Формирование словаря у детей 5-6 лет у детей с ОНР
консультация по логопедии (старшая группа)

Якубовская Елена Ивановна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_po_slovaryu.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 67 ГОРОДА КОСТРОМЫ

156008 Г. Кострома, ул. Шагова,207. Тел. (4942) 42-73-33

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Формирование словаря у детей 5-6 лет у детей с ОНР»

                                                           Подготовила:

                                                           учитель-логопед Якубовская Е.И.

2020

   Мы всегда советовали вам обращать особое внимание на словарь ребенка, на то, как включаются в него новые слова, и обсуждали, как стимулировать и закреплять этот процесс. На шестом году жизни эту деятельность мы продолжаем, но теперь нас интересуют более углубленные знания. Ребенку нужно знать такие тонкости, как обозначение словом различных качеств и свойств, да не простых, а передающих оттенки, выраженность, степень, характер. Проще говоря, речь идет о прилагательных в сравнительной степени (горячий – горячее, мягкий – мягче), о наречиях (быстро, медленно), о передаче оттенков цвета (светло-коричневый, синеватый). Вам придется предоставлять ребенку возможность иметь дело с предметами, которые нужно будет описывать.

   Дайте ребенку пощупать теплую батарею, пусть степень ее нагревания обозначается словом «горячий». А вот кастрюля с недавно сваренным борщом гораздо горячее. Ребенок обычно и усваивает такие понятия в повседневной жизни, когда имеется возможность увидеть, ощутить, узнать на практике те или иные свойства и особенности.

   Перед нами стоит задача: сделать так, чтобы ребенок почувствовал многообразие значений слова, его оттенков. Начать можно с придумывания сравнений. Вы даете малышу апельсин, весь кругленький, крепенький, упругий, солнечного, теплого цвета. А каким назовет его ребенок? На что, по мнению ребенка, похож апельсин? С чем его можно сравнить? Как его изобразить на бумаге? В ответах на эти вопросы рождаются слова и входят в речь ребенка. Образ, который формируется на основе восприятия (малыш видит апельсин, гладит, сжимает, нюхает), создается и словами-признаками, и словами-предметами.

   Старшая сестра пришла из школы  в хорошем настроении, у нее удачный день, успехи, отличные отметки. «Какая сегодня Света?» - спрашиваете вы младшего сына. Радостная, а еще какая? Веселая, счастливая… А погода сегодня какая? Туманная, холодная, сырая, грустная. Грустная – это уже не просто признак. Это уже отражение состояния, ребенок связывает свою характеристику с настроением, которое вызывает у него пасмурный день (Слова синонимы).

   Слова, постоянно пополняющие словарь ребенка, извлекаются из вашей речи, из окружающей ситуации, из впечатлений, из наблюдений ребенка. И, как мы уже говорили, из сопровождения деятельности. Помните, мы назвали профессии, о которых надо разговаривать с ребенком, обсуждать. Вы снабжаете ребенка не только информацией о профессиях, не только о том, с какими инструментами работает специалист, но и какую технику использует. Это означает переход на новую ступень владения словом – опосредованные, а не непосредственные действия. Вы заметили почтальона и спешите показать его ребенку, попутно задаете вопрос: «Посмотри, вон идет почтальон. Как ты думаешь, что ему нужно для работы?»Что-то малыш увидит, что-то знал раньше, о чем-то сейчас спросит. И в итоге вы получаете ответ: «Сумка, письма, газеты, журналы, телеграммы». А вечером, когда семья соберется за столом, попросите ребенка рассказать, кого он видел сегодня на улице.

   Вот теперь вашему ребенку доступно понимание и усвоение слов-обозначений, которые малыш может самостоятельно образовывать. Например: кто ухаживает за лесом? Лесник. А за садом? Садовник. Можно даже потренировать ребенка в образовании слов при помощи суффиксов (только вы, конечно, этого термина не знаете – просто даете образец):

Рубить – рубщик

Пилить – пильщик

Резать – резчик

Носить – носильщик

Водить – водитель

Строить – строитель

Сеять – сеятель

Учить – учитель

Гриб – грибник

Печь – печник

Двор – дворник

Мясо – мясник

  А потом можно предложить ребенку назвать как можно больше действий детей (прыгают, рисуют, играют, пишут), действий разных предметов.

   Пригодятся теперь и «Объяснялки наоборот». Вы сообщаете короткую информацию о слове, а ребенок его узнает и называет. Например:

Животное, которое носит своего детеныша в сумке на животе и передвигается прыжками.

(Кенгуру)

Сумка для школьных принадлежностей.

(Портфель)

Детеныш свиньи.

(Поросенок)

Овощной суп, сваренный из капусты, свеклы, моркови, картошки на мясном бульоне.

(Борщ)

Инструмент для копания.

(Лопата)

Учреждение, в которое приходят больные на прием к врачу.

(Поликлиника)

Птица, которая всех будит по утрам.

(Петух)

Место, где проходят спортивные соревнования.

(Стадион).

   Много новых слов появляется именно потому, что ребенок учится называть составные части, детали, компоненты, то есть интересуется не только общим названием, но и тем, из чего, из каких частей состоит предмет или явление. Недаром малыш так стремится все разобрать, посмотреть, что внутри, каков принцип действия. Приготовьте такие игры, где, например, нужно к одной картинке, изображающей предмет, подобрать (и назвать) картинки, изображающие отдельные части предмета. Как обычно, все манипуляции ребенок проговаривает. Вот на картинке дерево. К дереву подбираются картинки с изображением листика, ветки, ствола, корней. Вы можете схематично все это изобразить. Или к машине подбираются колеса, кузов, кабина, руль и т.д. Можно предложить следующие картинки:

Дом (крыша, дверь, труба, окно).

Чайник (носик, ручка, крышка, бочок).

Куртка (рукава, воротник, карман, полы).

Бабочка (туловище, голова, глаза, усики, лапки, крылья).

Рыба (туловище, голова, хвост, плавники, глаза, рот).

Цветок (серединка, лепестки, стебель, листья).

  Попробуйте игру в антонимы, подбор слов, противоположных по значению. Это очень просто, вы называете слова, а ребенок подбирает противоположное. Приведем примеры:

Добрый – злой

Твердый – мягкий

Пушистый – гладкий

Веселый – грустный

Ровный – кривой

Чистый – грязный

Ленивый – трудолюбивый

Радостный – печальный

Идти – стоять

Говорить – молчать

Шептать – кричать

Держать – бросать

Рвать – скреплять

Чистить – пачкать

Сушить – мочить

Одевать – снимать

Близко – далеко

Высоко – низко

Широко – узко

Глубоко – мелко

Смешно – грустно

Вверху – внизу

Впереди – позади

Слева–справа

   Включайте в игру все части речи, не только прилагательные, глаголы

и существительные, но и наречия. Это особенно полезно, потому что в

возрасте пяти лет ребенок еще не совсем свободно пользуется ими.

Например:

Птица летит высоко, а комар … (низко);

Летом жарко, а зимой … (холодно);

Черепаха двигается медленно, а заяц… (быстро);

Море далеко, а лес… (близко);

Днем светло, а ночью… (темно);

В океане глубоко, а в луже… (мелко);

Ворона кричит громко, а воробей… (тихо).

   Если хотите, чтобы малыш пользовался достаточным количеством

слов, сами употребляйте их, разнообразьте свою собственную речь.

Обращайте внимание малыша на яркие, красивые предметы и явления.

 Если, что-то привлекло внимание ребенка, и он за чем-то внимательно

наблюдает, не мешайте, дайте время. Богатство и образность языковых

средств вы найдете, читая ребенку хорошие детские стихи и прозу.

Ау  

Весело аукнула                                  Всполошилась Белочка,                            

Из лесу весна.                                    Глянув из дупла, -

Ей Медведь откликнулся,                Дождалась, пушистая,

Поурчав от сна.                                 Дождалась, пушистая,

Поскакали зайки к ней,                   Гордо приосанился

Подлетел к ней Грач;                      Посветлевший бор;

Покатился Ежик вслед,                  На ветвях коричневых

Как колючий мяч.                           Грянул птичий хор.

Улыбнулся радостно

Весь прозрачный лес,

И Мороз за елками,

Заворчав, исчез.          (Л. Аграчева)

Заниматься с ребенком – дело серьезное. Вы, родители, - естественные

 учителя своего ребенка, и от вас зависит чрезвычайно много.

Этот труд, конечно, окажется вам под силу, ведь в ваших руках очень

Сильное воспитательное средство – любовь к своему ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование словаря у детей дошкольного возраста

материал для М.О. и педагогических советов...

Основные направления коррекционной работы по использованию дидактических игр для формирования словаря у детей с ОНР.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка....

Консультация для воспитателей. Тема: «Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет»

Консультация для воспитателей по применению  игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет...

РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

краткий экскурс в теорию памяти.  формирование словаря у детей с ЗПР. Основные дидактические игры и упражнения, способствующие формированию слухоречевой и логической памяти у детей с ЗПР через ра...

"Системные паутинки" - формирование словаря у детей с ОНР

Формирование словаря у дошкольников с ОНР является одной из главных задач воспитателя логопедической группы, так как в основе правильного формирования речи лежит её главная единица - слово. Развитие л...

"Системные паутинки" - формирование словаря у детей с ОНР (продолжение)

Формирование словаря у дошкольников с ОНР  является одной из главных задач воспитателя логопедической группы, так как в основе правильного  формирования речи лежит её главная единица - слово...

Консультация для родителей с элементами тренинга “Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи”

Консультация для родителей с элементами тренингапо реализации образовательной области "Коммуникация"(связная речь)для детей с общим недоразвитием речиТема “Формирование словаря у детей с общим н...