Елисеева М.Б. Развитие речи ребёнка: взгляд лингвиста.̸̸ .̸̸ Логопед- 2005.- №4.-с.18-28.
- Пятница Т.В., Кашинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 1. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с.
- Танцюра С. Игровые упражнения для развития речи у неговорящих детей. Методические рекомендации. - СПб., изд-во Сфера.-2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рекомендации для родителей неговорящих детей
рекомендации для родителей неговорящих детей...
Консультация для родителей в консультативном пункте в рамках ранней помощи «Рекомендации для родителей неговорящих детей»
Представлены игры для безречевых детей...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
Консультация для родителей неговорящих детей. ...
Рекомендации для родителей с детьми для совместной работы дома: «Части тела и личная гигиена»
Дети должны усвоить: название основных частей тела; их функции; умение различать правую и левую руку и ногу; пространственные направления (вверх - вниз, спереди – сзади, направо – на...
Рекомендации для родителей с детьми для совместной работы дома: «Овощи»
Повторите с детьми, что овощами мы называем плоды, растущие в земле и на земле в огороде, парнике, теплице. Пусть дети перечислят известные им овощи....
Рекомендации для родителей с детьми для совместной работы дома: «Фрукты»
Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах. Отгадать загадки....
Рекомендации для родителей с детьми для совместной работы дома: «Хлеб»
Рассказать детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь...