Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
У детей с речевыми нарушениями, как правило, выявляется недостаточная сформированность мелкой моторики, психических функций и общеречевых навыков. Поэтому на занятии по автоматизациит звука [л] (в слогах, словах, предложениях) паралельно развиваем фонематический слух, артикуляционную и мелкую моторики и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]
Пояснительная записка
Цель: автоматизировать звука [л]
Задачи:
- Закреплять умение четко произносить звук [л] в слогах, словах, предложениях.
- Закреплять умение различать на слух звука [л] среди других звуков.
- Развивать фонематический слух, артикуляционную и мелкую моторики.
- Упражнять в согласовании местоимений с существительными..
- Закреплять умение правильно артикулировать звук [л].
- Закреплять умение правильно давать характеристику звука.
Аудитория: кабинет для логопеда
Условия проведения: наличие детской мебели (стол, стулья) в кабинете, зеркало, хорошая освещенность (светильник над зеркалом).
Методы:
1. Игрушечный слон.
2.Песочница с песком.
3. Мелкие игрушки ( лопатка, лодка, весло, флажок, яблоко).
4. Картинки для проведения артикуляционной гимнастики.
5.Пособия для поддувания - ласточки.
6. Универсальное пособие - тактильная дорожка.
7. Раздаточный материал.
8. Схема характеристики звука [л].
Организационный момент
Логопед: Даша, какое время года наступило?
Ребенок: Весна.
Логопед. Кто прилетает к нам весной с юга?
Ребенок: Птицы.
Логопед. Вот и к нам на занятие прилетели ласточки. Покажи, как высоко ласточки летают.
Упражнение на поддувание
Ребенок берет за ниточку ласточку и дует на неё.
Упражнения для кистей и пальцев рук.
Логопед: Покажи руками и пальчиками, как махали птички крылышками, когда летели с юга.
Скрестив ладони тыльной стороной, ребенок имитирует движения крыльев птиц, опуская и поднимая кисти.
Логопед: Как птички клюют зернышки?
Сделав указательным и большим пальцами «клювик», ребенок поднимает и опускает кисти рук над столом.
Логопед: Какое гнездышко свили птички для своих птенцов?
Скрестив пальцы обеих рук ладошками внутрь, ребенок показывает действия.
Логопед: Как птенцы раскрывают клювики, когда просят корм?
Подняв вверх «клювики», ребенок соединяет и разъединяет большой и указательный пальцы.
Логопед: Молодец, Даша! Вспомни упражнение «Птенчики» из артикуляционной гимнастики и покажи, пожалуйста.
Артикуляционная гимнастика
Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику перед зеркалом, слушая инструкцию логопеда и глядя на картинку-символ.
Выполняются упражнения «Птенчики», «Улыбка», «Хоботок», «Лопата», «Вкусное варенье», «Индюк», «Качели», «Ступеньки», «Маляр», «Парус».
Объявление темы занятия.
Загадка
Это что за великан
Держит в хоботе фонтан?
Умываться любит он,
А зовут чистюлю...
Ребенок: Слон
Педагог показывает игрушечного слона .
Логопед: Как ты думаешь, это большой слон или маленький?
Ребенок: Я думаю, что это маленьки слон.
Логопед: А как можно назвать ласково маленького слона?
Ребенок: Ласково можно назвать: слоник, слоненок.
Логопед: Правильно! Какой слоненок?
Ребенок: Красивый, мягкий, добрый, игрушечный.
Логопед: Молодец! Слоник прилетел на самолете. Покажи, как гудит самолет, когда летит.
Закрепление изолированного звука
Подняв широкий кончик языка за верхние зубы, ребенок длительно произносит звук [л].
Логопед: Какой звук получился?
Ребенок: Звук [л].
Анализ артикуляции по схеме.
Логопед: Расскажи характеристику звука [л].
Ребенок: Когда мы произносим звук [л], язык у нас широкий. Кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Рот приоткрыт. Губы улыбаются.
Звук [л] согласный, воздух встречает преграду - язык и зубы. Звонкий, потому что когда мы произносим звук [л], горлышко у нас дрожит.
Закрепление произнесения звука в слогах.
Логопед. Давайте поучим слоненка говорить звук [л].
Игра «Будь внимателен, смотри, без ошибки повтори»
Ребенок повторяет за логопедом, "прошагивая" по тактильной дорожке пальчиками:
Логопед : Ла - ло, лы - лу, ла - лы - лу, лэ - ло - ла.
Ла - ла - ла - слону кепочка мала,
Ло - ло - ло - голову напекло,
Лы - лы- лы - уложили на столы,
Ул - ул - ул - ветерок подул,
Ал - ал - ал - на слоненка он попал,
ыл - ыл - ыл - он слоненка освежил,
Ол - ол - ол - не пойду играть в футбол,
Лу - лу - лу - лучше заведу юлу.
Развитие фонематического слуха:
Игра «Внимательные ушки»
Логопед предлагает выложить столько фишек, сколько ребенок услышит звуков [л].
Логопед: А, о, л, с, л, да, ло, ны, лу, лак, дом, лук, нос, пол, ландыш, машина, малыш, клад, кукла, флаг, газета, шкаф, акваланг.
Логопед: Молодчина! Ты отлично справилась!
Закрепление произнесения звука в речи.
Игра «Песочница»
Логопед. Даша, давай поможем слоненку найти игрушки, которые он потерял, играя в песочнице.
Ребенок находит в песке мелкие игрушки и отдает слонику. Слоник, я нашла твой флажок. Слоник, я нашла твою лопатку ( лодку). Слоник, я нашла твое яблоко (весло).
Логопед следит за четким произнесением звука [л] и правильным согласованием местоимений с существительными.
Логопед. Молодец, наш слоник остался очень доволен. А теперь вымоем и вытрем руки.
Домашнее задание.
Закрепление произнесения звука в слогах и словах
Логопед: Даша, Слоник будет очень рад, если дома ты выучишь стишок о нем.
Слон слонёнку покупал
Лодку, лыжи и пенал.
А слониха-мама —
Ласты и панаму.
Итог занятия
Логопед. Даша, давай напомним слонику, какой звук ты сегодня старалась произносить правильно. Какой это звук гласный или согласный? Глухой или звонкий? Куда поднимается и упирается язычок при его произнесении? Ребенок отвечает на вопросы.
Логопед. Ты, умничка, Даша! Слоник приготовил для тебя подарок. (Выставляет игрушки.) Возьми игрушку, в названии которой есть звук [л]. Назови ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....