Картотека игр по звуковой культуре речи
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Куриленко Любовь Сергеевна

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи,предназначена для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека по ЗКР85.2 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по звуковой культуре речи для младшего возраста.

Кого как зовут?

(Проводится в начале учебного года.)

Наглядный   материал.   Кукла,  игрушечные животные: кошка, собака, корова, коза и др.

Дети сидят на стульчиках, поставленных полукругом перед
столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель подходит к кому-либо из них и спрашивает, как его зовут.  Ребенок называет себя. Если он молчит,  то взрослый помогает ему:   «Тебя зовут Леночка, Вова?» Он просит назвать
свои имена еще нескольких детей, а затем спрашивает 2-3 детей,
как зовут других малышей,  например девочку с красным бантом,
мальчика в белой рубашке. После этого воспитатель показывает куклу и говорит:  «Эту куклу зовут Аленка. Как ее зовут?» Дети отвечают.

 «А это кто?» —спрашивает он и показывает кошку. «Киска»,— говорят малыши. «Эту кошку зовут Мурка». Дети повторяют кличку кошки.
Затем педагог показывает собаку, корову, козу, других животных, предлагает малышам придумать им клички или сам называет их и просит повторить 3—4 детей. Дети повторяют вслед за воспитателем.

Воспитатель следит, чтобы дети отчетливо и громко называли свои имена, имена товарищей,  куклы, клички животных.

Где кукует кукушка?

Цель. Учить детей внимательно слушать речь воспитателя, развивать голосовой аппарат.

Наглядный материал. Фланелеграф, картинки: елочки, кукушка, мальчик, девочка (картинки могут быть заменены игрушками).

Воспитатель рассказывает: «Сережа и Наташа пошли в лес за ягодами (показывает картинки с изображением детей и ставит их на фланелеграф). Вдруг прилетела кукушка (показывает картинку), села на дерево, около которого стояли дети, и громко закуковала вот так: «Ку-ку! Ку-ку! (Произносит несколько громче обычного.) Как куковала кукушка?» Воспитатель предлагает сначала хором, а потом 3—4 детям по очереди громко произнести данное звукосочетание. «Отдохнула кукушка,— продолжает рассказ воспитатель,— и полетела дальше в лес. (Ставит картинку с изображением кукушки в дальний угол фланелеграфа.) А Сережа и Наташа пошли домой. Когда они вышли на поляну, Сережа остановил Наташу и сказал: «Послушай, кукушка снова кукует (воспитатель тихо произносит Ку-ку! Ку-ку!), сейчас кукушка далеко в лесу, поэтому и кажется, что она кукует тихо». Воспитатель предлагает произнести данное звукосочетание вполголоса. (Ответы сначала хоровые, затем 2—3 индивидуальных.)

Затем воспитатель предлагает детям послушать и отгадать, где кукует кукушка: близко или далеко (произносит данное звукосочетание с различной громкостью). Дети соответственно отвечают: «Кукушка близко от ребят» или «Кукушка далеко от ребят».

Дождик

Цель. Учить детей различать скорость произнесения слов, в данном случае звукоподражания кап-кап-кап, а также произносить его отчетливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро.

Воспитатель говорит детям, что во время дождя дождинки стучат по крыше. Произносит кап-кап-кап в умеренном темпе. Дети повторяют. Далее он рассказывает, что когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому (произносит кап...кап... медленно, немного растягивая, с паузами). Дети повторяют. Ответы хоровые чередуются с индивидуальными. «Если идет сильный дождь,— продолжает воспитатель,— то капли стучат по крыше так» (произносит кап-кап-кап в ускоренном темпе). Когда малыши научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в заданном темпе, воспитатель предлагает им определить на слух, какой идет дождь, и произносит кап-кап-кап в различном темпе. Дети угадывают. Это повторяется 3—4 раза.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети были внимательны и точно определяли на слух скорость произнесения звукосочетания, а также правильно воспроизводили его в заданном темпе.

Кто топает?

Цель. Учить детей говорить громко, тихо и шепотом (развивать их голосовой аппарат), а также различать степень громкости произнесения слов (развивать слуховое восприятие).

Наглядный материал. Игрушки: медведь и медвежонок; ширма.

Воспитатель показывает игрушечного медведя и медвежонка, называет их: «Это мишка большой, а это маленький медвежонок, его зовут Мишутка». Затем он предлагает детям посмотреть и послушать, как ходит большой медведь (показывает и громко произносит топ-топ-топ) и как — медвежонок Мишутка (показывает и произносит топ-топ-топ тихо). Когда дети научатся произносить эти звукосочетания тихо и громко, воспитатель устанавливает ширму и предлагает малышам определять на слух, кто ходит за ширмой; большой медведь или маленький — Мишутка. Педагог произносит топ-топ-топ по-разному: то громко, то тихо. Дети отгадывают.

Воспитатель добивается, чтобы все дети научились произносить звукосочетания топ-топ-топ и тихо и громко; он следит за тем, чтобы все они слушали внимательно и правильно определяли на слух степень громкости произнесения.

Что я делаю?

Воспитатель предлагает детям отгадать на слух, какие знакомые действия он выполняет у них за спиной (за ширмой). Варианты действий могут быть следующие: комкает или рвет бумагу, стучит ложкой по столу или тарелке, переливает воду из чашки в чашку, набирает номер телефона,  щелкает выключателем, звенит ключами и т.п. Дети в качестве ответа должны назвать это действие или показать предметы, производящие этот шум.

ПЕСЕНКИ  ГЛАСНЫХ

Пойте: «А…а…а…» и укачивайте куклу. При этом рот широко открыт.

Поезд едет и гудит «У…у…у…» или «Ту-ту…у…у…» Губы сложите трубочкой и вытяните вперед.

Мышка пищит: «И…и…и…» или «Пи…и…и…» Губы растяните в улыбке.

Кукла упала и ей больно: «О…о…о…» или «Бо-бо…о…о…» Губы вытяните вперед и округлите.

Прячемся и кричим друг другу: «Ау», «Ау».

Изображаем, что кукла плачет: «Уа-уа».

Ослик кричит «Иа-иа», «Ио-ио».

ПЕСЕНКИ  СОГЛАСНЫХ

Нона ноет: «Н…н…н…»

Вьюга воет: «В…в…в…

Воздух выходит из воздушного шара: «Ф…ф…ф…»

Паровоз пыхтит: «П – п - п»

В чайнике кипит вода, крышка стучит: «Б-б-б»

Пулемет строчит: «Д – д - д»

Колеса  вагона стучат: «Т – т - т»

Будильник тикает: «Т’- т’-т’»

Дождевые капли стучат: «К – к - к»

Гусь гогочет: «Г – г - г»

Девочка греет замерзшие руки: «Х…х…х…»

Хоккеист скользит по льду: «Х’…x’…x’…»

Бычок мычит: «М…м…м…»

Юла юлит: « J…j…j…»

Воздух выходит из насоса и свистит: «С…с…с…»

Струйка воды льется из крана: «С’… с’… с’…»

Большой комар сердито звенит: «З…з…з…»

Комарик звенит: «З’…з’…з’…»

    Жук жужжит: «Ж…ж…ж…»

    Воздух выходит из проколотой шины и шипит: «Ш…ш…ш…»

    Возьму щетку и почищу вещи: «Щ…щ…щ…»

    Самолет летит и гудит: «Л…л…л…»

    Кузнечик стрекочет: «Ч – ч – ч»

    Тигр рычит: «Р…р…р…»

    Девочка просит не шуметь: «Ц – ц - ц»

Волшебная палочка, подскажи!

Воспитатель и малыши рассматривают предметы групповой комнаты.

У воспитателя в руках волшебная палочка, которой он дотрагивается до какого-нибудь предмета и громко называет его. Вслед за ним дети отчетливо произносят названия окружающих предметов.

Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово окно. Произнесите вместе со мной это слово. Прислушайтесь, как оно звучит: оокнноо!А как называется этот предмет? (Указывает на мяч.)

Дети.Мячик.

Воспитатель. Послушайте, как звучит это слово — ммяччиик. Повторите его еще раз. Проследите, около какого предмета остановится сейчас волшебная палочка. (Дотрагивается до куклы.) Назовите этот предмет.

Малыши называют разные предметы, находящиеся в комнате: книга, кубик, лампа.

Воспитатель. Вы очень хорошо произносите слова. Давайте все вместе еще раз произнесем их.

В этой игре малыши должны четко произносить слова, правильно соотносить их с предметами. Воспитатель поощряет тех детей, которые стараются произносить слова и звуки, обращая особое внимание на их разнообразие.

Цель приведенных ниже игр - учить детей внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова.

Прилетели птички

На прогулке дети подкармливают птиц и наблюдают за их действиями. Воспитатель обращает внимание на те слова, которыми обозначаются различные действия: «Что сейчас делают птицы?» (Смотрят, клюют, летят, садятся, перелетают и т. п.)

Воспитатель следит, чтобы дети, произнося слова, понимали их смысл, точно соотносили его с рассматриваемым действием. Он советует каждое слово произносить несколько раз, вслушиваться в его звучание, отмечает разное звучание каждого слова (смотрят, клюют, чирикают и др.). Педагог поощряет тех детей, которые заметили какое-то новое проявление в поведении птиц и точно обозначили его словами (поют, повернули головки, взмахнули крылышками и т. п.).

Примечание. Это упражнение проводится неоднократно. Постепенно количество новых слов о жизни птиц на участке детского сада (улетают, прилетают, пьют и др.) увеличивается.

Подберем слова

Наглядный материал. Два плюшевых зайца (один большой, другой маленький).

Педагог показывает игрушки детям, побуждая воспитанников

вступить в диалог.

Воспитатель. Подумайте, дети: что можно сказать про эти

игрушки?        \

Дети. Это зайки. Их два.

Воспитатель. Как еще можно назвать этого зайку? (Показывает большого зайца.)

Дети. Большой заяц.

Воспитатель. А как назовем другого зайца? (Показывает маленького.) Посмотрите, какие они разные, а мы и того и другого называем зайки, зайцы. (Воспитатель жестом подчеркивает разную величину игрушек.) Как же мы назовем маленького зайца?

Дети называют разные слова: зайчик, заинька, зайчонок, малыш, сыночек.

Воспитатель. Вы произнесли хорошие, ласковые слова, которые подходят для определения маленького зайчика. Повторите их еще раз.

ПОРЯДОК РАЗМЕЩЕНИЯ

Нормы, самомассаж, арт. игры, песенки гласных, согласных, уточнение произ. согл. в Зв. подраж.(1,4,2,3),  уточ. произн. согл. Зв.,(1,2,3,5), вызывание междометий,

Цель прив. ниже игр, Что я делаю, кого как зовут, да/нет, выполни задание, назови живот., угадай кто/ что это, гусь и гусята, Дождик, Кто топает, где кукует,  на прогулку, отгадай, загадки-складки, прилетели птички, здр. петушок,волшебная палочка, подберем слова, чудесный сундучок.

Чудесный сундучок

Наглядный материал. Сундучок, платок,  игрушки, характер которых позволяет выполнять выразительные движения, связанные с многократным повторением определенных речевых звуков. Например: небольшие куклы, самолетики,, домашние животные, зайчики, машинки, лягушки, погремушки и т.д. Игрушек должно быть не меньше, чем участников игры.                                                                                                                                                

Воспитатель вносит в группу сундучок, закрытый платком, чтобы  возбудить у детей любопытство, ввести их в игровую ситуацию и вызвать активный интерес к игре.                                             

       « Я чудесный сундучок ,                                                        

          Вам, ребята, я дружок,                                                    

          Очень хочется мне знать,                                                        

          Как вы любите играть.

Давайте с вами поиграем, у меня есть много игрушек.»

     

  Названные дети подходят к сундучку и вежливо спрашивают, какие игрушки принес сундучок. Сундучок называет игрушки, которые он принес конкретно для этих детей. Дети должны взять именно эти игрушки. Если детей много их можно вызывать группами, но у всей группы игрушки одинаковые. Так всем детям раздаются игрушки из сундучка.

Дети садятся на стульчики, а воспитатель напоминает им, что сундучок хотел узнать, как дети любят играть,, и предлагает поиграть полученными игрушками.                                         

Выходит ребенок или группа детей, получившая одинаковые игрушки и показывают сундучку, как они играют своими игрушками.

Например, если у детей куклы их можно укачивать чтобы положить спать; если машинка – зависти мотор «трррр…» и поехать, по сигналить «Би-би-би»; если уточки – покрякать и походить  вразвалочку и т.п. После показа действий с игрушками их следует возвращать в сундучок.

        

Уточнение произношения согласных звуков

в звукоподражаниях

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов блеет, мяукает и т. п.), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.

