Логопедические задания в формате дистанционного обучения
статья по логопедии

Дяговец Инна Ивановна

В статье представлен опыт коррекционной помощи в условиях дистанционного обучения в дошкольной образовательной организации воспитанникам, имеющим тяжелые нарушения речи, в частности педагогические интерактивные технологии по речевому развитию детей с ТНР. Актуализирована проблема своевременной и объективной коррекции речевых проблем для более точного, целенаправленного и дифференцированного логопедического воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедические задания в формате дистанционного обучения

Дяговец И.И., учитель-логопед

МДОУ «Детский сад № 130»

Аннотация

В статье представлен опыт коррекционной помощи в условиях дистанционного обучения в дошкольной образовательной организации воспитанникам, имеющим тяжелые нарушения речи, в частности педагогические интерактивные технологии по речевому развитию детей с ТНР. Актуализирована проблема своевременной и объективной коррекции речевых проблем для более точного, целенаправленного и дифференцированного логопедического воздействия.

Ключевые слова:  речевое развитие, дистанционное обучение, дистанционное сопровождение, тяжелые нарушения речи, педагогические интерактивные технологии, логопедическое воздействие, дистанционные технологии.

Цифровизация многих сфер и  областей жизни – неоспоримая отличительная особенность последних лет. 2020 год серьезно ускорил этот процесс и заставил задуматься о дистанционной работе многих специалистов, в том числе и логопедов.  В дистанционном формате можно корректировать практически все речевые патологии. Это проблемы с произношением, заикание, дисграфия, дислексия и другие распространенные проблемы. Главное, чтобы программа занятий не требовала тактильной помощи в принятии правильных артикуляционных поз.

Проблемы с онлайн-занятиями могут возникнуть тогда, когда без непосредственного воздействия на ребенка не обойтись, например, при диспраксии. Без личного контакта сложно работать с детьми, у которых не сформировано восприятие плоскостного изображения, отмечаются синдром дефицита внимания и гиперактивности, нарушения эмоционально-волевой сферы, тяжелые множественные нарушения развития. Такие малыши не всегда понимают, что происходит на экране, не способны надолго удержать внимание на словах и действиях логопеда. Но в этом случае можно дистанционно сопровождать родителей ребенка в их работе по индивидуальной программе коррекции и реабилитации.

Для проведения занятий в онлайн-формате целесообразно выделить отдельный кабинет или комнату, а также соблюдать требования к освещению: стол должен стоять напротив окна, в темное время суток или в плохую погоду необходимо включать дополнительный свет.

Специалисту понадобятся стационарный компьютер или ноутбук, камера и микрофон, быстрый и бесперебойный доступ в интернет. Удобнее всего для организации видеосвязи использовать программы Zoom и Skype. Все электронные материалы, ссылки, которыми логопед планирует воспользоваться в процессе проведения онлайн – занятия, должны быть собраны в отдельную папку, это позволит не терять время на их поиск во время занятий. Чтобы взаимодействие с дошкольниками было интерактивным, интересным, рекомендуется задействовать видео с YouTube, презентации, диски и логопедические ресурсы с играми (например, Мерсибо, Speechbolix, Dictionbolix).

Предварительная работа при подготовке к занятию проводится с родителями ребёнка, Перед началом онлайн-обучения специалист оговаривает объем помощи родителей ребенку во время занятия, просит подготовить все нужные пособия, изолировать домашних животных. Нужно заранее предупредить родителей о том, какие пособия, игры, игрушки и другие предметы нужно подготовить к сеансу видеосвязи. Важно сразу договориться о том, как будут выполняться домашние задания, выстраиваться обратная связь по итогам логопедической работы.

Использование дистанционных технологий

При проведении онлайн-занятия традиционно используют возможности программы Microsoft PowerPoint. Предварительно логопед может самостоятельно подготовить презентации, в том числе в формате интерактивной игры по направлениям коррекционного воздействия и обучающей деятельности.

  1. Интерактивные игры и презентации на автоматизацию и дифференциацию проблемных звуков: «Путешествия мышонка Шуши» (звук Ш), «В гостях у Сони и Маши» (дифференциация С-Ш), «Морское приключение» (звук Р) и т.д.

Такие игры  можно использовать также и при проведении традиционного логопедического занятия с использованием интерактивных средств обучения (планшетов, интерактивной доски).

  1. Интерактивные артикуляционные игры – гимнастика («В гостях у Язычка», «Угостим лягушонка» и т. д.). Специалист использует их для проведения артикуляционной гимнастики в том случае, если режим онлайн-связи позволяет видеть и  контролировать артикуляционные позы, и ребёнок уже с ними знакомился в очном режиме.
  2. Игры-презентации, направленные на развитие связной речи и обучение пересказыванию. В таких играх используются опорные схемы для пересказа, мнемодорожки и мнемосхемы. Как правило, при проведении традиционных очных занятий  логопед активно использует эти технологии, в том числе в виде интерактивных заданий на интерактивной доске, индивидуальных планшетах или на компьютере.

Если дошкольник по определенным причинам не посещает длительно занятия в дошкольном учреждении, то такие презентации помогают ему продолжить обучение в данном направлении.

  1. Интерактивные игры и презентации для обучения грамоте, на развитие фонематического слуха.
  2. Интерактивные игровые презентации  и электронные анимированные дидактические пособия на формирование предложений, состоящих из слов слоговой структуры (1-го и последующих типов) у детей с нарушением слоговой структуры слова.

Для проведения онлайн-занятия с использованием вышеуказанных интерактивных дистанционных технологий специалист использует функцию "Демонстрация экрана». Эта функция позволяет выводить на экран, транслируемый ребёнку и родителю, поэтапно слайды-задания. Работая с заданием, специалист задаёт ребёнку вопросы, слышит ответы и контролирует правильность выполнения заданий.

Залогом успешности выполнения ребёнком заданий в онлайн-режиме и эффективной удалённой коррекционной работы выступает ряд следующих факторов:

  • использование достаточного количества наглядного материала;
  • положительный настрой дошкольника на занятие и онлайн-общение с педагогом;
  • смена видов деятельности, предлагаемой малышу для обучения (чередование спокойной деятельности с физкультминутками, заданиями на тренировку памяти, внимания, развития воображения).

Целесообразно периодически  организовывать консультационные этапные видеоконференции с родителями ребенка, на которых разбираются успехи и трудности ребенка в овладении материалом. Так появляется возможность определить, как работают используемые рекомендации и инструменты, чтобы скорректировать их в процессе обучения. Важно обсудить с какими трудностями родители сталкиваются, что ребенку нравится больше всего, а также  организационные вопросы и эффективность выполнения домашних заданий.

Список литературы и ресурсов

  1. Антипова Ж. В. Формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи// Ребенок: Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление/ Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. — М., Воронеж, 2001.
  2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.
  3. Ефименкова Л, Н. Коррекция звуков речи у детей: Кн. для логопеда.— М.: Просвещение, 1987.—200 с: ил.
  4. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
  5. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова: Логопедические задания. — М.: ТЦ «Сфера», 2007
  6. https://gppc.ru/wp-content/uploads/2020/03/Resursy-dlya-organizatsii-distantsionnogo-obucheniya_-Zagladin-V.S.-GPPTS.pdf
  7. https://gppc.ru/dl/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чистую речь ребенку обеспечь. Дистанционное обучение (домашние задания для родителей) для детей с нарушениями речи.

В настоящее время родителям проще обратиться к интернету и найти материал для своего ребенка именно в этом пространстве. Мы предлагаем домашние задания по закреплению звукопроизношения у разных катего...

Чистую речь ребенку обеспечь. Дистанционное обучение (домашние задания для родителей) для детей с нарушениями речи.

В настоящее время родителям проще обратиться к интернету и найти материал для своего ребенка именно в этом пространстве. Мы предлагаем домашние задания по закреплению звукопроизношения у разных катего...

План работы и задания во время дистанционного обучения 2019-2020 уч год

Дорогие родители и воспитатели! Каждый день будут обновляться задания. Следите за обновлениями. Задания и упражнения соответствуют возрасту ребёнка.  Вам, родителям, терпения и хорошего настроени...

Узнаём играя! Материал для домашнего обучения дистанционного обучения. Летние задания

1. "Художественно-эстетическое развитие" Рисование красками "Воздушный Самолёт"https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8526911655555413679&text=рисование+самолет+для+детей+виде...

Узнаём играя! Материал для домашнего обучения дистанционного обучения. Летние задания. Тема транспорт

1. "Художественно-эстетическое развитие" Рисование красками "Воздушный Самолёт"https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8526911655555413679&text=рисование+самолет+для+детей+виде...

Презентация "Музыкальное развитие детей в формате дистанционного обучения" 8.10.2020

Презентация "Музыкальное развитие детей в формате дистанционного обучения"...

Особенности организации логопедической работы в условиях дистанционного обучения.

Особенности организации логопедической работы в условиях дистанционного обучения....