Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Транспорт. Правила дорожного движения»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Даниелян Марина Яковлевна

 На занятии дети изучат классификацию и виды транспорта,  названия машин. Узнают какие авто относятся к специальным. Повторят правила для пешеходов с помощью светофора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 14» с. Борисовка

Конспект НОД по лексической теме  в логопедической группе

«Транспорт. Правила дорожного движения.»

Подготовила учитель-логопед:

Даниелян Марина Яковлевна

Цели:

- коррекционно-образовательные цели:

1. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Транспорт. Правила дорожного движения»

2. Совершенствование грамматического строя речи:  образование притяжательных прилагательных, закрепление форм родительного падежа существительных, закрепление согласования существительных с числительными, обучение детей образованию уменьшительно-ласкательных прилагательных.

3. Закрепление глагольного словаря.

4. Изучить классификацию и виды транспорта.

5. Учить названия машин.

6. Повторить правила для пешеходов с помощью светофора.

- коррекционно-развивающие цели:

1. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия.

2.  Развитие голоса и интонации.

3. Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

4. Развитие эмоций, воображения, мышления, памяти, внимательности.

- коррекционно-воспитательные цели:

1. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

2. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества в детском коллективе.

3. Воспитывать активность детей и инициативность.

Оборудование: музыкальный материал, компьютер, презентация «Транспорт. Правила дорожного движения.»

Ход занятия:

1.Орг. момент

 Логопед: Ребята к нам сегодня на занятие пришел гость. Я вам загадаю загадку, а вы мне скажете что-за гость. (Слайд 2)

К нам торопится и мчится

на красивой колеснице.

Снег и вьюгу принесла

к нам красавица…

Дети: Зима

Логопед: Молодцы! Сделаем артикуляционную гимнастику. (Слайд 3)

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами изучим новую тему «Транспорт». Сначала, я расскажу о классификации транспорта по типу дорог. (Слайд 4)

- Если транспорт ездит по земле, то транспорт будет какой? – наземный;

- Если транспорт ездит под землей, то транспорт будет какой? – подземный.

Логопед: Также, расскажу о классификации транспорта по типу дорог.

 (Слайд 5)

- Если транспорт ездит по воде, то транспорт будет какой? – водный;

- Если транспорт летает по воздуху, то транспорт будет какой? – воздушный.

Логопед: Изучение темы начнем с наземного транспорта. (Слайд 6)

Транспорт, который  ездит по земле называется наземным. (Слайд 7)

К нему относятся: легковые автомобили, самосвалы, автобус, троллейбус, электровоз, поезд, трамвай, велосипед, мотоцикл.

Логопед: Наземный транспорт классифицируется по типу дорог по которым он ездит. Поиграем в игру. (Слайд 8)

Например: Если транспорт ездит по дороге, то транспорт будет какой? – дорожный.
Если транспорт ездит по железной дороге, то транспорт будет какой?

Дети: Железнодорожный

Логопед: Отгадайте загадку: (Слайд 9)

Полотно, а не дорожка,
Конь не конь – сороконожка
По дорожке той ползёт,
Весь обоз один везёт.
Дети: Поезд

Логопед: Молодцы! Следующая загадка: (Слайд 10)

Стук летит из-под колес,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Не пилот, а...

Дети: Машинист

Логопед: Молодцы! Ребята, встаем на физкультминутку. (Слайд 11)

Строимся друг за другом мы с вами паровозик, идем и произносим слова, объезжаем все препятствия, паровозик не должен рассоединяться.

Наш паровозик едет дружно

Нам в детский сад приехать нужно

Мы объезжаем все преграды

Нам  выполнить заданья надо!

Логопед: Следующая загадка: (Слайд 12)

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины,
Называется...
Дети: Машина

Логопед: Загадка (Слайд 13)

Я в машине за рулём

Утром, вечером и днём.

Вместе с мамами ребят

Отвожу я в детский сад.

Вот включаю я мотор,

Потому что я…

Дети: Шофер

Логопед: Молодцы! А сейчас мы поговорим о подземном транспорте. (Слайд 14) Это транспорт, который расположен под землей – это метро. В метро есть станции и подземные поезда, которые передвигаются по рельсам (Слайд 15).

Под землей есть свой эскалатор – лестница, которая сама движется вниз и вверх (Слайд 16).

Логопед: Ещё изучим водный транспорт. Водный транспорт – транспорт. который передвигается по воде. (Слайд 17). Ребята, рассмотрите картинку и скажите, какой транспорт относится к водному (Слайд 18)

Дети: Пароход, лодка, корабль, парусный корабль, катер, танкер.

Логопед: Молодцы! Отгадайте загадку: (Слайд 19)

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет.

Дети: Корабль.

Логопед: Молодцы! Загадка о профессии на корабле: (Слайд 20)

Он на мостике стоит и в бинокль морской глядит, не страшит девятый вал - Крепко держит он штурвал. Он на судне - царь и пан. Кто же это?..

Дети: Капитан.

Логопед: Молодцы! Сейчас мы с вами будем капитаны кораблей, встаем на физкультминутку «Капитан»(Слайд 21)

На корабле из дальних стран

(Ладони складываются  лодочкой)

Плывет отважный капитан.        

(Ладонь правой руки прилаживаем к правому виску «отдаем честь»)

Из тесной рубки у штурвала

(Обоими руками изображаем, как крутится штурвал)

В бинокль видел он немало.

(Руками изображаем бинокль и смотрим в него)

Логопед: Следующий вид транспорта  - воздушный транспорт. Воздушный транспорт – транспорт, который передвигается по воздуху (Слайд 22)

Логопед: Ребята, давайте посмотрим на картинку, и скажем какой транспорт относится к воздушному?

Дети: Самолет, вертолет, ракета, воздушный шар, аэроплан.

Логопед: Молодцы! Загадка: (Слайд 24)

Не птица, а летает,

Не грузовик, а с кабиной,

Не летучая мышь, а с крыльями

Дети: Самолет.

Логопед: Молодцы! Загадки о профессии на самолете. (Слайд 25)

Ведёт он классно самолет, Безопасен с ним полет, Настоящий ас…

Дети: Пилот.

Логопед: Молодцы! А кто знает, как называют женщину, которая обслуживает пассажиров в самолете?

Дети: Стюардесса.

Логопед: Молодцы! Немного разомнемся на физкультминутке «Мамины помощники» (Слайд 26)

Буду маме помогать,

буду сам белье стирать:

(трём кулачки друг о друга)

Мылом мылю я носки,

(провести кулачком о ладошку)

Крепко трутся кулачки,

(трём кулачки друг о друга)

Сполосну носки  я ловко

(двигать кистями рук вправо-влево)

И повешу на веревку.

(Поднять руки вверх и делать щипковые движения)

Логопед: Ребята, а вы знаете, что наземный транспорт делится на: 1.пассажирский,2. грузовой и 3.специальный.

Пассажирский транспорт перевозит  людей – пассажиров. Давайте, рассмотрим, какой транспорт относится к пассажирскому. (Слайд 27)

Дети: Автобус, троллейбус, поезд, трамвай.

Логопед: Молодцы! Грузовой наземный транспорт перевозит грузы. Посмотрите на картинку и скажите, какой это транспорт.(Слайд 28)

Дети: Самосвал, цистерна, грузовые составы на железной дороге.

Логопед: Молодцы! К наземному транспорту специального назначения. Рассмотрим картинку и скажем, какие это машины? (Слайд 29)

Дети: Скорая помощь, пожарная машина, машина полицейских, военная техника, строительная техника.

Логопед: Молодцы! Поиграем в игру «Назови, одним словом».(Слайд 30)

Например: Если у мотоцикла два колеса, то он (какой?) – двухколесный;

Дети: Если у машины четыре колеса, то она (какая?) – четырехколесная;

Если у машины шесть колес, то она (какая?) – шестиколесная; (Слайд 31)

Если у велосипеда три колеса, то он (какой?) – трехколесный;

Логопед: На любой дороге мы пешеходы и водители машин должны соблюдать правила дорожного движения. Отгадайте загадку:

У него глаза большие

Во все стороны глядят,

 Говорят они машинам:

 «Пропустите-ка ребят»

Дети: Это светофор.(Слайд 32)

Логопед: Молодцы!  Этот свет нам говорит: «Подождите – путь закрыт!»

Дети: Красный свет.

Логопед: Молодцы! У светофора свет горит — «Приготовьтесь» — говорит

Дети: Желтый свет.

Логопед: Молодцы! Какой свет нам говорит: «Проходите – путь открыт»

Дети: Зеленый свет

Логопед: С какой темой мы сегодня познакомились?

Дети: С темой транспорт.

Логопед: Молодцы! Транспорт, бывает какой?

Дети: Транспорт бывает: наземный, подземный, воздушный, водный.

Логопед: Ребята, вам понравилось наше занятие? Наше занятие подошло к концу. Спасибо! До свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ПДД в средней группе «Страна Правил Дорожного Движения» (средняя группа)

Конспект занятия по ПДД в средней группе «Страна Правил Дорожного Движения»(средняя группа) Программные задачи:закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;систематизировать знания детей о ...

Конспект занятия по ПДД в средней группе «Страна Правил Дорожного Движения» (средняя группа)

Программные задачи:·        закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;·        систематизировать знания детей о дорожных ...

Лексические темы "Человек. части тела", "Правила дорожного движения".

Материал для помощи воспитателям в ознакомлении с лексическими темами....

Конспект занятия по ПДД в средней группе «Страна Правил Дорожного Движения» (средняя группа) Программные задачи: • закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах; • систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении; • закрепить знания

Конспект занятия по ПДД в средней группе «Страна Правил Дорожного Движения»(средняя группа) Программные задачи:закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;систематизировать зна...

Календарно - тематическое планирование по теме: " Мой город. Транспорт. Правила дорожного движения"

Формировать у детей первичные представления о транспортных средствах ближайшего окружения, об улице, дороге. Расширять представления детей о правилах дорожного движения, знакомить с разными видами тра...