  1. Это корова. Корова мычит: «Му-му-му!»
    Как кричит корова?
  2. Это коза. Коза кричит: «Ме-ме-ме!»
    Как кричит коза?
  3. Это кошка. Кошка кричит: «Мяу! Мяу!»
    Как кричит кошка?
  4. Это цыпленок. Цыпленок пищит: «Пи-пи-пи!»
    Как пищит цыпленок?
  5. Это овечка. Овечка кричит: «Бе-бе-бе!»
    Как кричит овечка?
  6. Это собака. Собака лает: «Гав! Гав! Гав!»
    Как лает собака?

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, выразительно читаем двустишия, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:

 «Мяу! Мяу!» —                                        «Бе-бе-бе!» —

Рыжий кот.                                          Барашек черный.

Он у бабушки живет.                         Он веселый и проворный.

   

«Гав! Гав! Гав!» —                                   «Ме! - кричит козел сердито.-

Лохматый пес.                                      Опрокинуто корыто!»

         Хвост кольцом и черный нос.

«И-го-го!» —                                            «Му! Му! Му! - кричит корова.-

Вот это конь!                                        Забодаю Катю с Вовой!»

Хвост и грива как огонь.

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки и называем их, выразительно читаем стихотворение, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:

 «Мяу! Мяу! — плачет киска. —                 Я люблю свои игрушки

 Мяу! Мяу! — возле миски. —                   Киску, зайку и лягушку,

Быстро дайте молока                                Заводного петушка

Для котенка и щенка».                            И послушного щенка.

«Гав! Гав! Гав!» —                                           - Мяу-мяу! – киска плачет  

Щенок в корзинке.                                -Ква-ква-ква!-лягушка скачет.

«Гав! Гав! Гав!» —                                         - Гав-гав-гав! – кричит щенок      

Пятно на спинке.                                 – Ку-ка-ре-ку! – петушок.

 «Очень страшно одному.                        Я люблю свои игрушки

Где же мама? Не пойму!»                        И подолгу в них играю.

                                                         Киску, зайку и лягушку

                                        На машине я катаю

                                                      - Мяу-мяу! – киска плачет    

                                                            -Ква-ква-ква!–лягушка качет.      

                                                            - Гав-гав-гав! – кричит щенок        

                                                           – Ку-ка-ре-ку! – петушок.  

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов кудахчет, гогочет, кукарекает), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:

1. Это курочка. Курочка кричит: «Ко! Ко! Ко!»

Как кричит курочка?

  1. Это гусь. Гусь кричит: «Га! Га! Га!»
    Как кричит гусь?

  1. Это кукушка. Кукушка кукует: «Ку-ку!»
    Как кукует кукушка?

  1. Это лягушка. Лягушка квакает: «Ква! Ква! Ква!»
    Как квакает лягушка?

  1. Это утка. Утка крякает: «Кря! Кря! Кря!»
    Как крякает утка?

  1. Это петушок. Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!»
    Как поет петушок?

 Уточнение произношения согласных звуков

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:

  1. Машина гудит: би-би-би!

      Как гудит машина?

  1. Мальчик играет на барабане: бум! Бум! Бум!

Как играет мальчик?

  1. Папа стучит молотком: тук-тук-тук!
    Как папа стучит молотком?
  2. Девочка звонит в колокольчик: динь! Динь! Динь!
    Как звенит колокольчик?
  3. Мальчик играет на дудочке: ду! Ду! Ду!
    Как мальчик играет на дудочке?

Предлагаем малышу покатать машинку и показать, как она гудит; поиграть на барабане и произнести звукоподражание и т. п.

Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:

  1. Малыш топает: топ-топ-топ!
    Как топает малыш?
  2. Вода капает: кап-кап-кап!
    Как капает вода?
  3. Часы тикают: тик-так!
    Как тикают часы?
  4. Часы бьют: бом-бом-бом!
    Как бьют часы?
  5. Охотник стреляет: пиф-паф!
    Как стреляет охотник?
  6. Зайчик прыгает: прыг-прыг!
    Как прыгает зайчик?

Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:

  1. Мальчик погоняет лошадку: «Но! Но! Но!»
    Как мальчик погоняет лошадку?

  1. Девочка наказывает куклу:«На! На! На!»

Как девочка наказывает куклу?

  1. Дядя погоняет ослика: «Ну! Ну! Ну!»
    Как дядя погоняет ослика?

  1. Малыш не хочет есть: «Не! Не! Не!»
    Как капризничает малыш?

 

Вызывание междометий

Рассматриваем с малышом картинки, называем их. Произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.

1.        Мячик упал в воду:

-        Ах! Ах! Ах!

2.        У девочки болит зуб:

-        Ох! Ох! Ох!

3.        Дети качаются на качелях:

-        Ух! Ух! Ух!

4.        Папа рубит дрова:

-        Эх! Эх! Эх!

Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно читаем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить слоги.

                     ДОМ                                             ДОЖДЬ

Строим дом – ом,ом,                             Сильный дождь идет в саду.

Впятером –ом, ом.                                 Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!

Вот окошко, крыша вот.                        В лужи он налил воды.

От-от-от, от-от-от.                                 Ды-ды-ды!                                                                

                                                                 Стала мокрою листва.

 Кубик красный, кубик синий             Ва-ва-ва! Ва-ва-ва!

 Подвозите на машине.  

 Подвозите на машине                          Дождь кончается в саду.

 Кубик красный, кубик синий.                Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!

                                                                Скоро я гулять пойду.

Дом растет – от,от,                                Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!

Видит кот – от, от.                                 Я по лужам побегу.

Крыша вот, а вот труба.                        Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!

Ба-ба-ба, ба-ба-ба.

                                                                             Я на солнышко взгляну

Кубик красный, кубик синий              Ну-ну-ну! Ну-ну-ну!            

Подвозите на машине.                          Ах! Какая красота!

Подвозите на машине                           Та-та-та! Та-та-та!

Кубик красный, кубик синий.              Распускаются цветы.                                                     

                                                                Ты-ты-ты! Ты-ты-ты!

ВО ДВОРЕ

Цель: Развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.

Материал: Игрушечные петух, курица, кошка, собака,   корова.

Ход ЗАНЯТИЯ: Взрослый выразительно читает стихотворение и показывает ребенку соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур,
Пугаю кур!
Ам-ам!  Кто  —  там?
Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-му!

Молока кому?

(А Барто)

Прочитав стихотворение, взрослый задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?»,  «Как уточка крякает?»  и т« д.

ПЕСНЯ — ПЕСЕНКА

Цель: Закрепление правильного звукопроизношения у ребенка. Развитие речевого слуха и речевой активности, умения произносить звуки и звукосочетания  по  подражанию.

Материал: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь,  лягушка.

      Ход   занятия:   Взрослый   сопровождает   свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит  звукоподражания  и  добивается   этого   от ребенка при ответах на вопросы по рассказу. Запела девочка песенку, Пела, пела и допела.

  • Теперь ты,  петушок, пой!
  • Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок.
  • Ты спой,  Мурка!
  • Мяу-мяу,  — спела кошка.
  • Твоя очередь,  уточка!
  • Кря-кря-кря,  —  затянула утка.
  • А ты,  Мишка?
  • Ряв-ряв-ряв,   —  зарычал медведь.
  • Ты, лягушка, спой!
  • Квак-квак-квак, — проквакала лягушка.
  • А ты,кукла, что споешь?

—        Ма-ма,   ма-ма!
Складная песенка!      
(Г. Ггрбова)

В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет

Мишка?»  и т. д.

ПЕТУШКИ И ЦЫПЛЯТА

Цель: Развитие звукоподражания, умения ориентироваться  в  пространстве.

Ход ИГРЫ: Взрослый изображает «петушка», дети  «курочек»  и  «цыплят».

«Курочка» с «цыплятами» «клюет зернышки» (стучат пальцами об пол). Появляется «петушок», и «цыплята» прячутся около «мамы-курочки» (взрослый накидывает им на головки простынку). «Петушок» спрашивает: «Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, где маленькие цыплятки?» «Курочка» отвечает: «Ко-ко-ко, убежали цыплятки, ищи их, Петя-петушок». «Петушок» ходит, ищет «цыпляток», находит и бегает за ними, «цыплятки» разбегаются в разные стороны. Заканчивая игру, взрослый вместе с детьми поет песню:

Вышла курочка гулять,

 Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

 Ко-ко-ко да ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите!

(Т; Волгина)

ГАВ-ГАВ

Цель: Закрепление произношения звуков по подражанию.

МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка, сороки, гуся.

ХОД игры: Взрослый сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображениями животных и птиц. Ребенок с немощью взрослого подражает звукам животных.

                                      «Гав!  Гав!»—

На заре

                                      «Гав!  Гав!»—

На дворе.

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился:  «Ты чего

Спать мешаешь? И-го-го!»

                                  «Гав! Гав!»  —

На заре.

                                   Гав! Гав!»  —

На дворе.

И сказал теленок: «Му!»

Почему сказал он «Му!»?

«Му» — сказал он потому,

Что мешают спать ему.

                                     

                                     «Гав! Гав!»   —

На заре,

                             

                                   «Гав! Гав!»  —

На дворе.

И сказал цыпленок:  «Пи!

 Ты, щенок, еще поспии

А сороки зарядили —

«Разбудили! Разбудили!»

 А козленок:  «Ме!» да «Ме!»,

 «Подремать не дали мне».

                                   «Гав! Гав!»  —

На заре

                                     «Гав! Гав!»   —

На дворе.

                      И сказал гусак,        

И сказал вот так,
Он сказал:  «Вы знаете,
Вы так сильно лаете,
Вы так страшно лаете,
Что просто всем мешаете!»
А щенок все «Гав!» да «Гав!»,
У него веселый нрав!
И веселый этот нрав
Называется
«Гав — Гав!»      
(Т.Волгина)        

НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ

Ход игры: Взрослый предлагает детям послушать новое стихотворение:

Наши уточки с утра:

  • Кря-кря-кря!
  • Кря-кря-кря!
    Наши гуси у пруда:
  • Га-га-га!
  • Га-га-га!

А индюк среди двора:

  • Бал-бал-бал!
  • Бал-бал-бал!
    Наши гуленьки вверху:
  • Грру-грру-у-грру-у!

Наши курочки в окно:

 — Ко-ко-ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок Рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»      (Русская народная песня)

«Как кричат уточки?» — спрашивает взрослый. Ребенок отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.

ЧАСЫ ТИКАЮТ

ЦЕЛЬ: Развитие звукопроизношения, закрепление правильного произношения звука «К», звука «Т» (Ть). Развитие голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

МАТЕРИАЛ: Большие и маленькие часы (настоящие или игрушечные).

ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку настольные часы и приглашает послушать, как они «разговаривают». Он говорит: «Это — часы. Когда они идут, то тикают «Тик-так, тик-так». Взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье часов; если у ребенка недостаточно четкое звукопроизношение, упражнение повторяют несколько раз.

Взрослый продолжает рассказывать: «Часы бывают разные: большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часики люди носят на руке (показывает). Большие часы тикают громко (произносит «Тик-так» громко), а маленькие часики — тихо (произносит «Тик-так» тихо)». Затем взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье больших и маленьких часов.

Далее взрослый говорит!: «Большие часы, когда идут, тикают медленно». Произносит «Тик-так» в слегка замедленном темпе и предлагает ребенку вместе воспроизвести медленное тиканье больших часов.

«Теперь послушай, как тикают маленькие часики», — говорит взрослый и произносит «Тик-так» в слегка ускоренном темпе, а потом предлагает воспроизвести тиканье больших и маленьких часов, т.е. проговорить эти звукоподражания быстро и медленно. Взрослый следит за правильным и четким произношением звуков «К» и «Т» (Ть).

ЛОШАДКА

Цель: Обучение отчетливому произношению звука «И».

МАТЕРИАЛ: Игрушечная лошадка.

ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый показывает ребенку лошадку и объясняет, что лошадка кричит «И-и-и», а ребенок повторяет 2—3 раза.

Далее взрослый предлагает поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка-«лошадку» ключиком, и тот произносит «И-и-и». Если ребенок не хочет больше играть, можно сказать, что «лошадка сломалась» .

«У ЛЯЛИ БОЛЯТ ЗУБЫ»

ЦЕЛЬ: Обучение отчетливому произношению звука «О», округляя при этом губы.

Материал: Кукла, матрешки.

ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый показывает ребенку куклу, матрешек и рассказывает: «Смотрите, в гости к матрешкам идет кукла Ляля. Она стонет: «О-0-о,о-о-о», у Ляли болит зуб. Как стонет Ляля?» Ребенок произносит:  «О-о-о, о-о-о».

Воспитатель говорит, что сейчас полечит зуб и Ляля престанет плакать. Он «лечит» больной зуб, потом укачивает куклу, предлагая ребенку подпевать: «О-о-о, о-о-о, о-о-о». Кукла «засыпает», и к ней «подходят» матрешки. Ребенок рассказывает им, что у Ляли болел зуб, она стонала «О-о-о». Матрешка «просит» повторить, как стонала Ляля.

Взрослый следит, чтобы ребенок произносил звук «О», округляя губы.

ОСЛИК

Цель: Обучение ребенка правильному произношению звуков «И» и «О» (слитно, на одном выдохе), активизация в речи ребенка слов «длинный», короткий».

Материал: Игрушечные, ослик и зайчик или картинки с их изображениями.        

ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый предлагает ребенку вспомнить, как кричит лошадка (протяжно произносит звук «И»), как стонала кукла Ляля, когда у нее болел зуб (произносит протяжное «О»); Затем показывает ослика и говорит: «Это ослик. Посмотрите, какие у него длинные-длинные уши! Какие уши?» Ребенок отвечает.

Ребенку предлагают погладить ослика, потрогать его длинные уши. Взрослый продолжает рассказ: «Когда ослик хочет есть, он кричит «И-и-и-о-о-о». Как кричит ослик?» Ребенок отвечает.

Надо обращать внимание на громкость и протяжность произнесения звуков и следить, чтобы ребенок произносил их на одном выдохе.

«И-и-и-о-о-о, и-и-и-о-о-о!» — кричит ослик. Грустно, ему одному и он приглашает кого-нибудь поиграть с ним», — продолжает взрослый.  «Смотрите» зайчик скелет и говорит:

— Здравствуй, ослик Длинные уши!

— Здравствуй, заинька Короткий хвостик».

«Как зайчик назвал ослика?», «А что ответил заиньке ослик?», «Какой хвост у зайчика?», «А у ослика?» Ребенок отвечает на вопросы и повторяет крики ослика.

ГОСТИ

Цель: Обучение правильному и отчетливому произношению звука «М»(Мь), закрепление произношения звука «У»; активизация в речи ребенка слов «рога», «бодается», «острые когти», «мурлычет», «фыркает», наблюдение за тем, чтобы ребенок согласовывал слова в предложении.

Материал: Игрушки — домашние животные (корова, коза, кошка) иди картинки с их изображениями.

Ход ЗАНЯТИЯ: Взрослый показывает ребенку корову и спрашивает: «Кто это?» Выслушав ответ, говорит: «Когда корова гуляет и жует травку, она мычит «М-м-у-у, м-м-у-у-у». Как она мычит?» Ребенок отвечает.

Далее взрослый показывает козу, задает аналогичные вопросы ребенку, выслушивает ответы и продолжает: «Да, это коза. Она тоже дает молоко, но коза не умеет мычать, она кричит «М-м-е-е, м-мц»-е-е». Как коза кричит?» Ребенок отвечает.

«А вот и кошечка пришла, ее зовут Мурка. Посмотрите, какая сна красивая. Мурка очень любит молоко, и, когда хочет есть, она мяукает «Мяу-мяу». Скажите, как зовут кошку? А как она мяукает?»— спрашивает взрослый. Ребенок отвечает.

Затем взрослый произносит чистоговорку и повторяет ее хором с ребенком:

Идет корова по дорожке и мычит:

«Мм-уу, мм-ууу» — молока кому?

«Мурка замяукала, — продолжает взрослый,— это она молока просит.

Мяу, мяу, молочка хочу! Как она молока просит?» Ребенок отвечает, а взрослый следит за правильным произношением звука «М» (Мь) и четким, внятным произнесением слов.

Продолжая занятие, взрослый показывает картинки с изображением коровы, козы, кошки, предлагает назвать животных и изобразить, кто как кричит. Затем просит показать, у кого из них есть рога (ребенок показывает корову и козу), и объясняет: «Корова и коза бодаются, а кошка бодаться не умеет, у нее рожек нет. Но если кошку обижают, она больно царапается. У кошки на лапках есть коготки-царапки. Что может делать кошка?» Ребенок отвечает.

«У маленького котенка на лапках тоже есть коготки-царапки.  К тому же очень острые»,  —

говорит взрослый,  а ребенок повторяет сначала вместе с ним, затем один.

Заканчивая занятие, взрослый предлагает рассмотреть картинки и игрушки, отвечает на вопросы.        

МЫШКА

ЦЕЛЬ: Формирование правильного и отчетливого произношения звука «П» (Пь), отчетливого произношения слов, воспитание звуковой культуры речи.

Материал: Игрушечная мышка.

ХОД ЗАНЯТИЯ: Раздается писк «Пи-пи-пи», взрослый говорит что прибежала мышка, предлагает ее поискать. Ребенок заглядывает под стул. Появляется игрушечная мышка, спрашивает: «Дети, кот ушел?» И просит: «Вы его не зовите, я кота боюсь!»

Взрослый предлагает попищать, как мышка, ребенок повторяет писк. «Мышонок любит играть в прятки, — говорит взрослый. — Сейчас? я спрячу его в ладошке и спрошу, где мышонок? А он ответит мне:  «Пи-пи-пи».

Ребенок пищит за мышонка, которого прячут 4—5 раз. Затем мышонка угощают крошками сыра, а он благодарит: «Спасибо, очень вкусный был сыр. Я сыр очень люблю. А вы что любите есть? Вы, наверное, очень любите суп? Давайте скажем: «Уп-уп-уп» — мы любим суп!»

Взрослый дважды повторяет чистоговорку,  затем ребенок повторяет ее самостоятельно: Мышка, мышка, на горошку, Вылей воду на дорожку!

АВТОМОБИЛЬ

Цель: Формирование у ребенка правильного и отчетливого произношения звука «Б» (Бь), развитие умения произносить отдельные звукоподражания громко и тихо.

МАТЕРИАЛ: Кукла, маленькая и большая машины.

ХОД ЗАНЯТИЯ: Кукла «спрашивает» у Гребенка, знает ли он, как сигналит машина. Бели ребенок затрудняется с ответом, взрослый подсказывает: «Би-и-и-п, би-и-и-п» — и предлагает повторить сначала вместе с ним, а потом отдельно.

Взрослый показывает большую машинку, затем маленькую и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного), а маленькая гудит тихо (воспроизводит сигнал вполголоса)». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо.

Ребёнку, склонному к тихой речи, предлагают произносить их громко, а говорящему громко, крикливо — тихо.

БАРАБАН

Цель: Продолжение формирования правильного и отчетливого произношения звука «Б» (Бь), обучение регулированию силы голоса.

МАТЕРИАЛ: Игрушечный барабан.

ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый показывает барабан, барабанит, сопровождая свои действия словами: «Бам, бам, бам! Так поет барабан»; Затем спрашивает у ребенка: «Как поет барабан?» Ребенок сначала вместе с взрослым, а затем один воспроизводит нужные звукосочетания. Сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо.

Взрослый добивается, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «Б» (Бь), а звукоподражания — громко и тихо.

ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ

ЦЕЛЬ: Формирование четкого произношения звуков «М», «Ш, «Б», (Мь, Пь, БЬ), обучение отчетливому и внятному произношению отдельных звукосочетаний, развитие способности воспринимать различные звуки, различать на слух близкие по звучанию звукоподражания, дифференцировать громкость их произношения; закрепление в речи ребенка названия отдельных предметов, животных, птиц.

Материал: Игрушки, использовавшиеся на предыдущих занятиях (корова, коза, кошка, мышка, курица, барабан, звонок), или картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый показывает игрушку (нош картинку) корову и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит звукосочетание: «А как кричит коза?» — спрашивает взрослый, показывая соответствующую игрушку. Ребенок произносит: «Меее-е».

Затем взрослый предлагает ему помяукать, как котята, попищать, как мышата, вспомнить, как гудит, машина, как стучит барабан. Взрослый следит, чтобы ребенок четко и правильно произносил звуки, отчетливо, правильно и достаточно громко выговаривал звукоподражания. Далее взрослый предлагает ребенку отгадывать по звукоподражаниям животных и предметы:

  • «Му-у-у, му-у-у», — кто это мычит?
  • «Мяу-мяу», — кто это к нам пришел?
  • Кто подошел к Кате и сказал «Ме-е-е, ме-е-е»?
  • А кто это спрятался от Кати и пищит: «Пи-пи-пи»?
  • «Ко-ко-ко»,   — кто это остановился рядом сКатей?
  • «Ква-ква-ква»,  — а это кто?
  • «Ку-ку, ку-ку», — а это чей голос?
  •  «Тик-так, тик-так», — что это?

Взрослый произносит и другие звукоподражания («га-га-га», «аф-аф» и т. д.), а ребенок отгадывает, чей голос он слышит. Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка пищит: большая или маленькая. «Би-ип, би-и-и—п. Что это?»

—        меняя громкость при произношении данного звукосочетания, взрослый предлагает угадать, какая машина гудит (большая или маленькая).

Взрослый добивается, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли слова, к которым относятся те или иные звукосочетания, чтобы по громкости голоса определяли, взрослое это животное или детеныш, какие размеры предмета.

Вариант: Взрослый предлагает ребенку подражать знакомым звукам, например: «Как звонит звонок?» — «Динь, динь!» «Как крякает утка?» —«Кря-кря-кря».

СТОИТ ДОМИК

ЦЕЛЬ: Развитие речевого аппарата, закрепление произношения звуков в звукоподражательных словах. Дальнейшее обучение ребенка умению различать по внешнему виду и «голосу» животных, птиц и правильно называть их.

Материал: Игрушечный домик, кукла, игрушечные гусь, утка, индюк, собака или картинки с щх изображением.

Ход ЗАНЯТИЯ: Взрослый показывает ребенку игрушки и рассказывает: «Вот домик. В нем живет маленькая Оленька (показывает куклу). Мимо идут гуси и кричат: «Га-га-га! Идем плавать и нырять!»

«Как и что они кричат?» Ребенок повторяет.

«Не ходите плавать й нырять, оставайтесь со мной», — просит гусей Оленька, но гуси уходят»

Мимо утки идут, переваливаются, тихонько переговариваются: «Кряк-кряк-кряк! Идем плавать и нырять!» Как и о чем переговариваются утки?» Ребенок повторяет.

«Не ходите плавать и нырять, поиграйте со мной», — просит уточек Оленька, но утки ее не понимают.        

Тут индюк появился. «Я буду с тобой играть!» сказал он Оленьке, но девочка индюка испугались, играть с ним отказалась. Индюк очень рассердился и закричал: «Вал-бал-бал! Какая глупая девочка!»

«Вал-бал-бал!» И ушел. — Что кричал сердитый индюк?» Ребенок повторяет.

«Грустно Оленьке одной. Вдруг совсем рядом залаял щенок: «Тяф-тяф-тяф! Давай с тобой играть, маленькая девочка!» Оленька обрадовалась. Они в прятки поиграли и в салочки. Устали, сели рядышком, и щенок решил остаться у Оленьки насовсем».

КАК МЫ ПТИЧЕК КОРМИЛИ

ЦЕЛЬ: Развитие правильного звукопроизношения, упражнение в отчетливом произнесении звуков «X» и «К»; развитие памяти, наблюдательности, умения следить за рассказом взрослого, не опираясь на наглядные материалы, принимать участие в рассказывании.

ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый начинает рассказывать и останавливается, не закончив фразы, а ребёнок добавляет соответствующие слова:

На дворе зима. На деревьях,

на земле, на крыше лежит белый...    –снег!

Когда выпадает много снега, мы берем лопатки и ...

Из снега можно лепить. Мы лепим...

Однажды на наш участок прилетели. ..

  • расчищаем дорожки и делаем, горку.
  • снеговика (зайца, мишку).

   

    —  птички, снегири ,воробьи.

Они хотели есть

и мы насыпали им...                            - зернышек и крошек

Зернышки и крошки мы

  • в кормушку.

  • к кормушке.

  • корм.

  • песни.

насыпали...        

Они теперь каждый день

прилетают...

А мы каждый день выносим им...

Птички благодарят нас за вкусное угощение и поют...

Взрослый продолжает рассказывать о птицах: «Из леса прилетела сова — большая голова. «Уу-ух, уу-ух», — так кричит сова. Она научит и вас кричать по-совиному. Как кричит сова?» Ребенок повторяет.

«Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Кто это кудахчет?» «Курочка», — отвечает ребенок. «Курочка хочет послушать, умеешь ли ты кудахтать?» Ребенок показывает, как курочка кудахчет.

«А вот и петушок! Ой, к нему лиса крадется, съест петушка!» Ребенок говорит: «Скорее, скорее, улетай, петушок!» «Взлетел петушок на забор, и лисе его не достать. Петушок рад и кричит лисе: «Ха-ха-ха, ха-ха-ха — не догнала петуха!» ребенок повторяет.

В конце занятия взрослый просит малыша вспомнить, у кого «шубка из перьев», а у кого «меховая».

УТЕНОК, ГУСЕНОК И ЦЫПЛЕНОК

ЦЕЛЬ: Научить ребенка различать домашних птиц; развивать воображение и произвольное внимание, закреплять правильное звукопроизношение.

Материал: Игрушечные утенок, гусенок и цыпленок.

ХОД ИГРЫ: Взрослый говорит: «Сейчас я познакомлю вас с гостями. Это утенок Кряк. У него широкий клюв, как красная лопатка. Сам он толстенький, ходит вперевалочку, крякает «Кряк-кряк-кряк». Какой утенок, расскажи?» Ребенок рассказывает про утенка и воспроизводит его голос.

«А это гусенок Вилли. У него длинная-длинная шея и красные лапы. Он умеет говорить «Га-гага!» Какой он, расскажи?» Ребенок повторяет рассказ про гусенка.

«А это цыпленок Цып. Он маленький, желтенький и пушистый. Умеет пищать «Пи-пи-пи». Какой он, расскажи?»  Ребенок отвечает.  Взрослый зовет птиц: «Тети-твги-теги (гусенка). «Ути-ути!» (утенка). «Цыпа-цыпа!» (цыпленка). «Позови их сам!» — предлагает он ребенку. Ребенок подзывает утенка, гусенка и цыпленка и «кормит» их хлебными крошками.

В заключение взрослый читает рассказ К.Ушинского «Гуси»:

«Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги-теги-теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!»

А гуси шеи длинные вытянули, носы раскрывают: «Га-га-га! Не хотим мы домой идти!»

Видит хозяюшка, что добром от гусей ничего не добьешься: взяла длинную хворостину и погнала их домой».

ЗАЙКА

Цель: Формирование правильной артикуляции, развитие умения понимать инструкции, обучение прыжкам на двух ногах.

Ход ИГРЫ: Дети становятся в круг, взрослый — в центре. Он говорит и показывает движения:

Зайка серенький сидит Взрослый подносит пальцы к
И ушами шевелит.        голове, шевелит ими, повора-

Вот так,  вот так        чиваясъ вправо и влево. Дети

Он ушами шевелит!        подражают его движениям и

повторяют за ним слова.

Зайке холодно сидеть,        Взрослый и дети хлопают в

Надо лапочки погреть,        ладоши и повторяют две пос-

Вот так,  вот так        ледние строчки.
Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,        Все прыгают на одном месте.

Надо зайке поскакать,        повторяя: «надо зайке поска-

Вот так,  вот так        катъ!»
Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!        Взрослый рычит. Детираз-

Зайка тут же убежал!      бегаются врассыпную. (Русском народная песня)

СОБАЧКА ЛАЕТ

ЦЕЛЬ: Укрепление артикуляционного и голосового аппарата ребенка, уточнение и закрепление произношения звука «Ф». Обучение умению умеренно громко и очень громко произносить звукосочетания «Аф-аф!», «Фу-фу!», широко открывать рот при произнесении «Аф-аф!»

Материал: Большая и маленькая игрушечные собачки, любой головной убор (шапка, берет), лягушка или любое мелкое животное.

ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку маленькую собачку и предлагает послушать как она лает («аф-аф-аф!»). Он объясняет, что когда собака лает, она широко открывает пасть (повторяет «аф-аф-аф!», широко открывая рот). Ребенок вместе с взрослым, а затем один повторяет, как лает собачка.

Собачка «подходит» к шапке или берету и «пытается залезть» в него. Взрослый грозит собачке пальцем и строго говорит: «Фффу,ффу, нельзя!» Когда собачка еще раз «пытается влезть в шапку», ребенок повторяет запрет «ффу!» вместе с взрослым и один (4—5 раз).

Взрослый убирает головной убор и показывает большую собаку, объясняя, что большая. собака лает громко («аф-аф!» произносится громче обычного), а маленькая не так громко.

Взрослый спрашивает, как. лает большая собака и как маленькая, а ребенок отвечает. Взрослый добивается, чтобы ребенок правильно и четко произносил звукосочетания, умеренно громкие и громкие.

Взрослый говорит: «Смотри, наши собаки кого-то увидели». Обращает внимание ребенка на сидящую лягушку (или котенка, цыпленка и т.д.) и просит сказать собакам, чтобы они не лаяли и не пугали лягушку. Ребенок повторяет за взрослым: «Фугфу! Нельзя лаять!»

«КАП — КАП — КАП»

ЦЕЛЬ: Развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражания громко и тихо.

МАТЕРИАЛ: Картинка с изображением дождя.

ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала тихо закапал: «Кап-кап-кап». (Ребенок тихо повторяет: «Кап-кап-кап».) Потом застучал сильнее: «Кап-кап-кап!» (Ребенок повторяет громче: «Кап-кап-кап!»)  Опять  тихо капает дождик  и  перестал!»

В конце игры взрослый читает потешку:

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять —

Мы промочим ножки.  (Русская народная песенка)

Ребенок вместе с взрослым повторяет звукоподражание  «кап-кап-кап».

ПОКАТАЕМСЯ НА ЛОШАДКЕ

ЦЕЛЬ: Развитие силы голоса, выработка умения произносить звукосочетание «Нно-нно» громко и тихо, закрепление правильного произношения звуков «Н» и «О».

Материал: Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

ХОД  ИГРЫ: Взрослый сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит:

«Маша едет на лошадке, нно-нно» (произносит тихим голосом). Ребенок повторяет тихо; «Нно-нно».

«Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно, нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка на лошадке). Ребенок повторяет фразу вместе с взрослым,  затем самостоятельно.

Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «Н» протяжно, а все звукосочетания громко и четко.

ТУК — ТУК

ЦЕЛЬ: Развитие голосового аппарата, обучение громкому и тихому, быстрому и медленному про-изношению. Закрепление правильного произношения звуков «Т» и «К». Развитие чувства ритма.

Материал: Деревянный, пластмассовый или металлический молоточек.

Ход ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку молоточек и предлагает послушать, как он стучит. Затем говорит ребенку: «Слышишь, как стучит молоточек? Он стучит так: «Тук-тук-тук!» Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошке и говорит:  «Тук-тук-тук!»

«Мой молоточек может стучать громко (сильно стучит по столу молоточком и одновременно громко произносит «Тук-тук!»). Но он может стучать и тихо (стучит тише и тихо произносит «Тук-тук!»)».

Взрослый предлагает еще раз послушать, как стучит молоточек громко и тихо (стучит и воспроизводит стук голосом), а потом постучать так же своим молоточком.

Если ребенок воспроизводит стук голосом чрезмерно громко, взрослый просит его подольше постучать «тихим» молоточком, если у ребенка тихий голос,  его просят «постучать»  погромче.

Далее взрослый говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно и просит ребенка: «Сейчас я буду стучать быстро, а ты помогай мне, стучи так же быстро, ударяя кулачком о Кулачок». Выполняя задание, ребенок должен произносить  «Тук-тук-тук»  в быстром темпе.

«А сейчас мой молоточек застучит медленно — «Тук... тук ...тук...» — говорит и показывает взрослый. — Пусть и твой молоточек звучит так же».

Ребенок  повторяет.

В конце занятия взрослый дает ребенку постучать  своим молоточком.

Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»
Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.
Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
Дидактическая игра «Часы»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак »! .
Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз) .
Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .

Диактическая игра «Медвежата мед едят»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)
Игра повторяется 3-4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза) .

Дидактическая игра «Лягушка и лягушата»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают) .
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Покормим птенчиков»
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

Дидактическое упражнение «На приеме у врача»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .
Врач доволен: горло ни у кого не болит.



Дидактическая игра «Узнай по голосу»
Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.
Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

Дидактическая игра «Кто в домике живет? »
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.
Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .
Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Дидактическая игра «Кто как кричит? »
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

Дидактическая игра «Позови свою маму»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.
Такая же работа проводится со всеми детьми.

Дидактическая игра «Отзовись»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

Игра «Угадай, что делать»
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.
Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо держат руки на коленях.
Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполне¬нием движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Игра «Солнце или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно различно¬му звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Ход: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте вниматель¬но, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
Методические указания. Воспитатель проводит иг¬ру, меняя звучание бубна 3 4 раза.

Игра «Где позвонили?»
Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.
Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.
Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, ко¬торый становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают дру¬гого водящего.
Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал гла¬за. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Игра «Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового вы¬доха.
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумаж¬ных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку дли¬ной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмот¬рите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок мо¬жет дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

Игра «Пускание корабликов»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произно¬сить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.
Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п» дует ребенок. (При повторении игры нужно при¬гнать кораблик к определенному месту.)
Методические указания. Следить, чтобы при про¬изнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произно¬сили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

Игра «Громко тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую маши¬ны, большой и маленький барабаны, большую и маленькую ду¬дочки.
Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сиг¬нал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а малень¬кая тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количе¬ства детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Дидактическая игра «Магазин»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если поговоришь как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки (ду-ду, ме-ме, би-би)

Дидактическая игра «Будь внимательным»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.

Дидактическая игра «Колокольчики»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: В: Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».
Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Идут животные»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежи.
Воспитатель: Идет слоны, они топают ногами очень громко (дети громко произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза.
Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише).
Идут поросята, они топают еще тише
Идут ежики, они топают очень тихо
Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).
Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Кукушка и дудочка»
Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.
Ход: В: В лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).
Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. Без системы 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Забей гвоздик молоточком»
Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.
Ход: В: Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз).
Давайте забьем гвоздь большим молотком
Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком
Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

Дидактическое упражнение «Ветерок».
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Дидактическое упражнение «Оближем губы»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель: Давайте съедим конфету (дети и воспитатель имитируют, что едят конфеты, и причмокивают). Конфеты вкусные, оближем губы (показ: языком провести по верхней губе от края до края, затем по нижней губе – должны получаться круговые движения).

Дидактическая игра «Гуси»
Цель: уточнить и закрепить произношение звука а, готовить детей к составлению текста – описания.
Материал: картина «Гуси»
Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га.
В: Гуси-гуси!
Дети: Га-га-га
В: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
В: Покажите как гуси широко раскрывают клюв.
Дети: Га-га-га.
В: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
Захлопали гуси крыльями, улетели.
(Игра повторяется 3-4 раза)

Дидактическая игра «Угадай по голосу»
Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звука у изолированно и в словах; учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материал: корзина с игрушками.
Ход:
В: Кто это к нам пришел? (Это (достает петушка, лягушка, утка)
Д: Петух
В: А это, дети (показывает картину), кукушка. Как кукует кукушка? Ку-ку, ку-ку! А это чей голос? Кто так крякает?: кря-кря7
Дети: Утка.
В: Кто квакает ква-ква?.
В: Кто кукарекает: кукареку?
В: А как кукушка кукует?
В: Сейчас мы с вами поиграем. Вот петушок (показывает игрушечного петушка). Как он поет? Когда петушок поет «Кукареку!», он что делает? (кукарекает)
В: А это кукушка (показывает картинку). Как она подает голос? (ку-ку)
Д: Когда кукушка говорит ку-ку, она что делает? кукует)
В: Покажите, как летает кукушка. (Дети поднимаются с ковра и летают.) Как кукушка кукует? (дети кукуют.) Покажите как машет крыльями петушок. (дети показывают.) как он кричит кукареку? (Дети кукарекают) Что вы сейчас делали, как петушок? (кукарекали.)
Послушайте слова: кукушка, петух, утка, лягушка. В этих словах слышится звук у. потяните его: ууу. Назовите слова со звуком у: кукууушка, петууух, лягууушка, ууутка. (Произносит вместе с детьми)
Игрушки остаются для свободной игры детей.

Дидактическая игра «Научим зайку правильно говорить»
Цель: Развивать интонационную выразительность.
В: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно.
Ишка – дети поправляют «мишка»
Елочка – белочка
Оник – слоник
(После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.

Дидактическая игра «Загадки»
В: Наша лягушка любит отгадывать загадки.
В-ль с помощью жестов, мимики, звуков изображают животное, дети отгадывают загадку. Воспитатель предлагает прочитать стихотворение об угаданном животном. (Зайку бросила хозяйка Мишка косолапый )
Далее загадки загадывают дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр "Формирование звуковой культуры речи - ранний возраст и старше"

Речь занимает выжное место в развитии ребёнка. Знание родного языка вводит его в жизнь окружающих, помогает в овладении программы детского сада, а в дальнейшем и школьной. Поэтому взрослым необходимо ...

картотека игр по звуковой культуре речи

как в игровой фоме учить правильно произносить согласные звуки...

Картотека игр на звуковую культуру речи средняя группа

Картотекаигр и игровых упражненийпо формированию звуковой культуры речи...

Картотека игр по звуковой культуре речи для детей дошкольного возраста

Картотека игр по звуковой культуре речи для детей дошкольного возраста...

Картотека игр по звуковой культуре речи.

Упражнения на закрепление правильного произношения и развитиефонематического слухаМладшая группаЦели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание,закреплять правильное произношени...

Картотека игр по звуковой культуре речи с детьми старшей группы

Картотека игр для детей 5-6 лет по звуковой культуре речи...

Картотека по развитию звуковой культуры речи. Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха.

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов....