Мастер - класс для воспитателей на тему: «Изготовление и организация дидактических игр по звуковой культуре речи».
консультация по развитию речи

Панова Елена Викторовна

Мастер - класс для воспитателей на тему: «Изготовление и организация дидактических игр по звуковой культуре речи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №51»

Мастер - класс для воспитателей

на тему: «Изготовление и организация дидактических игр по звуковой

культуре речи».

Подготовила:

учитель-логопед Панова Е.В.

2018

Цель мастер - класса: повысить профессиональное мастерство педагогов - участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения по проблеме развития звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру.

Задачи;

  1. Соблюдать принципы коррекционной работы для достижения наиболее эффективных результатов.
  2. Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
  3. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребёнка к занятию.

Оборудование: предметные картинки, проектор, экран, ноутбук, интерактивные игры.

Ход мастер - класса:

1.0рганизационный момент.

2.Теоретическая часть.

Проблема современности.

С каждым годом увеличивается число детей, имеющих те или иные нарушения речи. Практика логопедической работы показывает, что справиться с этой проблемой можно только, объединив усилия трёх сторон - родителей, логопеда и, подчёркиваю, воспитателей.

Актуальность темы.

Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

  1. Практическая часть.

Учёные всего мира признали, что игра является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Наши отечественные педагоги и психологи доказали, что игра положительно влияет на развитие психики ребёнка.

Артикуляционная гимнастика (участвуют все педагоги).

Маленькая справка: на лице человека насчитывается до 200 мелких мышц, их можно накачать как мышцы рук, ног путём выполнения различных упражнений. В нашем случае это артикуляционная гимнастика. Она поможет нам сохранить прекрасный овал лица на долгие годы.

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки)

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка). ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами) ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух.

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык). БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу сверху вниз)

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой)

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх). ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд- назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

Кинезиологическая Физминутка (участвуют все педагоги)

Кинезиологш — это наука о развитии головного мозга через движения или по-другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологш.

Упражнение «Колечко»

(Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу, произнося слоги: рэ-ры...

Упражнение «Фонарик» (соединять в щепоть и раскрывать все пальцы правой и левой рук поочерёдно).

Фонарик погас! - Фонарик зажёгся!

Сочетать с произнесением слогов: ша-шо...

Дидактическая игра «Кто хочет стать миллионером?» (участвуют все педагоги)

Цель: развивать фонематический слух. Учиться соблюдать правила игры. Оборудование: предметные картинки на определённый звук.

Описание игры:

В игре участвуют 2-4 игрока. В центр стола выкладываются 4 картинки. Логопед называет любую из картинок, произнося только гласные звуки и выделяя голосом ударный звук. Игрок, который первым понял слово, чётко произносит его и забирает картинку. Логопед на место выбывшей картинки кладёт другую и игра продолжается. Обладатель наибольшего количества картинок становится «миллионером» и получает приз.

Дидактическая игра «Урожай» (участвую!' 2 педагога)

Цель: закрепить умение классифицировать предметы по темам «Овощи, фрукты, ягоды». Дифференцировать звуки (р)-(л), (рь)-(ль), (р)-(рь), (л)-(ль). Оборудование: предметные картинки изображением овощей, фруктов, ягод и корзины по числу игроков.

Описание игры:

Дети идут по кругу вокруг стола, на котором размещены корзины и картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, произнося слова:

Во саду ли, в огороде Собираем урожай.

Стой на месте, скорей садись,

В свою корзину овощи собирай, в названии которых присутствует твёрдые сонорные звуки - (р), (л).

Объясняют свой выбор: я собрал в корзину фрукты: грушу, гранат... Аналогично собирают фрукты-ягоды, в названии которых звуки (л), (рь),

(ль).

Дидактическая игра «Вершок-корешок» (выполняют все педагоги)

Цель: расширение знаний об особенностях различных овощей. Развитие слухового внимания детей. Развитие общей моторики.

До игры объясняли, что у одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других - то, что растёт в земле (корешки). Детям нужно вставать на носочки и поднимать руки вверх, когда услышат название «вершков» (капуста, помидоры и т.д.), и приседать, когда логопед назовёт «корешки» (картофель, лук, редис, свёкла). Можно просто показывать картинки овощей.

А теперь я представлю вашему вниманию несколько игр на развитие звуковой культуры речи, которые вы сможете сделать своими руками.

А изготовим мы с вами игру «Звуковые часы»

Педагогам раздаются круги в форме часов, стрелки и набор предметных картинок. Показ и объяснение цели игры и изготовление.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи. СПб. Детство-пресс 1999
  2. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. СПб.: Акцидент, 1998
  3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
  4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Обследование звукопроизношения (пособие для логопедов). М., 1998.
  5. Крапивина Л. М., Леонова М. А. Дидактические материалы по логопедии. М.: Школа-Пресс, 1999.
  6. Ламаева Р. Н., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.

7..Максаков А. И., ТумаковаЕ. А. Учите, играя. М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по теме: «Изготовление кукольного театра»

Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего д...

Мастер-класс для воспитателей на тему: "ЗВУКИ, БУКВЫ, СЛОГИ: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

Цель:уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучениюграмоте.Задачи:активизировать знания педагогов о звуках и буквах; уточнить представления о гласных и согласных звуках в начал...

Презентация Мастер- класс для воспитателей на тему: «Изготовление лэпбука по финансовой грамотности «Город профессий».

Мастер- класс для воспитателейна тему: «Изготовление лэпбука по финансовой грамотности «Город  профессий».       Формирование основ экономической грамотности...

Мастер – класс для воспитателей на тему: «Изготовление лэпбука по финансовой грамотности «Город профессий».

Мастер – класс для воспитателейна тему: «Изготовление лэпбука по финансовой грамотности «Город профессий». Цель: Повышение профессиональной компетентности  педагогов...

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Изготовление сувенирных валенок»

Цель: познакомить с промыслом валяния.Задачи:создание условий для профессионального общения;передача продуктивных способов работы;демонстрация опыта по валянию валенка;определить возможность применени...

Мастер-класс для воспитателей на тему: "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

В последние годы возросло количество детей с нарушениями речи. Поэтому именно сейчас, стало актуальным объяснить воспитателям и их помощникам-родителям из каких компонентов складывается правильная , ч...