Мастер - класс для воспитателей на тему: «Изготовление и организация дидактических игр по звуковой культуре речи».
консультация по развитию речи
Мастер - класс для воспитателей на тему: «Изготовление и организация дидактических игр по звуковой культуре речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_i_organizatsiya_didakticheskih_igr_po_zvukovoy.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №51»
Мастер - класс для воспитателей
на тему: «Изготовление и организация дидактических игр по звуковой
культуре речи».
Подготовила:
учитель-логопед Панова Е.В.
2018
Цель мастер - класса: повысить профессиональное мастерство педагогов - участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения по проблеме развития звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру.
Задачи;
- Соблюдать принципы коррекционной работы для достижения наиболее эффективных результатов.
- Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
- Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребёнка к занятию.
Оборудование: предметные картинки, проектор, экран, ноутбук, интерактивные игры.
Ход мастер - класса:
1.0рганизационный момент.
2.Теоретическая часть.
Проблема современности.
С каждым годом увеличивается число детей, имеющих те или иные нарушения речи. Практика логопедической работы показывает, что справиться с этой проблемой можно только, объединив усилия трёх сторон - родителей, логопеда и, подчёркиваю, воспитателей.
Актуальность темы.
Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
- Практическая часть.
Учёные всего мира признали, что игра является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Наши отечественные педагоги и психологи доказали, что игра положительно влияет на развитие психики ребёнка.
Артикуляционная гимнастика (участвуют все педагоги).
Маленькая справка: на лице человека насчитывается до 200 мелких мышц, их можно накачать как мышцы рук, ног путём выполнения различных упражнений. В нашем случае это артикуляционная гимнастика. Она поможет нам сохранить прекрасный овал лица на долгие годы.
ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки)
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка). ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами) ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух.
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык). БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу сверху вниз)
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой)
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх). ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд- назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
Кинезиологическая Физминутка (участвуют все педагоги)
Кинезиологш — это наука о развитии головного мозга через движения или по-другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологш.
Упражнение «Колечко»
(Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу, произнося слоги: рэ-ры...
Упражнение «Фонарик» (соединять в щепоть и раскрывать все пальцы правой и левой рук поочерёдно).
Фонарик погас! - Фонарик зажёгся!
Сочетать с произнесением слогов: ша-шо...
Дидактическая игра «Кто хочет стать миллионером?» (участвуют все педагоги)
Цель: развивать фонематический слух. Учиться соблюдать правила игры. Оборудование: предметные картинки на определённый звук.
Описание игры:
В игре участвуют 2-4 игрока. В центр стола выкладываются 4 картинки. Логопед называет любую из картинок, произнося только гласные звуки и выделяя голосом ударный звук. Игрок, который первым понял слово, чётко произносит его и забирает картинку. Логопед на место выбывшей картинки кладёт другую и игра продолжается. Обладатель наибольшего количества картинок становится «миллионером» и получает приз.
Дидактическая игра «Урожай» (участвую!' 2 педагога)
Цель: закрепить умение классифицировать предметы по темам «Овощи, фрукты, ягоды». Дифференцировать звуки (р)-(л), (рь)-(ль), (р)-(рь), (л)-(ль). Оборудование: предметные картинки изображением овощей, фруктов, ягод и корзины по числу игроков.
Описание игры:
Дети идут по кругу вокруг стола, на котором размещены корзины и картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, произнося слова:
Во саду ли, в огороде Собираем урожай.
Стой на месте, скорей садись,
В свою корзину овощи собирай, в названии которых присутствует твёрдые сонорные звуки - (р), (л).
Объясняют свой выбор: я собрал в корзину фрукты: грушу, гранат... Аналогично собирают фрукты-ягоды, в названии которых звуки (л), (рь),
(ль).
Дидактическая игра «Вершок-корешок» (выполняют все педагоги)
Цель: расширение знаний об особенностях различных овощей. Развитие слухового внимания детей. Развитие общей моторики.
До игры объясняли, что у одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других - то, что растёт в земле (корешки). Детям нужно вставать на носочки и поднимать руки вверх, когда услышат название «вершков» (капуста, помидоры и т.д.), и приседать, когда логопед назовёт «корешки» (картофель, лук, редис, свёкла). Можно просто показывать картинки овощей.
А теперь я представлю вашему вниманию несколько игр на развитие звуковой культуры речи, которые вы сможете сделать своими руками.
А изготовим мы с вами игру «Звуковые часы»
Педагогам раздаются круги в форме часов, стрелки и набор предметных картинок. Показ и объяснение цели игры и изготовление.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи. СПб. Детство-пресс 1999
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. СПб.: Акцидент, 1998
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Обследование звукопроизношения (пособие для логопедов). М., 1998.
- Крапивина Л. М., Леонова М. А. Дидактические материалы по логопедии. М.: Школа-Пресс, 1999.
- Ламаева Р. Н., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.
7..Максаков А. И., ТумаковаЕ. А. Учите, играя. М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей по теме: «Изготовление кукольного театра»
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего д...
Мастер-класс для воспитателей на тему: "ЗВУКИ, БУКВЫ, СЛОГИ: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"
Цель:уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучениюграмоте.Задачи:активизировать знания педагогов о звуках и буквах; уточнить представления о гласных и согласных звуках в начал...
Презентация Мастер- класс для воспитателей на тему: «Изготовление лэпбука по финансовой грамотности «Город профессий».
Мастер- класс для воспитателейна тему: «Изготовление лэпбука по финансовой грамотности «Город профессий». Формирование основ экономической грамотности...
Мастер – класс для воспитателей на тему: «Изготовление лэпбука по финансовой грамотности «Город профессий».
Мастер – класс для воспитателейна тему: «Изготовление лэпбука по финансовой грамотности «Город профессий». Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов...
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Изготовление сувенирных валенок»
Цель: познакомить с промыслом валяния.Задачи:создание условий для профессионального общения;передача продуктивных способов работы;демонстрация опыта по валянию валенка;определить возможность применени...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Изготовление и использование дидактического пособия «Умные часы»
игра посвящена для детей младшего и старшего дошкольного возраста...
Мастер-класс для воспитателей на тему: "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
В последние годы возросло количество детей с нарушениями речи. Поэтому именно сейчас, стало актуальным объяснить воспитателям и их помощникам-родителям из каких компонентов складывается правильная , ч...