Рекомендации для родителей неговорящих детей для совместных занятий дома.
методическая разработка по логопедии

Тинт Наталия Викторовна

 

Содержание.

1.      Значение речи в психологическом развитии ребёнка.

1.1.   Речь - основное средство общения.

1.2.   Три основных этапа овладением речью как средством общения.

1.3.   Показатели развития речи в норме.

2.      Речевые расстройства как следствие нарушения общения.

3.      Коррекционно- воспитательная деятельность. Работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spb_gkuz_tsvl.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

СПБ ГКУЗ ЦВЛ ««Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина

Психоневрологический детский дневной стационар

Игры и упражнения для занятий с неговорящими детьми.

Составила логопед Тинт Наталия Викторовна

Рекомендации для родителей неговорящих детей для совместных занятий дома.

Содержание.

1.        Значение речи в психологическом развитии ребёнка.

1.1.        Речь - основное средство общения.

1.2.        Три основных этапа овладением речью как средством общения.

1.3.        Показатели развития речи в норме.

2.        Речевые расстройства как следствие нарушения общения.

3.        Коррекционно- воспитательная деятельность. Работа с родителями.

4.        Цели и задачи домашних занятий с неговорящими детьми.

5.        Игры и упражнения:

  • Блок заданий №1.
  • Блок заданий №2.
  • Блок заданий №3.
  • Блок заданий №4.
  • Блок заданий №5.
  • Блок заданий №6.
  • Блок заданий №7.
  • Блок заданий №8.

6.        Список литературы.

  1. ЗНАЧЕНИЕ РЕЧИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

РЕБЕНКА.

1.1.        Речь - основное средство человеческого общения.

Речь - основное средство человеческого общения. Речь - средство планирования деятельности и контроля над ней.

Важное значение в конце первого года жизни имеет реакция ребенка на речевое общение.

Дети с нормальным психическим развитием к концу года адекватно реагируют на речевое общение и интонацию, отвечают действиями на некоторые словесные просьбы. Ребенок с отставанием в развитии слабо реагирует на общение с взрослыми и на окружающие предметы, долго не дифференцирует «своих» и «чужих».

  1. Три основных этапа овладением речью как средством общения. 

В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа:

•        На довербальном этапе ребёнок не понимает речи взрослых, но здесь складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем (ребёнок реагирует на голос, шум и пр.).

•        На втором этапе - этапе возникновения речи - ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослого, произносить первые звуки, слоги, слова.

•        На третьем этапе развития речевого общения осуществляется овладение разными способами (диалог)

  1. Показатели нормального речевого развития.

Для 2-3 летнего ребёнка в норме характерно очень быстрое расширение словарного запаса. Произнесение слов основано на звуковом и словесном подражании.

В 2 года малыш узнаёт имена и название предметов. Говорит 50-70 слов, в основном существительные. В речи преобладают восклицания. Начинает произносить двух-трёх сложные предложения.

В три года оперирует развёрнутыми фразами. Понимает обиходную речь и содержание сказок, активно общается с окружающими с помощью речи, комментирует свои действия, начинает задавать вопросы. Значительно возрастает активный словарь. Интенсивное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становиться ведущим средством общения и развития мышления.

Темп развития в дошкольном возрасте является очень высоким (к концу 3 лет -1000-1500 слов). Показателем нормального развития речи на этом возрастном этапе является возможность ребенка к трем годам строить предложения из 3 - 4 слов и более, употреблять знакомые слова в нескольких грамматических категориях, формах.

Выявление не резко выраженных отставаний в развитии речи и особенно понимание причин этого отставания, на этом возрастном этапе представляет большую сложность. В период с 3 до 7 лет (дошкольный возраст) происходит дальнейшее развитие речи. Он характеризуется относительно ограниченным запасом слов, неправильным произнесением отдельных звуков. Участие в игровой деятельности способствует развитию связной речи, пополнению словарного запаса.

Итак, развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью слов ребенок обозначает лишь то что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, а позднее слова обобщающего характера. (на основании схемы нормального развития детской речи по А.Н.Гвоздеву)

Известно, что способность к усвоению речи ограничена во времени. Процессы опережающего обеспечения речевой функции, разворачивающиеся еще на первом году жизни, в дальнейшем постепенно угасают при отсутствии подкрепления. Если речевая функция не оформилась к 4 -5 годам, дальнейшее речевое развитие ставится под большую угрозу.

  1. Речевые расстройства как следствие нарушения общения.

Ребёнок с задержкой психического развития, ребёнок с нарушением общения - это проблема, которая интересует врачей, психологов, логопедов, педагогов.

Речевые расстройства, как следствие нарушения общения, в свою очередь ещё больше усугубляют затруднения в контакте с окружающими. Внешняя речь практически отсутствует, а внутренняя может сохраняться. Такой ребёнок не всегда выполняет речевые инструкции из-за моторных трудностей, недостаточной целенаправленности и невозможности сосредоточить внимание, но полученная ребёнком информация в той или иной мере учитывается в деятельности, поведении. У ребёнка может богатый пассивный словарь, соответствующий возрастной норме.

Свои проблемы ребёнок не может решить самостоятельно, а значит, коррекционная работа по развитию речи должна начинаться в более раннем возрасте и проводиться с учётом речевого развития ребёнка.

3. Работа с родителями.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями, активное участие родителей в этом коррекционном процессе ускоряет и облегчает реабилитацию ребенка.

Для совместной деятельности родителей и детей с целью выполнения домашних заданий составлено это пособие.

Игры и упражнения взяты из системы домашних занятий: «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком», Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В.

4. Цели системы домашних занятий с ребёнком:

а)        формировать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослым работу;

б)        учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение;

в)        развитие моторики рук, имитационные движения в сопровождении стихотворного текста;

г)        формирование произвольного выдоха;

д)        учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к сопряженному или произвольному звукоподражанию:

е)        учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению, функциональному назначению, побуждать к произвольному звукоподражанию, развивать память и внимание.

5.Игры и упражнения, элементы системы домашних занятий «55 способов общения с неговорящим ребёнком»:

Блок заданий № 1.

1.Ладушки.

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.

Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:

Ладушки.ладушки.

Где были? У бабушки!

Ладушки - ладошечки,

Звонкие хлопошечки!

Хлоп-хлоп!

2.Гули-Гули

 Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.

Взрослый, действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст:

Прилетели гули-гули голубочки, (машет руками)

На головку сели гули моей дочке. (кладет руки на голову малыша)

Ой! Шу, полетели! (разводит руки ребенка в стороны).

Блок заданий 2.

1.Ищу куклу

Цель: учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение. Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:

Где же кукла наша.

Найдем мы куклу Машу!

Вова к кукле подойдет.

Вова куколку найдет.

Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, целесообразно начинать эту работу с использования цветных повязок на голове матери, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка).

Услоднение:

  • находить игрушку по ее характерным деталям в пространстве комнаты (уши зайца выглядывают из коробки, мяч из-за ножки стола, голова куклы из-под подушки и т.п.);
  • находить игрушки в пространстве комнаты с помощью «подзорной трубы», охватывающей оба глаза (листа плотной бумаги, сверну того в широкую трубочку).

2.Появление игрушки

Цель: учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.

а.        Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например, справа), с предварительной фиксацией взгляда на нем. Предлагаемая инструкция: «Это мишка! Он спрятался. Посмотри, где он спрятался?». Прослеживание движения игрушки в заданном направлении над ширмой (для этой игры можно использовать игрушки Би-ба-бо для кукольного театра).

б.        Появление игрушки из-за ширмы одновременно со звуковым сигналом (ударом в бубен). Усложнение (вводится в случае, если ребенок легко справляется с основным заданием):

3.Найди игрушку.

Цель: развивать зрительное восприятие ребенка: находить игрушку (мячик, куклу, мишку) в заданном пространстве комнаты; учить соотносить игрушку с ее изображением на предметной картинке, называть ее, используя звукоподражание или лепетные слова.

Взрослый побуждает ребенка находить заданные игрушки в пространстве комнаты, называть их.

Вариант №1: после предварительного показа и игры взрослый прячет игрушку, затем просит малыша найти ее, назвать, используя звукоподражание, и предъявляет предметную картинку с ее изображением (рассматривает ее и называет).

Вариант №2: взрослый дает инструкцию: «Найди мячик на диване (под столом)»; ребенок находит мячик и предметную картинку с его изображением, совершает игровые действия с игрушкой, называет, используя звукоподражание («оп»).

Блок заданий 3.

1. Поглаживая и похлопывая по руке и ладони.

Цель: развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных действий руками.

Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются словами:

С горки - бух! (движение от локтя к пальцам руки)

На горку - ух! (движение от кончиков пальцев до локтя)

По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям.

2.Загибание и разгибание пальцев.

Цель: активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятия со взрослым.

Взрослый действует руками ребенка: загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:

Этот пальчик - бабушка. Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - дедушка. Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот мальчик - папочка. Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик - мамочка. Этот пальчик уж заснул.

Этот пальчик - Вовочка. Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

3.Отстукивание кулачками.

Цель: развивать моторику руки в сочетании со стихотворным текстом.

Взрослый читает стихотворный текст: «Тук - тук, - я стучу, новый столик сколочу», побуждает ребенка удерживать руку в кулаке, отстукивая кулачком по поверхности стола каждое слово короткой потешки (помощь взрослого в виде совмещенных действий).

4.Игра Колобок.

Цель: развивать моторику руки.

Ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом. В случае двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка.

Кулачок как колобок. Одна рука сжата в кулак - «колобок», другой рукой

Мы сожмем его разок- ребенок поглаживает кулачок, несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется.

5.Игра Пила

Целы развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

Пила, пила,

Пили живей.

Мы домик строим для зверей!

(скользящие движения ребром ладони по поверхности стола).

Блок заданий 4.

1.Игра Перышко.

Цель: формировать произвольный выдох.

Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.

2. Игра Занавесочка.

Цель: формировать произвольный выдох.

Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги. Предлагаемая инструкция: «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).

3.Игра Ветерок

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.

Взрослый предлагает ребенку подуть па цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:

Очень жаркий день-денечек!

Дунь - по - дунь, наш ветерочек,

Ветерочек, ветерок,

Дунь - по - дунь, наш ветерок!

4.Игра Бабочка лети.

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.

Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка «летает». Игра сопровождается стихотворным текстом:

Бабочка летала.

Над Вовочкой порхала.

Вова не боится -

Бабочка садится.

Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть на нее.

5. Игра Чей паровоз громче гудит.

Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху.

Для проведения игры необходимы несколько маленьких пузырьков с узким горлышком из- под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же самое ребенку - подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).

Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2 - 3 предъявленных пузырьков гудел (свистел) громче.

Блок заданий №5.

1. Игра Малыш

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию «уа».

Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом: звуком колокольчика или барабана, взрослый показывает игрушку - пупсика, называет ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа- уа!», побуждает к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения, можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит действия руками ребенка).

2.Игры «Кто позвал?», «У нас в гостях»

Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания.

С помощью сюрпризного момента из «чудесного» мешочка, коробочки, из-за ширмы ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослый совершает игровые действия с мишкой, сопровождая их словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У - у - у!» Поздоровайся с мишкой (взрослый побуждает ребенка к произвольному или сопряженному произнесению звукоподражания).

Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение. Игру «Кто позвал» вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок: «у-у-у!». Игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовут» малыша. Он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала».

Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком «у-у-у!» и паровозиком «у-у-у!».

Блок заданий №6:

1.Узнавание предметов и их звучание по изображению

Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению, функциональному назначению, побуждать к произвольному звукоподражанию, развивать внимание и память.

Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках: самолет, кукла, паровозик, волк. Используя звукоподражание, называет их («у - у», «а - а», «уа - уа»). Затем последовательно (по одной) предъявляются контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывает парные картинки друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).

2.Игра «Что пропало?»: взрослый убирает одну из картинок и просит назвать ее. используя звукоподражание.

Вопросы:

•        Кто ушел? (кукла:«Уа - уа!»)

•        Что улетело? (самолет: «У - у - у!»)

•        Кто убежал? (волк: «У - у - у!»)

 

Блок заданий №7.

1. Игра Разноцветные домики

Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета (можно использовать игрушки из задания №2).

Ребенку предлагается разложить мелкие игрушки (кубики) в домики (2-4 коробочки, раскрашенные в основные цвета).

Предлагаемые инструкции:

-        Найди такой же домик.

-        В каком домике живет игрушка? Покажи.

-        Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета.

2.Разноцветные столики. На столе перед ребенком 2-4 листа разноцветной бумаги и коробка, в которой находятся предметы аналогичных цветов (колечки от пирамидок, пуговицы и др.). Ребенку предлагается разложить эти предметы на соответствующий цвету лист бумаги.

3. Игра Разноцветные флажки.

Цель: учить выделять красный цвет предметов по слову.

Игра проводится с флажками, выполненными из цветной бумаги. Малышу предлагается выбрать из коробочки с разноцветными флажками только красные и поставить их в вазочку красного цвета.

4. Игра Посадим красные цветочки.

Цель: учить выделять красный цвет предметов, развивать мелкую моторику руки.

Игра проводится с использованием мозаики. Взрослый выбирает мозаику красного цвета и выкладывает ее на игровое поле («сажает цветок»), побуждая ребенка к совместным действиям.

Предлагаемые инструкции:

-        Возьми такую же мозаику. Посади такой же цветочек.

-        Где красная мозаика? Покажи. Посади красный цветок.

Усложнение: выкладывать цветочки заданного цвета по схеме.

-        Цель: учить различать основные цвета предметов, учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называя его.

5.Игры на классификацию:

А. «Сильный ветер» (ватер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, необходимо поставить их на место).

Б. «Повесим флажки на веревочки» (цвет флажка соотносить с цветом веревочки).

В. «Цветные лепестки» (выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки).

Г. «От какого шарика веревочка» (цвет шарика соотносить с цветом веревочки).

Д. «Разноцветные скамейки» (посадить матрешку на скамейку того же цвета).

Е. «Наведем порядок» (разложить игрушки в коробочки, подбирая их по цвету).

 

Блок заданий 8.

1. Игра В гости пришла кукла.

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания «а-а- а», развивать слуховое внимание.

С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием «а-а - а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое.

2.Игра Айболит.

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания «а- а- а», развивать слуховое внимание.

Взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.

-        У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!».

-        Как плачет Зайка?

-        У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.

Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним. потом произносит самостоятельно звукоподражание «а-а - а!».

3. Игра У нас в гостях (Зоопарк)

Цель: учить соотносить игрушки с сопряженным, отраженным или произвольным звукоподражанием и различать их.

Из-за ширмы последовательно появляются игрушки: мишка, кукла, крокодил, волк, зайчик. Они «здороваются» с малышом «а-а - а», «у - у - у» и прячутся за ширму.

Вопросы и инструкции:

-        Угадай, кто поздоровался? Покажи.

-        Позови того, кто поздоровался (вызов звукоподражаний). Усложнение: «Чудесный мешочек».

Доставая из него игрушки, ребенок воспроизводит звукоподражания.

Вопросы и инструкции: - Покажи, кто позвал? - Кто поздоровался так: «Л - а - а»?

4.Игра Кто ушел?

На столе 2-3 игрушки (самолет, волк, крокодил). Ребенок воспроизводит звукоподражание к каждой игрушке. После этого одна из них убирается (например, крокодил).

Вопрос: «Кто ушел ?» (побуждать к произнесению звукоподражания).

Взрослый обращает внимание на то, как ребенок фиксирует взгляд па игрушке и прослеживает взглядом ее движение над ширмой.

5.Игра Покажи как?

Цель: учить воспроизводить движение, изображенное на сюжетной картинке.

Ребенок рассматривает картинку, предлагаемую взрослым, отвечает на его вопросы: «Кто это? Что делает? Покажи, как:

Сюжетная картинка движения ребенка

Бабочка летит - ребенок машет руками, имитируя махи крыльев;

Птичка клюет - движения туловищем вперед с наклонами головы:

Девочка кушает - пальцы сжаты в кулак, движения рукой от стола ко рту;

Девочка идет -аналогичное движение совершается ребенком

Девочка прыгает с учетом его двигательных возможностей;

Кошка лакает молоко - имитирующее движение языком.

6.Игра Части тела

Цель: активизировать представления ребенка о схеме тела животных и игрушек.

На листе бумаги нарисован контур животного - кошки, выполненный из кругов. К нему прилагаются части тела, заранее вырезанные из картона.

Взрослый вместе с ребенком анализирует рисунок:

-        Кто это?

-        Где головка (туловище, хвостик, лапки)?

-        Покажи.

Затем малыш накладывает картонные заготовки на рисунок-образец. Если задание не вызывает затруднений, можно предложить выполнить работу рядом с образцом. Мелкие детали (усы, глаза, уши) дорисовываются взрослым.

Список литературы:

  1. Бадалян Л.О. «Детская неврология». МЕДпресс-информ. 2016.
  2. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В.: Система домашних занятий: «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком», 1997.
  3. Елисеева М.Б. Развитие речи ребёнка: взгляд лингвиста.̸̸ .̸̸   Логопед- 2005.- №4.-с.18-28.
  4. Пятница Т.В., Кашинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 1. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с.
  5. Танцюра С. Игровые упражнения для развития речи у неговорящих детей. Методические рекомендации. - СПб., изд-во Сфера.-2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации для родителей неговорящих детей

рекомендации для родителей неговорящих детей...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

Консультация для родителей неговорящих детей. ...

Рекомендации для родителей с детьми для совместной работы дома: «Части тела и личная гигиена»

Дети должны усвоить: название основных частей тела; их функции; умение различать правую и левую руку и ногу; пространственные направления (вверх  - вниз, спереди – сзади, направо – на...

Рекомендации для родителей с детьми для совместной работы дома: «Овощи»

Повторите с детьми, что овощами мы называем плоды, растущие в земле и на земле в огороде, парнике, теплице. Пусть дети перечислят известные им овощи....

Рекомендации для родителей с детьми для совместной работы дома: «Фрукты»

Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах. Отгадать загадки....

Рекомендации для родителей с детьми для совместной работы дома: «Хлеб»

Рассказать детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь...